Е-декларации чиновников наделали шуму. Общество смотрит, сравнивает, анализирует. Пытается понять, откуда чиновники взяли столько денег.
Со взяток нужно платить налоги
Пройдет немало времени пока всевозможные НАБУ разберутся с коррупционной составляющей происхождения денег. А какой-то справедливости общество хочет уже сейчас. Для этого нужно превратить цифры из уже поданных деклараций в налоговые обязательства. Кроме электронных, лица уполномоченные осуществлять функцию государства, подали декларации об имуществе, доходах и обязательствах финансового характера, и в определенных случаях — налоговые. Украинское законодательство не ставит знак равенства между всеми этими декларациями. Но это — не помеха для уплаты налога на доходы физических лиц обладателями Патек-Филиппов, яиц Фаберже и тонн бумаги с изображением умерших президентов США. Для этого, по крайней мере, существуют все юридические основания.
Достаточно сравнить сведения из е-деклараций с данными, полученными из разных источников. В частности из «антикоррупционных» деклараций чиновников, которые они уже подали согласно статье 12 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». В понимании статьи 72 Налогового кодекса Украины эти данные — налоговая информация. Государственные служащие — такие же налогоплательщики, как и например субъекты хозяйствования.
Действующее законодательство не ограничивает Государственную фискальную службу в праве налогового контроля физических лиц. Поэтому, вполне возможны плановая (статья 77 НКУ) или внеплановая (статья 78 НКУ) налоговые проверки. Причем как выездные, так и не выездные (статья 79 НКУ). Во время проверок госслужащие и народные депутаты, обязаны дать пояснения по вопросу уплаты налогов с обнародованных ценностей.
Думаю, самый простой для фискалов вариант – включить лиц, у которых есть несоответствия в декларациях, в план-график проверок. С внеплановыми сложнее, но тоже вполне реально.
Многие народные депутаты задекларировали десятки и сотни миллионов наличных гривен. Но «забыли» подать налоговую декларацию (предусмотрено статьями 16 и 49 НКУ). Согласно 78-й статье Кодекса, это будет основанием для проведения внеплановой проверки. Если же налоговая декларация подана, но данные в ней противоречат е-декларации, чиновник может получить от фискалов запрос о предоставлении документов и информации. И ответить на него в течение десяти дней. Иначе — внеплановая выездная проверка. Налоговики неплохо отточили эти инструменты на предпринимателях. И могут применить свои знания и наработки в борьбе за уплату налогов всеми без исключения гражданами страны.
Санкции? Штрафы могут составить 25-50% от суммы неуплаченных налогов. В случае доначисления по результатам проверки (плановой или внеплановой) налоговых обязательств на сумму 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2015 году для целей уголовного преследования — 609 000 гривен) и более — налоговая милиция вносит в ЕРДР данные о преступлении по статье 212 (уклонение от налогообложения) Уголовного кодекса Украины. Правоохранители могут открыть уголовное производство по собственной инициативе, основываясь на налоговой информации из электронной, «антикоррупционной» и налоговой деклараций.
Малоизвестный факт. В Украине законодательно закреплена обязанность граждан платить налоги со взяток. «В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, средства или имущество (нематериальные активы), полученные налогоплательщиком как взятка, — сказано в статье 164 налогового кодекса Украины. — … в суммах, определенных обвинительным приговором суда независимо от назначенной ему меры наказания». То есть, должен быть приговор суда за коррупционное преступление, которым устанавливается сумма полученных взяток. Она и становится базой налогообложения. После этого возможно новое уголовное производство уже за неуплату налогов.
Понимая все эти угрозы, власть пыталась быстро внедрить нулевое декларирование совместно с электронным. Целью было освободить е-декларантов от возможной дополнительной уплаты налогов. Идея нулевой декларации заключается в следующем: сначала все граждане декларируют имущество и доходы, которые ранее были скрыты от государства, потом с них уплачивается определенный процент (чаще всего озвучивалась цифра 5) и далее применяется налоговая амнистия. После этого должен будет осуществляться тотальный контроль расходов.
Но что-то не сложилось, и эту задумку отложили до лучших времен. Скоро пойдет вторая волна электронного декларирования. С 1 января 2017 года декларации подадут руководители государственных и коммунальных предприятий и учреждений. Их возможные коррупционные доходы тоже могут попасть под налогообложение. И должны бы.
Коментарі - 5
https://www.youtube.com/watch?v=-j79mA_6BAQ
З.Ы. Думаю, аллегории понятны… :)
И не побоялся же задекларировать. А тут какая-то налоговая проверка....
Да он их матом пошлет и на порог не пустит. И налоговая уйдет поджав хвост.