Мінфін - Курси валют України

Встановити
18 квітня 2017, 18:36

Украине нужна пенсионная реформа. Срочно

Грядущая пенсионная реформа — один из самых больных для Украины вопросов. На ней настаивает Международный валютный фонд, без нее нам не видать следующих траншей. Требования кредитора обрастают массой домыслов и слухов. А пути  проведения реформы вызывают споры среди специалистов. О том, какой должна быть пенсионная реформа в Украине, в своей колонке на ЕП написал глава миссии МВФ в Украине Рон ван Роден. «Минфин» приводит сокращенный вариант текста. 

Украина — не единственная страна, где есть демографические проблемы, в частности, сокращение рабочей силы и старение населения. Большинство европейских стран пережили или переживают схожие проблемы. Однако Украина остается одной из последних стран в Европе, которой необходимо решить этот вопрос и реформировать пенсионную систему. 

Невысокий пенсионный возраст и возможность досрочного выхода на пенсию, доступная для многих граждан — одна из характерных черт этой системы. Украинцы выходят на пенсию в среднем гораздо раньше, чем работники в других странах региона.

Средний возраст выхода на пенсию для мужчин составляет около 58,5 года, для женщин — не менее 56 лет. Для сравнения: средние показатели в ЕС составляют 63,6 года для мужчин и 62,6 года для женщин.

Это привело к тому, что в Украине насчитывается более 12 млн пенсионеров — около 30% населения.

Статистические данные выглядят еще хуже, если подсчитать работников, которые платят социальные взносы для поддержки этих пенсионеров. Соотношение плательщиков пенсионных взносов к пенсионерам — почти 1 к 1. Это один из самых низких показателей в мире.

Учитывая значительное количество пенсионеров, взносы социального страхования покрывают лишь половину средств, необходимых для выплаты пенсий, хотя сами пенсии невелики.

Такой дефицит ресурсов свидетельствует о большом размере теневой экономики в Украине. Доля работников, за которых не уплачиваются никакие взносы социального страхования, либо взносы уплачиваются только на основе минимальной зарплаты (даже если работники получают больше), значительна. После резкого сокращения ставки ЕСВ в 2016 году существенного улучшения ситуации с уплатой этого взноса не произошло. Зато имело место резкое уменьшение доходов пенсионного фонда.

Почти две трети пенсионеров получают минимальную пенсию, которая лишь немного выше черты бедности. Это создает существенные социальные проблемы, но пенсионная система вряд ли может платить более высокие пенсии.

Собственно, даже такие низкие пенсии было бы невозможно платить, если бы не помощь из бюджета. В 2016 году размер трансфертов в Пенсионный фонд достиг потрясающего уровня — 143 млрд грн или 6% ВВП. Это второй по величине дефицит пенсионного фонда в Европе по сравнению с размером экономики страны.

Что можно сделать? 

Украина должна найти способ уменьшить приток новых пенсионеров в пенсионную систему и нарастить поступления в Пенсионный фонд. Достичь этого можно разными способами: от дальнейшего ограничения возможности досрочного выхода на пенсию до увеличения эффективного пенсионного возраста.

Действенный путь — дать работникам больший выбор по возрасту выхода на пенсию в зависимости от общей продолжительности трудового стажа. Другими словами: высокие пенсии должны получать те, кто платит больше взносов и работает дольше. Те, кто платит меньше взносов и решил выйти на пенсию раньше, получит меньшую пенсию. 

Усиление взаимозависимости между уплатой взносов и размером пенсионного обеспечения будет стимулировать работников требовать от работодателей уплаты единого социального взноса с реального размера их зарплаты. Это приведет к созданию более справедливой и равной пенсионной системы.

Также важно усилить администрирование доходов с целью сокращения количества предприятий, которые совсем не платят или платят очень мало взносов за наемных работников.

Кроме того, следует жестко отрегулировать упрощенный режим налогообложения для малых предприятий, который создает большие возможности для уклонения от уплаты ЕСВ и налогов.

Введение так называемой накопительной пенсионной системы (второй уровень) в дополнение к действующей, на чем некоторые настаивают, не будет иметь особого смысла без предварительного исправления недостатков действующей системы. Введение накопительной системы было бы преждевременным, учитывая нынешний уровень развития финансовых рынков и нормативно-правовую базу в Украине. 

Не существует никаких сомнений в том, что пенсионные реформы тяжелые и непопулярные. Однако также не должно возникать никаких сомнений относительно того, что только при полноценной пенсионной реформе, благодаря которой сократится приток новых пенсионеров и увеличится число граждан, уплачивающих взносы в пенсионную систему, можно повысить пенсионное обеспечение. 

Коментарі - 30

+
+15
media08
media08
18 квітня 2017, 19:22
#
У нас несколько наболевших вопросов: Не проведена люстрация! Не проведена налоговая реформа! Не проведена пенсионная реформа! Не проведена борьба с коррупцией! Борьба с коррупцией на первом месте! Поборов коррупцию, провелись бы и все реформы!
+
+19
SAndreyS
SAndreyS
18 квітня 2017, 22:17
#
Борьба с коррупцией и люстрация с привлечением действующих чиновников = «пчёлы против мёда», увольнение действующих чиновников = «паралич гос. управления (ничего не будет работать вообще)». Выбирайте!
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 2:50
#
На самом деле 2 решения могли бы поднять пенсии для существующих и тем кто платил взносы менее 5 лет, ПЕРВОЕ это ввести накопительную государственную и частную пенсионные системы с 2 — 5 видами 1)Досрочная2)Долгосрочная3)Досрочная по состоянию здоровья4)Досрочная по инвалидности и так далее. ВТОРОЕ это отменить НДФЛ и ЕСВ для людей моложе 30 лет это позволит привлечь молодёж к накопительной пенсионной системе а старики будут получать пенсии за счёт эмиссии, импортозамешения, рынка земли.Делается это по формуле 1 раз в год снижается ставка НДФЛ и ЕСВ на ~1 — 2 % и эти ~1 — 2 % идут уже в новый фонд/фонды, постепенно налоги будут уменьшатся а отчисления в частные пенсионные фонды рости, году так к 2030 мы будем иметь результат.Частично идея Александра Охрименко.
+
+43
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 10:13
#
Псевдоэкономическая ерунда.
Пенсия за счет эмиссии — это будет дикая инфляция (привет 90е), что такое пенсия за счёт импортозамещения — это вообще непонятно, что такое пенсия за счёт рынка земли — тоже бред.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 14:18
#
Рынок земли наполнит бюджет, крупные агрохолдинги зайдут, а эмиссия по любому будет, государство не найдёт деньги на копрытие дыры в бюджете, разве что не введёт пошлины на импорт или отменит упрощённую систему налогообложения для фопов.
+
+15
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 14:43
#
Рынок земли даст деньги людям, которые ей владеют, доходы бюджета увеличатся через годы и опосредованно через налоги (увеличение производства с/х культур, а также если всё будет хорошо, через развитие промышленности).
Эмиссия есть всегда, это правда, но вопрос в объёмах, если начать финансировать ПФ через эмиссию в существенных объёмах умеренная инфляция превратится в гипер, это азы экономики. только полный профан в экономике может предложить решить проблемы ПФ эмиссией.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 14:48
#
Но если не перевести молодое поколение на современную пенсионную систем уто они просто скажут нафига мне работать если я получу 1200 в 60 лет и жить останется всего лет 10, он даже не сможет потратить всю свою пенсию.Смотрите, чем меньше новых пенсионеров будет в сегоднящшней системе тем больше будет у них пенсия.Главная проблема по сути это не дефицит бюджета а колличество пенсионеров.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 15:07
#
Никто не спорит, что сейчас система несправедлива. Но вариантов нет, кроме как постепенного сокращения ПФ (повышение возраста и уменьшение возможностей выти на пенсию) + параллельно добиваться роста экономики.
Если отменить ЕСВ для людей младше 30 лет, то меньше пенсионеров появится не ранее чем через 25-30 лет, а реальные изменения будут через 40-50 лет, при этом сразу резко упадут доходы ПФ и будут только падать дальше, а расходы еще миниммум 25-30 лет меняться не будут. Это просто нереально.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 15:58
#
Дефицит бюджета не покрыть без рынка земли, без усиления налогообложения импортных товаров, это на будущее, уже сей час отменить упрощённое налогообложение малогосреднего бизнеса.В любом случае эмиссия неизбежна потому что как вы заметили это долгострочная стратегия.Так вот, поэтому я пришол к выводу что чем меньше эмиссии будет тем лучше, это делается только одним способом, уменьшение пенсионеров за счёт введение накопительной пенсионной системы и постепенного перевода рабочий класс на новую систему.

Два сценария
1.Не делаем эмиссию, получаем дэфолт по социальным выплатам, рост нестабильности.
2.Делаем эмиссиию, получаем инфляцию, рост нестабильности.
Вывод — делаем эмиссию
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 16:03
#
К 2050 году заживём
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 16:06
#
1. Дефицит бюджета сейчас 77,5 млрд. грн. — это 10% от бюджета или 3% от ВВП, даже если его покрывать эмиссией, то эмиссия будет контролируемая и в рамках целевой инфляции до 10%.
2. Еще раз, чтобы Вы поняли: «Мы снизим количество пенсионеров исходя из Ваших предложений первый раз только через 25-30 лет», а проблема сейчас.
Да на это не хватит никакой земли.
Мы что эмиссию будем 25-30 лет делать?
За это время инфляция:
— сожрёт накопления молодёжи (никто реально не будет никуда откладывать). Нет дураков откладывать когда идёт эмиссия;
— дикой инфляцией и соответственно девальвацией уничтожим экономику;
— никаких инвестиций вообще не будет ибо нет дураков вкладывать в страны с гипер инфлцией;
Короче бред.
+
+15
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 16:09
#
Еще вопрос, а куда должна откладывать молодёж, какие у нас в стране есть инвестиционные возможности.
Я понимаю ЕС и США — там есть фондовый рынок и контролируемая инфляция, и фонды могут туда вкладывать, а у нас?
Фондового рынка нет и пока не предвидится.
Депозиты?
Доллары?
А при гиперинфляции, как защитить накопления?
Вы подумали над этим?
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 16:27
#
Вы чуть не поняли, сей час мы уже ничего не сделаем, только на будущее, я не вижу что бы в бюджете страны нашлось 3 миллиарда долларов учитывая что торговый баланс госстат и все остальные считают с учётом на всю экономику а на не госсектор.Да, делать эмиссию 25 — 30 лет, но её не нужно будет делать каждый год, хватит 1 раза для начала что бы эффект был, пенсионеры начнут тратить и доходы государства рости как итог пенсионный фонд выйдет из рецессии.Есть инструменты эмиссии например вливаем в НАК Нафтогаз 30 лярдов затем делаем отчисление назад «типа доход», инвестиция или другой финансовый инструмент, схема.Кароче нпросто не волнуйтесь, нац банк с минфином всё сделает.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 16:33
#
Не путайте пенсионный фонд с финансовыми компаниями.Накопительный пенсионный фонд даст приемущество в виде постоянного мониторинга за вашими средствами, государство не сможет их направить на финансирование армии или что то ещё, в этом плюс накопительной системы, что деньги они ваши.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 16:37
#
А как в прошлом году закрыли дефицит в 88 млрд. а ведь закрыли и никакого дефолта?
Всё что гарантируют (со 100% вероятностью) ваши предложения, это:
— инфляция несколько сот %;
— падение экономики;
— девальвация раза в 2-3;
Потому что — это бред экономический.

+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 16:57
#
Даже когда НБУ влил в Приватбанк более 40 миллиардов ничего губительного в этом не было.Если есть деньги пусть закрывают я только за, а вдруг через 30 лет у нас будет дефицит пенсионного фонда, или вы только про сегодня думаете? Никто не допустит такой большой инфляции а падение экономики от эмиссии 50 миллиардов уж точно не будет, если это правильно делать на курсе не отразится.Какая девальвация раза в 2 — 3 если валютный рынок на повышение гривневой массы отреагирует позитивно, это не те времена когда после 13 года капиталы выводили из страны.Мы говорим о пенсионной системе.Я даже не беру в расчёт эмиссию.Просто перевести рабочий класс на накопительную пенсионную систему.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 17:07
#
Ставка НДФЛ 18%,1 процент направляем в накопительный остальное в старый, ставка ЕСВ 22%,1 процент направляем в накопительный остальное в стары.1 раз в год увеличиваем отчисления из НДФЛ и ЕСВ на 1%.Изменение не коснётся всех кто платит ЕСВ и НДФЛ более 5 лет.Что может быть проще?
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 17:14
#
Вот как Вам объяснить, если Вы не понимаете базовых вещей?
Ладно попробую:
НБУ вливал деньги в Приват в 2014 — это кстати дало доп. девальвационный удар в 2016 НБУ не вливал суще ственных денег в Приват, никаких 40 млрд. не было тем более в 2016.
Если финансировать ПФ за счет эмиссии — это 120 млрд. в год — это ДОФИГА. Инфляции и девальвации при такой эмиссии НЕВОЗМОЖНО не допустить.
Невозможно перевести на накопительныую систему предварительно не сбалансировав ПФ и не если предварительно не создать инструменты инвестиций.
Тем более, что не один инструмент не сработает в период высокой инфляции.
Это экономические аксиомы.
Просто детская экономика.
Вы к сожалению экономику не понимаете на простейшем уровне.
Не говоря уже о том, что ЕСВ платит предприятие, что будет, если ЕСВ уберут, а з/п не повысят. Ну просто предприятие будет платить столько же (а так и будет), а на что надеяться тем, кто и так получает з/п в чёрную им и так больше платить не будут ибо — а зачем? На что они будут откладывать.
А как на счет массового увольнения работников 40-50+, так как на них нужно будет платить ЕСВ? По сути дешевле будет молодёж нанимать (любую, пусть тупую) ибо экономия 30%. С нашим менталитетом предпринимателей.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 17:38
#
Действительно курс гривни после новостей о приватизации Привата через месяц уже вырос на ~1.5 грн.Это было около ~50 миллиардов эмиссии после выкупа нац банком ОВГЗ в 2017 году.Вы сами говорите что дефицит пенсионного фонда 77 миллиардов.И каждый раз он будет каждый год.Хорошо, я отказываюсь от идеи эмиссии.Хоть балансируем хоть не балансируем ПФ где брать 3 миллиарда долларов.Инвестиции не нужны, их внутри полно, я не предлогаю фондовый рынок это отдельная тема, я предлогаю накопительную пенсионную систему.Иняляция больше идёт от повышения зарплат и повышения цен на жку не рыночным способом, а не изменения экономики, забыли как при 3200 было? Цены взлетели.Не надо отменять ЕСВ сразу.1% в год.Я же вам написал выше, всем кому 40 — 50+ они как платити 18 % НДФЛ и 22% ЕСВ так и будут платить, молодёж тоже будет платить те же проценты только пенсионные фонды будут разные.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 17:43
#
Да, не выкупал НБУ 50 млрд., а 77 — это общий дефицит всего бюджета Украины с учётом покрытия дефицита ПФУ.
В январе-феврале гривна просто сезонно падала + выплаты в конце года. Никаким Приватом там не пахло.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 17:45
#
Накопительна пенсионная система НЕВОЗМОЖНА без инструментов НАКОПЛЕНИЯ.
Если деньги идут не на выплату действующим пенсионерам, то они должны куда-то вкладываться с определённым доходом? Куда Вы предлагаете людым вкладывать?
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 17:50
#
Вы точно уверены?https://www.epravda.com.ua/rus/news/2017/01/3/616654/
+
0
SAndreyS
SAndreyS
19 квітня 2017, 17:55
#
Уверен. Эта операция означала следующее:
Приват должен был НБУ денег, Минфин выпустил облигации, вложил их в капитал Привата, Приват продал облигации НБУ, НБУ дал Привату денег, которые тот снова перечислил в НБУ и тем самым закрыл задолженность.
По сути был Приват должен НБУ, а теперь Минфин должен НБУ. Чистая техника, денег ни у кого больше не стало.
Просто теперь другой должник у НБУ и инструмент долга не рефинанс и стаб. кредит, а ОВГЗ.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 18:01
#
Фонд может использовать простые инструменты хеджирования, с чего и будет администрироватся.Недвижимость, высоколиквидный бизнес.Вы считаете что 1200 — 1600 грн это достойная пенсия или может быть вы видете что бы правительство делало индексацию в 7 — 8 раз? Как это должно быть по закону.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
19 квітня 2017, 18:08
#
Нет, рефинансирование которое Приват должен был НБУ должно было быть просто списано уменьшением стоимости вхождение национального банка в капитал Приватбанка.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
20 квітня 2017, 9:14
#
Недвижимость и высокликвидный бизнес — это и есть фондовый рынок т.е. акции таких компаний. А у нас его нет.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
20 квітня 2017, 9:16
#
В том то и дело, что Вы не знаете, чтоне НБУ вошёл в Приват, аМинфин. Поэтому и схема была такая.
+
0
Artur13
Artur13
21 квітня 2017, 21:30
#
Каждый официально работающий человек в Украине работает 2 месяца в году исключительно на пенсионный фонд, и некоторые со стажем 45 лет. Нету никакой индексации, и даже с очень достойной зарплатой, вашей пенсии через 5 лет пенсии хватит едва ли на кусок хлеба. Это абсолютно нормально, что люди и предприятия не хотят платить в ПФ.
+
0
regulator
regulator
19 квітня 2017, 7:32
#
МВФ приведет к победе коммунизма.
+
+7
Perseo
Perseo
19 квітня 2017, 15:07
#
В итоге пенсии будут платить только госслужащим. Остальным — сеансы психотерапии в выпусках новостей.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися