Действительно ли в Украине все так плохо с безналичными расчетами, как это принято считать? И возможна ли жизнь без кеша? Заместитель директора департамента стратегии и реформирования НБУ Руслан Кравец в своей статье на «НВ» рассказал, как ему удалось прожить месяц без наличных, не меняя при этом образ жизни.
Безналичный эксперимент
Без кеша не уедешь
Первое неудобство, с которым сталкиваешься в жизни без кеша, — транспорт. Планировал вызвать Uber, но телефон разрядился, и заказать такси не вышло. Я запрыгнул в троллейбус, еще не осознавая, что не осталось ни одной копейки наличных денег. Спустя несколько секунд, когда пришло понимание, что за билет не рассчитаться, пришлось выйти на ближайшей остановке и, в итоге, пройти около часа пешком.
Так был получен вывод 1: безналичная оплата транспорта — первый шаг на пути к безналичной экономике.
Клиент всегда прав
На следующий день возникли нюансы с привычками. Мы с коллегами покупаем кофе у уличных торговцев, которые зачастую не принимают безнал. Я решил договориться с торговцем кофе о безналичном переводе с карты на карту. Метод ультиматума творит чудеса: «либо безнал, либо вы теряете клиента» – и оплата происходит безналично.
Вывод 2: желание клиента может изменить модель бизнеса и заставить торговцев принимать удобную клиенту форму оплаты.
Удобство – наше все
В повседневной жизни происходит огромное количество операций передачи денег между людьми. Мы постоянно собираем деньги на какие-то общественные нужды – подарки на дни рождения, оплату коллективной покупки, передаем деньги друзьям или близким, одалживаем. Все это можно делать через банковские приложения на телефоне. Но приходится проделывать целый ряд манипуляций: ввести номер своей карты и карты получателя, согласиться на комиссию, получить смс с кодом подтверждения… В итоге, многим по-прежнему удобнее заплатить наличными.
Вывод 3: системы перевода денег существуют, но они не всегда удобны в использовании. А они должны стремиться стать максимально удобными в использовании и в то же время оставаться не менее защищенными.
Сеанс одновременной игры
Часто бывает так, что мы пользуемся услугами нескольких банков. В таком случае часто возникает необходимость перевода денег со счета в одном банке на счет в другом. При этом банк практически всегда тарифицирует ваш безналичный платеж, и, очень вероятно, что это обойдется в 1% от его суммы. С другой стороны, почти всегда можно без комиссии снять наличные в кассе или банкомате одного банка и так же без комиссии внести их на счет в другом банке. Значит банки не достаточно заинтересованы в развитии безналичных операций. Им проще нести расходы на подкрепление кассы, оплату труда кассиров и т.д.
Вывод 4: банки должны гармонизировать тарифы для экономии кассовых расходов и стимулирования безналичных платежей. Безналичный платеж должен обходиться клиенту дешевле, чем кассовая операция.
Даешь технологии ХХІ века в оплату коммуналки
В Украине активно развиваются компании-агрегаторы счетов для оплаты коммунальных услуг, которые занимаются «оцифровкой счетов». Но миллионы бумажных квитанций по всей Украине ежемесячно продолжают рассылаться по почтовым ящикам. Эти счета оплачиваются наличными в отделении ближайшего банка или почты, чтобы, в том числе, получить «бумажное подтверждение оплаты».
Вывод 5: Счета за коммунальные услуги должны оформляться в электронной форме.
Вывод 6: Электронная квитанция может и должна быть самодостаточным доказательством произведенной оплаты.
Уроки для Европы
За время пребывания на «безналичном посту» мне довелось оказаться в Берлине. В самом центре города, на Александр плац, в большом кафе мне не удалось перекусить – к оплате принимались только наличные. В соседнем кафе ситуация повторилась. В третьем кафе была установлена минимальная сумма для безналичной операции в 10 евро. Разумеется, кофе стоит меньше этой суммы.
Вывод 7: В Украине все не так плохо с кешллесс-расчетами – в некоторых аспектах мы не только не отстаем, а даже опережаем развитые страны.
Вывод 8: Торговцы не принимают карты для мелких операций за счет высокой комиссии банков и платежных систем. Нужно выучить чужой урок и найти выход из аналогичной ситуации в Украине.
Безнал = безопасность
Однажды я получил смс от своего банка о списании 102.58 EUR со счета. Разумеется, начались звонки в колл-центр, уточнения о природе этой операции. Далее последовала блокировка карты и все возможные связанные с этим неудобства. Позже пришлось сходить в банк и написать заявление о спорной транзакции. Несмотря на указанные хлопоты, вероятность вернуть деньги, все же, достаточно высока.
Вывод 9. Если украдут кошелек, то вернуть деньги не удастся. А вот вернуть свои безналичные деньги все-таки можно.
Коментарі - 20
На этом моменте я осознал что весь пост это концентрированный сарказм.
Да, и комиссию даже при переводе между своими счетами никто не отменял. очень удобно платить от 1 до 3 % (минимум 3, а то и 25 гривен, как в Авале), делая перевод с карты на карту…
Почему-то высшие чиновники держат дома — кто миллион кэша, кто меньше, но держат налом, а не на картах.
Кто там ответил на вопрос журналистки, почему не держите деньги в банке. Ответ был, вроде: «Вы меня за дурака принимаете?».
в одном киеве больше 10 тыс миллионеров…
Жаль у местных российских радиоточек на Минфине по этому поводу статистики нет, иначе у них можно было бы спросить. :-)
Я только За. Но думаю это требование МВФ нужно расширить и дописать, что все упрощенцы обязаны будут отработать 10 лет в Польше (c)
Посыл в том, что ДАЖЕ если они до такого дойдут, в чем я сильно сомневаюсь, будут альтернативные способы обвести государство вокруг пальца. Спрос рождает предложение.
Например: как думаете у налоговиков будут вопросы к автосалону по стоимости завезенного за пару миллионов гривен авто и проданного за 1 000 грн.
там даже опция не стоит… при ихних то масштабах
Но имхо клиенту важно не только чтоб удобно было, а чтобы ничего лишнего в цену не включали, а оплата картой это так же как налоги на офиц зп — вроде как с сотрудника удерживают всего ничего 15% а с работодателя еще 30% — но в конечном то итоге эта мзда вынимается из кармана потребителя
«Клиент всегда прав». Вывод: Торговец — *ох. Послал бы такого клиента **** и уже завтра, тот пришел бы с наличкой и не выделывался. У постоянных клиентов счет открыт и они не быкуют, мол не отпустишь по безналу, потеряешь меня, красивого…
«Удобство – наше все». Вывод: Вот и нечего велосипед изобретать, если наличка работает и всех устраивает.
«Сеанс одновременной игры». Вывод: Вот пройдись по всем банкам, благо благодаря таким специалистам их скоро с десяток останется, и заинтересуй. Над фразой «гармонизировать тарифы» просто поржал. Гуру фэншуя, блин… :)
«Даешь технологии ХХІ века в оплату коммуналки». Вывод: Даешь европейские зарплаты и социал всем украинцам, а не только «заместителю директора департамента стратегии и реформирования НБУ », тогда поговорим об электронных квитанциях. И да, тупые американцы получают бумажные счета от коммунальных компаний и это их право оплатить их любым удобным для них способом.
«Уроки для Европы». Вывод: Для европейца нормально носить сотню-другую налом и карту. «Нужно выучить чужой урок» и не страдать фигней со своим «кешлессом».
«Безнал = безопасность». А вот здесь просто присоединюсь к combojack911.:)
Короче очередная зомбо-статья из серии «как хорошо и весело можно жить без кеши». Когда уже до этих тупых чинуш из НБУ дойд