Отставка Валерии Гонтаревой не была сюрпризом для рынка. В профессиональных кругах эту тему начали обсуждать еще зимой. Как оценивают работу пока еще действующей главы НБУ сами банкиры и финансисты? Единого мнения среди них нет.
Что осталось после Гонтаревой
«Минфин» собрал самые яркие мысли банкиров и экспертов по поводу отставки Гонтаревой.
***
Тамара Савощенко, предправления Укрсоцбанка
Можно выделить 5 основных позитивных моментов за эти годы:
Смелость и решительность в подходе к реформам – как раз то, чего крайне не хватает большинству других ведомств в нашей стране. К сожалению, люди больше склонны запоминать банкротства банков, выросший курс и «сгоревшие» деньги на счетах, но не всегда хотят разбираться в реальных причинах ухудшения своего (и страны) благосостояния.
Конечно же, очистка банковской системы от неликвидных, карманных, олигархических, непрозрачных и неплатежеспособных банков – это реформа №1. Это назрело уже давно и, по большому счёту, это нужно было сделать намного раньше, еще до Гонтаревой. К сожалению, никто из мужчин, возглавлявших НБУ, не решился сделать то, что оказалось по плечу Валерии Гонтаревой. Она не побоялась принимать непопулярные решения, подставив себя под огонь политических популистов и квазиэкспертов.
Ещё одна важная реформа – внутренняя. Нацбанк при Гонтаревой стал совершенно иным: более прозрачным, гибким, открытым к конструктивному диалогу с банками, нацеленным на развитие всей банковской системы (а не лоббирование клановых интересов) и готовым к долгосрочному стратегическому планированию.
Отдельно отмечу монетарную политику и нежелание переходить к допэмиссии гривни, несмотря на бесконечные призывы популистов «взять курс под контроль». Еще одно — деолигархизация банковской системы и решение вопроса с ПриватБанком. Также стоит отметить увеличение ЗВР. Уже один этот факт позволяет всей стране увереннее смотреть в будущее, чем это было в 2014-м.
Эрик Найман, инвестбанкир Capital Times Investment Company
Я бы хотел услышать от Валерии Гонтаревой всю правду о том, как и кто реально принимал решения о банковской чистке. Кто и сколько на этом заработал, куда делись валютные резервы в конце 2014 года (уже при ее каденции), почему до сих пор нельзя доверять банковской отчётности (да и видеть ее своевременно). Почему так и не заработал институт кураторов и санации проблемных банков, зачем нужно было обваливать гривну в условиях войны и кто на этом заработал, о схемах ICU. И лишь затем можно определять роль и место Валерии Гонтаревой в современной истории Украины.
Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Если ты попытался изменить систему, то ты испортил жизнь очень многим. Немногие понимают, с каким ворохом проблем столкнулся НБУ. Очень хотелось бы, чтобы Валерии Гонтаревой довелось делать не только грязную работу. Чтобы Нацбанк продолжил и завершил либерализацию рынка, показав, что жесткие административные меры не были его идеологией, а лишь вынужденной мерой. Но эта благодарная работа достанется кому-то другому.
Я хочу сказать спасибо Валерии Гонтаревой за жесткую монетарную политику. Именно такая политика позволила не упасть глубоко. Не стать Венесуэлой. Все пожелания напечатать деньги были отправлены в мусорную корзину. За то, что пока она была главной, не было шансов у тех, кто продвигал идею дать кредит под нужную ставку нужным людям.
Вакханалия с рефинансированием была завершена. Да, ликвидность банков продолжала поддерживаться. Да, часть этих денег выходила за границу. Но если мы посмотрим на цифры, то с момента прихода Валерии Гонтаревой в Нацбанк объемы рефинансирования банков неуклонно снижались.
Я хочу сказать спасибо Валерии Гонтаревой за Приватбанк. Если бы не старания Нацбанка, пирамида имени Игоря Коломойского продолжала бы работать. Грозя, рано или поздно, похоронить под собой весь банковский рынок. За очищение банковской системы. Которая просто не могла бы работать по-человечески, сохранись в ней такое большое количество пылесосов, банков зомби и просто отмывочных контор. Прозрачность банковского сектора выросла в разы. И за то, что повысилась ответственность собственников.
Александр Данилюк, министр финансов
Валерия Гонтарева — настоящий change-maker. Она собрала сильную команду, которая превратила Национальный банк Украины в действительно эффективного регулятора и движущую силу реформ во всем финансовом секторе. Команде Нацбанка удалось удержать стабильность банковской системы в очень сложных условиях. Горжусь тем, что нам всегда удавалось находить общий язык и единую позицию. Мы вместе принимали сложные важные решения и брали за них ответственность.
Конечно, Нацбанк сейчас — крепкая организация, но не стоит недооценивать роль будущего руководителя. Надеюсь, что главой Нацбанка будет назначен профессионал, который сможет уверенно продолжить начатое.
Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари
Перечисляя основные события, произошедшие в банковской системе и на валютном рынке Украины при Валерии Гонтаревой, часто можно столкнуться с прямо противоположными оценками одних и тех же фактов. Можно говорить о трехкратной девальвации гривны за три года, а можно те же самые процессы охарактеризовать как переход к инфляционному таргетированию и плавающему курсообразованию, что позволяет экономике более гибко реагировать на меняющиеся внешние условия.
Кто-то ставит в вину Гонтаревой то, что при ней лишилось лицензий (лопнуло) около 90 банков, но эти же процессы можно назвать расчисткой банковской системы от ранее накопившихся проблем. Введение административных ограничений на валютном рынке в 2014 году, с одной стороны, позволило избежать коллапса финансовой системы во время фактической войны, с другой – стимулировало серый и черный валютные рынки. Регулярное финансирование ФГВФЛ, с одной стороны, порождало инфляционные и девальвационные риски, с другой — помогло вкладчикам относительно безболезненно пройти через массовый отзыв лицензий.
В качестве безусловной заслуги НБУ можно отметить качество взаимодействия с МВФ, который периодически предъявлял претензии к различным органам государственной власти по поводу темпов реформ. Но никогда адресатом таких претензий не был Нацбанк.
Виктор Шулик, эксперт рейтингового агентства IBI-Rating
Оценивать желательно не только руководителя, но и команду. НБУ работает не сам по себе, а в связке с другими органами управления, а его политика, во многом предопределена обязательствам перед третьими сторонами (например МВФ).
Среди ключевых аспектов деятельности НБУ за последние несколько лет было сокращение количества банков (по сути выдавливание с рынка значительного числа учреждений, в том числе, за счет изменения требований к капиталу и оценке рабочих активов). Некоторые банки были выведены с рынка принудительно, даже имея высокие параметры ликвидности. В последствии некоторые учреждения выиграли суды, что значительно ослабляет позицию НБУ, как регулятора. Нужно заметить, что качество отчетности поднадзорных организаций улучшилось.
Важный момент — волатильность денежно-кредитной и валютной политики. Правила менялись достаточно часто, что во многом мешает даже среднесрочному планированию. Несмотря на то, что в отдельных аспектах ситуация (в зоне ответственности НБУ) демонстрировала признаки стабилизации и улучшения, в целом не были решены проблемы по защите иностранных инвестиций (возврат дивидендов осуществляется в «ручном порядке»), а также локальных клиентов банков. Кредиты рефинансирования предоставляются исключительно для поддержания краткосрочной ликвидности, тогда как кредитование экономики не восстановлено.
Коментарі - 1