Прошлая неделя не была удачной для гривны. Обычно национальная валюта укрепляется в период дней налоговых платежей и в первые дни третьей декады месяца. В это время компаниям нужны гривневые ресурсы для расчетов с бюджетом. Этим пользуется Нацбанк — он не только понижает котировки доллара на межбанке, но и активно пополняет ЗВР, выходя на торги с валютными аукционами и «запросами лучшего курса».
Нацбанк торгует валютой втихую
Но в этот раз все не так. Происходящее сейчас можно назвать позиционными войнами курсовых интересов, в которой принимают участие крупные экспортеры и импортеры. Единого победителя нет — и те и другие берут верх попеременно. За последние две недели Нацбанк только 1 раз смог выкупить доллар на аукционе. Ему досталось $25,1 млн.
Из-за непростой ситуации на валютном рынке НБУ все чаще предпочитает работать на межбанке «по-тихому», используя запрос лучшего курса. При таком формате объемы, курсы и сами сделки между 20-ю «избранными» банками и регулятором являются банковской тайной. Это позволяет НБУ влиять на происходящее на межбанке, не афишируя характер своих операций.
Судя по статистике торгов и поведению некоторых участников межбанка в последние дни, Нацбанк проводил такие операции как минимум один, а вполне возможно и два раза. Причем один раз — для выкупа излишка доллара, второй — для сдерживания роста котировок. Такая ситуация создает определенную недосказанность между банками-участниками торгов — теми, кто входит в этот «список избранных» и теми, кто в него не попал (особенно в период потенциальных курсовых колебаний).
Конечно, Нацбанку удобнее работать только с крупными операторами рынка, да еще и в режиме относительной ограниченности по информации. Но иногда это дезориентирует небольшие банки, а значит — и их клиентов, так как фактически в этом случае они работают без четких курсовых ориентиров.
«Минфин» уверен, что чиновникам Нацбканка было бы полезно периодически официально освещать свои действия по режиму «запроса лучшего курса», чтобы информировать рынок о состоянии дел. Это позволило бы регулятору время от времени одерживать победу в информационной войне с «всепропальщиками» или теми, кто желает видеть во всем «зраду» или «перемогу».
Если отбросить фактор использования «тихого влияния» на валютный межбанк со стороны Нацбанка, то в сухом остатке имеем:
За прошлую неделю доллар вырос с 26,88/26,92 гривен на утро прошлого понедельника до 27,12/27,18 к концу пятничной сессии. Не порадовали и объемы операций на межбанке. Все дни прошлой недели они колебались в пределах скромных $192- 223 млн, и только в четверг почти достигли $275 млн. Если скорректировать эти цифры в соответствии со спецификой отражения сделок в системе Нацбанка ВалКли, то фактические объемы операций в долларовом эквиваленте не превышали в самый удачный день даже $137,5 млн. Эти цифры не внушают оптимизма даже людям, уверенным в стабильности гривны. Что уж говорить о всегда критически настроенных инвесторах, аналитиках и самих банкирах.
Винить в происходящем сейчас только НБУ — было бы некорректно, но и хвалить пока особенно не за что.
Основные причины обострения ситуации на валютном рынке:
Незапланированное «зависание» решения МВФ по новому траншу (несмотря на заверения чиновников Нацбанка о включении этого вопроса в повестку дня руководством МВФ до конца марта, конкретной даты даже в апреле так и не обнародовано). Учитывая расплывчатую формулировку о необходимости коррекции планов из-за введения Украиной блокады ОРДЛО, процесс принятия решения чиновниками МВФ может растянуться на любой приемлемый для них период. Они никуда не спешат, а вот Украине придется корректировать свои планы. Впереди очередные погашения внешних обязательств. Получение $1 млрд от МВФ уже было включено в этот платежный календарь. После решения о блокаде ОРДЛО и захвате части украинских предприятий на временно оккупированных территориях на Донбассе, вынужденной негативной коррекции были подвержены практически все основные показатели экономики — от размера инфляции и увеличения дефицита платежного баланса страны до возможного роста прогнозного курса доллара.
Еще один фактор — введение санкций против украинских «дочек» российских госбанков. С этим решением, по мнению многих банковских аналитиков, Нацбанк опоздал как минимум на два -три года. Оно приведет к нескольким последствиям:
1) частичной миграции валютных клиентов из этих банков в другие украинские финучреждения — в первую очередь, в госбанки и в крупные «дочки» европейских банков. То есть произойдет передел удельного веса и роли на валютном межбанке крупнейших игроков;
2) сокращению ввода валютных средств со стороны российских материнских банков для поддержания своих «дочек» в Украине, а в перспективе — к их активной продаже и уходу с нашего рынка;
3) росту недоверия к банковской системе в этот переходный период по принципу — «надо подождать и разобраться, что будет», что чревато очередным замедлением экономической активности в стране.
Особенно это актуально на фоне непрекращающегося «банкопада» (хотя глава Нацбанка регулярно утверждает, что чистка закончена). И надо быть реалистами — к концу лета банкам необходимо нарастить капитал до новой отметки — минимум в 200 млн гривен. По данным регулятора, 37 банкам потребуются дополнительные вливания. До победного решения этого вопроса дойдут не все, что опосредованно опять ударит как по экономике, так и по валютному курсу.
Непростая ситуация с ценами на традиционные товары украинского экспорта — металлы, сельхозпродукцию и некоторые виды другого сырья. Мало того, что сырьевые рынки сами по себе очень зависимы от мировой конъюнктуры. Из-за технического отставания в оснащении производства украинские товары имеют значительно большую энергоемкость и материалоемкость, нежели у их конкурентов. На фоне начавшегося роста цен на энергоносители (в основном — импорт) и других затрат предприятий, это снижает привлекательность экспортных операций. А значит, НБУ стоит перед дилеммой: рост курса необходим для поддержания экспортеров и увеличения притока валюты в страну, но он же «валит» показатели платежного баланса и увеличивает диспропорции в экономике, в том числе инфляционные процессы. Нацбанк не может не учитывать этого в своих действиях и вынужден лавировать между интересами крупнейших экспортеров и импортеров.
Стоит также помнить и о возможных потерях от введения Россией ответных запретительных санкций по осуществлению денежных переводов в Украину. Не секрет, что часть наших граждан работает в РФ и их перечисления своим семьям в Украину создавали дополнительный приток валюты. Теперь этот поток пойдет либо через увеличившуюся цепочку платежных систем третьих стран, что увеличит комиссии за перевод таких средств, либо — как в лихие 90-е — неконтролируемым «серым» налом. А это, опять же, ударит по легальному сектору экономики, косвенно - по бюджетным поступлениям и периодически — по курсу.
Перетрубации с лоро-счетами небольших банков в Укргазбанке (это не связано с самим Укргазом — к нему вопросов нет) ставит перед банками вопрос по дальнейшему оперативному обслуживанию своих валютных клиентов. Пока речь идет о долларе, но по рынку упорно идет информация, что скоро с подобными проблемами могут столкнуться и клиенты со счетами в евро. Причем не только банки, обслуживающиеся в Укргазбанке.
Небольшим финучреждениям в этом случае придется либо оперативно открывать прямые корсчета в долларе (потенциально и в евро), что в силу ряда причин дорого и непросто, либо — подготовиться к миграции части клиентов в те банки, которые имеют прямые долларовые корсчета. А это, в свою очередь — опять переток валютных клиентов в банковской системе, и чего греха таить — периодические сложности в качественном и быстром обслуживании. Ведь в маленьком банке любой валютный клиент с оборотами в 100-200 тысяч долларов — это почти VIP. Этого не скажешь о крупных финучреждениях, которые пока часто не страдают качественным обслуживанием. Именно качеством обслуживания «выигрывали» конкуренцию за клиента небольшие банки. Теперь же может возникнуть угроза для одних — потерять на ровном месте хороших клиентов, а для самих клиентов — оказаться в роли пенсионера в госбанке или на Укрпочте в дни оплаты коммунальных услуг. Все эти перетрубации также влияют на настроения участников валютного рынка.
Ситуация на наличном валютном рынке
На наличном валютном банковском рынке успехи гривны были также весьма скромными. В начале прошлой недели наблюдалось незначительное укрепление гривны — доллар вполне спокойно можно было купить по курсу 26,90-26,95 гривен. Но уже с вечера прошлой среды курс продажи вырос до 27 гривен с постепенным ростом до 27,05-27,15 гривен к пятнице. Причин было две — рост котировок межбанка и появившийся дефицит наличного доллара в обменниках, что сразу же подтолкнуло курс вверх.
Такое поведение обоих сегментов валютного рынка говорит о шаткости позиций гривны как на валютном межбанке, так и на наличном банковском рынке.
Что будет влиять на курс на этой неделе
-
Частичным подспорьем для национальной валюты будет необходимость завершения валютных и гривневых операций компаний по месяцу и кварталу. Гривна будет нужна всем. Это не только увеличит активность на рынке, но и «свяжет» значительную часть гривневых ресурсов у компаний, стимулируя экспортеров к заведению и продаже валюты;
-
Потенциальное уменьшение остатков на корсчетах банков в этот период также сузит возможности спекулянтов. На прошлой неделе счета банков постепенно снизились с 51,5 млрд гривен до 46,2 млрд гривен ;
-
Новости по срокам окончательного рассмотрения руководством МВФ решения о транше на $1 млрд;
-
Политическая обстановка и ситуация в АТО .
Прогноз «Минфина» на эту неделю по курсу доллара
Безналичный доллар
Приближение отчетной даты при сохранении корсчетов банков в пределах 43-46 млрд гривен снизит давление на гривну на межбанке. Зависимость тренда по курсу доллара от ситуативных интересов крупных игроков сохранится. НБУ будет вынужден мониторить движение курса в течение сессии. В случае значительных перекосов, он станет выходить на рынок как с публичным инструментом — аукционами по покупке-продаже доллара, так и с более кулуарным механизмом — «запросом лучшего курса».
При возникновении ситуативного излишка доллара на рынке, НБУ будет активно его выкупать, что не даст гривне сильно укрепляться. В случае же недостатка валюты на рынке, Нацбанк будет выходить с продажей доллара только при колебаниях курса в пределах не менее 20-25 копеек, предпочитая максимально экономить ЗВР. Возможны спекулятивные попытки раскачать курс, играя то «на повышение», то «на понижение». В этом случае, Нацбанк также постарается не тратить большие объемы ЗВР, предпочитая психологически сбивать ажиотаж на рынке через «запрос лучшего курса».
«Минфин» не ожидает существенного укрепления курса гривны. Скорее всего, компромисс интересов экспортеров, импортеров, Нацбанка и самих банков на этой неделе будет найден в коридоре 26,90-27,20 гривен за доллар при ежедневном объеме операций на торгах в пределах $210-260 млн и совершении до 420-540 операций.
Ключевыми игроками на межбанке останутся госбанки, Райффайзен банк Аваль, UKRSIBBANK, Ситибанк, ПУМБ, Пивденный, Диамант, несколько банков бывшей 4-й группы и сам Нацбанк.
Наличный доллар
Значительного снижения котировок на наличном рынке также не произойдет. Наличный курс будет ориентироваться на поведение доллара на межбанке.
При стабильной ситуации на безналичном валютном рынке «Минфин» прогнозирует сужение спреда на рынке до 7-10 копеек при среднем уровне покупки в пределах 26,95-27,10 гривен и продажи наличного доллара в пределах 27,05-27,18.
При раскачке курса на межбанке, «Минфин» прогнозирует рост спреда между покупкой и продажей в пределах до 15-25 копеек при среднем уровне покупки в пределах 27,10-27,20 гривен и продажи наличного доллара в пределах 27,25-27,40.
Коментарі - 7