В ночь с 6 на 7 марта Соломенский районный суд Киева вынес решение в отношении отстраненного главы ГФС Романа Насирова, который обвиняется антикоррупционными органами в превышении служебных полномочий. Чиновник оказался под стражей с правом внесения залога в 100 млн гривен. Что происходит в фискальной службе в его отсутствие — в материале РБК-Украина. «Минфин» выбрал самое любопытное.
Что происходит в ГФС без Насирова
Ситуация с арестом Романа Насирова внесла сумятицу в работу Государственной фискальной службы. «Касательно операционной работы и имплементации изменений в Налоговый кодекс – полная тишина. Все в полном отчаянии, никто не знает, что делать, куда бежать, — рассказал один из депутатов-членов парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
В Минфине уверяют, что на данном этапе „провалов“ по сбору налогов не видят. „По динамике все нормально, отрицательных вещей я пока не вижу. “Шмонают» отдельных людей, а не тех, кто обеспечивает сборы. Директора департаментов по сбору работают все", — уточняет источник в Минфине. В то же время по оперативным данным Госказначейства на 13 марта, сумма собранных налогов в целом по структуре ГФС (налоговая плюс таможня, без возмещения НДС) составил 19,2 млрд гривен. Годом ранее, на отчетную дату, в бюджет было перечислено 25,5 млрд гривен.
В самом ведомстве действительно неспокойно. Сотрудники отказываются общаться, а ряд ключевых фигур центрального аппарата ходят на допросы (как свидетели) в НАБУ по делу о реструктуризации. В частности, первый замглавы ГФС — глава налоговой милиции Сергей Билан и руководитель департамента погашения долга Владимир Новиков. По словам источника в ГФС, «под прицелом» силовых структур находится и начальник Офиса крупных плательщиков налогов Евгений Бамбизов.
Под шумок ареста Насирова и назначения и.о. главы ГФС Мирослава Продана, которого лоббировал премьер-министр Владимир Гройсман, ведомство попало под настоящий контроль Минфина, как того и предусматривает система субординации. Как известно, у министра финансов Александра Данилюка давний личностный конфликт с Романом Насировым. По словам министра, глава ГФС неоднократно игнорировал поручения Минфина. Теперь в центральном аппарате, по словам одного из собеседников из числа налоговиков, буквально «днюет и ночует десант Данилюка» во главе с Яной Бугримовой, руководителем Проектного офиса реформ при министерстве.
Минфин в очередной раз активизировал процесс наработки пакета реформ в структуре ГФС. В чем суть реформы, Александр Данилюк не уточняет. Он лишь отмечает, что все структурные изменения согласованы с международными партнерами, прежде всего МВФ, и они, в том числе, были предметом согласования во время его поездки в Вашингтон на прошлой неделе.
Источники издания в министерстве говорят о прямо противоположных сценариях. По информации одних, у Минфина «есть желание сделать единое юрлицо», слив воедино налоговую и таможенную администрацию. Напомним, это одно из требований МВФ, которое переходит из одного меморандума в другой. Источники издания, знакомые с предложениями, отмечают, что речь идет о слиянии ведомств в составе Минфина. «То есть юрлицо, условно, одно – Минфин, а контроль и ответственность остается внизу, так как останутся районные и областные инспекции, — поясняет собеседник издания. – По сути, сохраняется нынешний функционал, только центральный аппарат ГФС меняется на Минфин».
Второй сценарий предполагает выделения таможни в отдельную, самостоятельную структуру, как это было до 2012 года, пока Гостаможня не было передана правительством Николая Азарова в структуру Министерства доходов и сборов. Возможность такого варианта подтвердили и в ГФС, отмечая, что «уже есть концепция и предварительно, таможня будет отдельным органом». «Это глубоко законспирированная стратегия с идеей создать, под Минфин, таможенную вертикаль, что потребует изменений в минимум 13 законов», — рассказывает один из бывших руководителей таможни. Суть этого предложения состоит в следующем: ликвидировать в областях таможни, создав на их месте таможенные посты (около 200), которые напрямую будут подчиняться главному таможенному инспектору (аналог главы таможни).
Коментарі