Прошлая неделя была богата на события и инфоповоды. По классической теории валютного и биржевого рынка они должны были бы привести к значительным колебаниям курса. Причем в абсолютно противоположных направлениях.
Валютный рынок: Снова движемся к многокурсию
Слишком много всего
С одной стороны — получение транша МВФ на $1 млрд и последовавший сразу же за ним второй транш макрофинансовой помощи ЕС на сумму 600 млн евро. Плюс ослабление валютных ограничений Нацбанком (снижение обязательной продажи валютной выручки с 65% до 50% и увеличение лимита покупки наличной валюты гражданами в эквиваленте с 12 до 150 тысяч гривен в день). Все это должно было бы положительно повлиять на обстановку на валютном рынке и на курс гривны в краткосрочной перспективе. Косвенно в плюс гривне могло сработать и почти свершившееся получение безвиза со странами ЕС — «мол, Украина активно движется в Европу».
С другой стороны — скандал с активистами у дома главы НБУ Валерии Гонтаревой в сочетании с нарастающими и частично подтвержденными ею самой слухами о возможной скорой отставке. Обыски и выемка документов в НБУ, незавершенная история с арестом, а затем — выходом под залог главы ГФС Романом Насировым. Коррупционные скандалы последних дней и обострение ситуации в АТО. Эти факторы должны были психологически играть против гривны.
Причины загадочного поведения курса
Но котировки пока больше напоминают хаотическое и ситуативное движение, нежели четко оформившийся тренд. За прошлую неделю доллар незначительно подешевел с 27,05/27,09 гривен на утро прошлого понедельника до уровня 26,95/26,98 к концу пятницы.
Абсолютно не привязываясь к перечисленным выше новостным событиям, он в начале недели вырос до 27,16/27,20 гривен, а затем — такими же темпами упал ниже 27 гривен. Не порадовали и объемы операций на межбанке в этот период — они были в пределах $161-256 млн. Только в пятницу (что необычно для последнего дня недели) показатели доросли до $303,34 млн. С учетом поправки этой статистики на методику отражения сделок по ВалКли - реальные объемы операций на торгах в эти дни не превышали даже уровня в $151,67 млн.
Это говорит о том, что украинский валютный рынок продолжает жить только по своим законам и мало привязан к нормальной логике поведения валют на мировых рынках.
Причины все те же — низкие объемы торгов, зависимость поведения курса от действий и ситуативных интересов 7-10 крупных операторов рынка (из которых уже сейчас почти половина объема сделок — это госбанки и иногда — сам НБУ через аукционы и все более активно используемые — «запросы лучшего курса»).
После введения санкций против дочек российских госфинучреждений, удельный вес на межбанке украинских госбанков растет. Это на руку и самому НБУ — с отечественными госбанками ему проще проводить относительно согласованную политику. Ведь хозяин один — государство. Отсутствие серьезного и конкурентного валютного рынка и его постепенная монополизация приводят к тому, что объективные экономические факторы все меньше влияют на поведение валютного межбанка.
Возникает потенциальная угроза отрыва официального рынка от фактического в случае валютной турбулентности. Нечто подобное уже не раз случалось. Пример — так называемый индикативный курс Нацбанка в 2014 году, который значительно отличался от фактических котировок рынка. В этот период банки были вынуждены «добирать» реальную рыночную цену доллара за счет комиссий, чтобы не навлечь на себя гнев регулятора, который привязывался к только его устраивающему мифическому индикативному уровню. Потом от этой «гениальной идеи» чиновники НБУ отказались, но явление «многокурсия» надолго запомнилось как казначеям банков, так и их клиентам.
Не совсем простую ситуацию на валютном рынке можно проследить и на поведении самого регулятора в части его вмешательств в ход торгов. Еще в прошлом году основным публичным инструментом выхода на торги с целью пополнения ЗВР и сглаживания курсовых колебаний были аукционы НБУ по покупке/продаже доллара. Участвовали в этих аукционах фактически все банки с суммами от $100 тысяч долларов и проводились они достаточно часто.
С 2017 года НБУ все больше использует другой, менее публичный механизм интервенций — «запрос лучшего курса». По данным самого Нацбанка, в первом квартале этого года он купил на межбанке $419,7 млн (из них через «запрос лучшего курса» $135 млн) и продал $288,5 млн (из них через «запрос лучшего курса» - $13 млн).
При такой форме интервенций НБУ на валютном рынке работает только с избранной двадцаткой банков и проводит свои операции, «не светя» ни их объемов, ни условий сделок с этими финучреждениями. Это отсекает значительную часть небольших банков- участников торгов и потенциально позволяет регулятору негласно управлять курсом.
Банки не могут комментировать «запросы лучшего курса» и сделки с НБУ на этих условиях — банковская тайна.
Механизмы непубличных операций на валютном рынке есть у многих центробанков мира, но тот факт, что НБУ все активнее применяет именно эту форму воздействия на рынок — настораживает. Он говорит о том, что чиновники Нацбанка не уверены в управляемости ситуации с курсом в среднесрочной перспективе и предпочитают иметь механизм «дополнительного контроля за ситуацией на межбанке». С их точки зрения это удобно. Опять же, в кризисных ситуациях это объясняет «загадочное» поведение курса на торгах.
Сообщение о таких операциях задним числом (например, раз в квартал) — в определенное самим регулятором время — не позволяет рынку оперативно реагировать на ситуацию и приводит к тому, что не «избранные» в двадцатку банки работают в режиме «гонки за давно ушедшим поездом».
О росте роли применения непубличного механизма в деле управления курсом красноречиво говорит сама статистика НБУ по количеству проведенных аукционов. С начала года их было всего 17. Из них в январе — 9, феврале — 6, марте — уже всего 2. Остальное — «запросы лучшего курса». Причем уже с февраля-марта, по информации участников рынка, Нацбанк был довольно активен в этом вопросе.
Таким образом, НБУ все больше предпочитает работать на межбанке «по-тихому». Винить в такой ситуации только регулятор было бы некорректно — слишком много факторов на валютном рынке, которые зависят от общеэкономической ситуации в стране, а не только от него. Но и говорить об особых успехах — тоже пока нельзя.
Скорее, происходящее можно назвать постоянным «тушением пожаров». Хотя иногда (например, в ситуации с продолжением банкопада) — такое поведение НБУ больше напоминает тушение пожара с помощью бензина. Косвенный результат от таких действий любой гражданин может наблюдать в обменных пунктах в период очередных «негараздов».
Что будет влиять на курс на этой неделе
-
Подспорьем для гривны станут достаточно низкие остатки на коррсчетах банков ( за прошлую неделю они снизились с 45,4 млрд грн до 40,7 млрд). Если они останутся на приблизительно таком же уровне - в системе не будет значительной переликвидности и это не будет давить на курс;
-
Вторая декада апреля с учетом приближающихся Пасхальных праздников заставит экспортеров активно заводить и продавать валюту для проведения своих хозяйственных операций внутри страны. Тем более, что теперь им надо обязательно продавать из выручки только 50%, а вторая половина остается у них. Это дает им большую возможность для маневра в принятии решений по объемам и датам продажи. У импортеров фактор приближающихся праздников также играет не последнюю роль, так как «зависнуть с товаром» на таможне или с низкой реализацией из-за череды выходных — никто желанием не горит. Выход — оперативнее закрывать свои внешнеэкономические контракты, чтобы успеть до праздников. Таким образом, активизируются и покупатели и продавцы валюты на рынке;
-
Фактор политической обстановки в стране и ситуации в АТО также никто не отменял, да и все усиливающиеся слухи о скорой отставке главы НБУ — стабильности не добавляют;
Прогноз «Минфина» на эту неделю по курсу доллара
Безналичный доллар
Предпраздничная неделя при сохранении умеренной ликвидности в системе (коррсчета банков в пределах 39-44 млрд гривен) снизит давление на гривну на межбанке. Зависимость поведения курса доллара от ситуативных интересов крупных экспортеров и импортеров, а также самих банков-крупных игроков — сохранится. НБУ продолжит ежедневно мониторить тренд по курсу в течение сессии и в случае значительных перекосов будет вынужден выходить на рынок. При этом, по-прежнему будет предпочитать менее публичный вариант интервенций — «запрос лучшего курса». Ему так проще.
При возникновении ситуативного излишка доллара на рынке, НБУ будет активно его выкупать, что не даст гривне сильно укрепляться. При недостатке валюты на рынке Нацбанк будет выходить с продажей доллара только в крайних случаях — при колебаниях курса в пределах 25-35 копеек. В случае более низкого уровня колебаний, регулятор будет экономить ЗВР и давать возможность участникам рынка самим находить компромиссный курс. Спекулятивные попытки раскачать курс, играя то «на повышение», то «на понижение» — продолжатся.
Опосредованно на валютные котировки будут влиять и внешние факторы. Самыми важными могут оказаться обострение ситуации в Сирии и показатели экономики США и стран ЕС. Оба из них уже оказали существенное влияние на рост котировок золота, нефти, и на часть соотношений в парах основных валют относительно доллара. К моменту написания статьи евро просел до уровня ниже 1,06 относительно американской валюты. На украинском рынке наиболее существенно это может отразиться на курсе гривны относительно евро, швейцарского франка и британского фунта.
«Минфин» не ожидает существенного укрепления курса гривны на этой неделе. Компромисс интересов по курсу между экспортерами, импортерами, НБУ и самими банками в этот период будет найден, скорее всего, в коридоре 26,85-27,25 гривен за доллар при ежедневном объеме операций на торгах в пределах $200-280 млн и совершении до 420-510 операций.
Наличный доллар
Значительного снижения котировок на наличном рынке также не произойдет. Наличный курс будет ориентироваться на поведение доллара на межбанке.
При стабильной ситуации на безналичном валютном рынке «Минфин» прогнозирует спред по наличному доллару в пределах 4-10 копеек при среднем уровне покупки в пределах 26,89-27,01 гривен и продажи наличного доллара в пределах 27,05-27,15.
Коментарі - 4
— азиров и ко плохие, они держат курс и палят резервы
-кто купит бакс по 12- еще очень сильно об этом пожалеют
— курс 16? не смешите меня, доллар по такой цене никому не интересен
-мы смогли стабилизировать и объеденить рынок, курс 18
— 24 грн, это средневзвешенная цена
-40 грн за бакс- спекуляции
-27-28 грн за бакс, начинают палить резервы и делать тоже самое что азиров
Вангую что наступник вспомнит и азирова и кубива, а про гонатреву временно придется помолчать) Тем временем, самое время для пп курс на 30 перебивать, заодно считать удобненько
С каких автор прогноза заявляет о курсе скупки на неделю «в пределах 26,89-27,01»?