Вчера на встрече с руководителями крупнейших банков Украины глава Нацбанка Валерия Гонтарева первым делом отметила, что, несмотря на тяжелую ситуацию в мире, валютный рынок нашей страны продолжает «сохранять спокойствие».
Курсовая лихорадка: что происходит с гривной?
К сожалению, слова главы НБУ несколько расходятся с действительностью – после недели небольших колебаний вокруг отметки в 21 грн/доллар, официальный курс гривны буквально за два дня рухнул до 21,7 грн/доллар, а рыночный курс безналичного доллара с отметки в 21 гривну стремительно подскочил до уровня 22,05 и выше. Правда, к концу сегодняшних торгов курс доллара откатился к котировкам 21,70/21,90 грн/доллар, что тоже немало.
Динамика официального курса НБУ за неделю
Что произошло
Первые девальвационные толчки на рынке были зафиксированы уже в понедельник, 6 июля. Еще тогда многие эксперты прогнозировали некоторое подорожание доллара в ближайшее время, а курсы наличного доллара в банках и на черном рынке стабильно росли еще за несколько дней до этого.
Рост спроса на валюту среди населения не является случайным – этому во многом поспособствовали вкладчики крупных разорившихся банков, таких как Дельта и Надра, которые получив компенсации от Фонда гарантирования вкладов физических лиц, направили некоторую часть этих денег на покупку валюты.
Как так получилось
В основе валютных скачков последних дней все же лежит ситуация на межбанке, где до последнего времени царило совершенное спокойствие, о котором не без гордости упоминала вчера Валерия Гонтарева.
В пятницу, 3 июля торги на межбанке прошли без особых сюрпризов. Еще с самого утра участники рынка дали понять, что под конец недели никто из них не собирается форсировать события, и, казалось, что уровень курса доллара в 21 грн на данный момент устраивает абсолютно всех.
Главной «страдающей стороной» в такой ситуации оказались импортеры, чьи заявки на покупку американской валюты НБУ методично «срезал» на протяжении всей предыдущей недели. За это время регулятор практически взял за правило выходить на рынок с двусторонними котировками на уровне 21,0/23,0 грн за доллар, что загоняло межбанк в выгодные для Нацбанка рамки. Сам же НБУ тем временем выкупал по относительно низкой цене излишки предложения валюты на рынке, пополняя таким образом золотовалютные резервы страны.
Однако на этом вроде бы благоприятном фоне, своеобразным громом среди ясного неба прозвучали некоторые новости, напрямую связанные с законодательством и административными решениями чиновников.
Так, 2 июля банкиров несколько потрясло ранее уже не раз обсуждавшееся и задекларированное известие о том, что Нацбанк решил разрешить «Нафтогазу Украины» самостоятельно покупать валюту на межбанке. До этого, НБУ удовлетворял потребности «Нафтогаза» в долларах путем адресных интервенций, что не имело существенного влияния на рынок.
Все участники торгов знали о том, что решение о покупках Нафтогазом валюты непосредственно на рынке принято и согласовано с МВФ, но до конца в это никто не верил, так как все понимали, что в этом случае спрос на валюту вырастет в разы и надеялись, что НБУ на это не пойдет. Ведь очевидно, что объемы валюты, необходимые госкомпании вполне достаточны для того, чтобы очень серьезно увеличить спрос на доллар, а значит и повысить его цену. В условиях, когда дневной оборот на межбанке в 400-500 млн долларов считается очень неплохим показателем, даже минимальные покупки валюты со стороны «Нафтогаза» способны буквально перевернуть рынок с ног на голову.
Ненужной нервозности рыночной среде добавляет и неопределенность в долговом вопросе о переговорах с кредиторами Украины — участники межбанка до последнего времени ждали конкретных новостей, однако ближайшие перспективы переговоров все еще остаются весьма туманными.
Кроме того, рано или поздно, НБУ должен был удовлетворить отложенный спрос на валюту, сформировавшийся у импортеров, так что было понятно, что долго на уровне 21 грн/доллар гривна не продержится.
Очередное ралли
Как уже говорилось, с самого начала новой рабочей недели ситуация на межбанке стала меняться с молниеносной скоростью. Уже в понедельник Нацбанк прекратил давить на рынок своими двусторонними котировками и допустил к торгам большую часть заявок импортеров, которых ограничивал ранее, вследствие чего курс практически сразу взлетел до 21,3/21,45 гривен за доллар. Не вмешался в ситуацию регулятор и во вторник, когда торги на межбанке закончились на уровне уже 21,65/21,8 гривен за доллар.
Динамика курсов межбанка за неделю
И в первый, и во второй день торгов, игроки межбанка ожидали, что НБУ прибегнет к старой тактике двусторонних котировок и погасит ненужный спекулятивный ажиотаж на рынке. Однако, банковские чиновники предпочли в ситуацию не вмешиваться. Зачем НБУ допускает резкие рывки доллара вверх до сих пор остается загадкой. Сейчас это совершенно никому не выгодно, в то время как все возможности и инструменты для выравнивания ситуации у регулятора есть.
Вместе с тем, в среду утром торги на межбанке начались с резкого увеличения активности на рынке, что к середине дня обернулось взлетом котировок до уровня в 22,15 грн/доллар, после чего в торги вмешались несколько довольно крупных продавцов валюты, что сбило котировки до 22,05 гривен за доллар, а еще позднее — до 21,95 грн и ниже. Причем Нацбанк все это время, по-прежнему, последовательно оставался в стороне от происходящего.
Имело ли место искусственное разогревание рынка для того, чтобы заинтересованные игроки могли продать валюту по максимально высокому курсу? Является ли вся эта ситуация с очередным резким скачком гривны специально разыгранным спектаклем, который закончится традиционным вмешательством НБУ и возвращением курса гривны на прежние уровни? Наверняка утверждать что-либо подобное мы, конечно, не можем, так как на курс в данном случае влияет целый комплекс различных факторов.
Но все же как-то трудно поверить, что очередное гривневое ралли в нашей стране может обойтись без своих конечных выгодополучателей. Ведь когда речь заходит о больших деньгах, о случайностях говорить обычно не приходится.
Сергей Шевчук
Коментарі - 51
так что было понятно, что долго на уровне 21 грн/доллар гривна не продержится.
Ведь когда речь заходит о больших деньгах, о случайностях говорить обычно не приходится.
Вы думаете возможно в данной ситуации снизить курс на, предположим, даже 10 грн? Не говорю уже вернуть курс 8.
Думаю к концу 2016 года будет 17-18.
Что бы нам не диктовала экономика — ЗВР пополнить нужно до уровня 25 лярдов согласно договоренности с МВФ. Пополнять ЗВР будут выкупая валюту. А это давит на курс.
Если бы НБУ не пополнял ЗВР выкупая валюту мы бы сейчас видели курс 19.
и в обороте оставалось только 5 млрд.гр.
первоначально привезенной налички?
И кто-то может объяснить почему осенью должен подняться курс? Уже слышала об этом, но не могу найти и понять предпосылки к этому.
А на счет «кому-то это надо», а разве в нашей жизни бывает по другому?
Нафтогаз
Укрзалізниця
Укрексімбанк
Приватбанк
Ощадбанк
Кабінет Міністрів
ФГВФО
===
Минимум каждому по 10-20 надо
Начальная (минимальная) стоимость составляет 30 млн долларов, шаг аукциона установлен в размере 100 тыс. долларов.
Аукцион завершится 31 июля.
Если продаст, то может и просить до конца года ничего больше не будет…
конечно. каждый по отдельности умный интеллигентный и рассчетливый, а в толпе все одинаковы — что говорят, то и едят.
Государство (НБУ), ком.банки, экспортёры, народ.
Будут тратить её, при крайней необходимости, ведь знают, что валюта к концу года «вырастит».
Только вопрос, НАСКОЛЬКО?
как говорится гривна не дура любит красоту и гармонию!
Надо бы определиться с формулировками, а то о разворовывании бюджета тезис есть, но воров бюджетных средств почему-то не желаете называть преступниками…
печатный станок работает с 1997 года.
А если украл и успел сбежать с наворованным,
значит: не пойман — не вор. :)
Никто не знает что будет с курсом в следующем году, и народ скупает баксы не от желания заработать, а не ПОТЕРЯТЬ заработанное. Депозит это конечно хорошо и правильно, но только в стране со стабильной экономикой.
Сделав доллар по 40, а потом спустив все до 22, наше государство нам четко дало понять, что для людей ничего не будет! Яценюк тогда рассказывал, что 14 — это порог! выше страна не выживет! Многие верили и ждали! Потом 40, теперь 24 — съели? Людей уже так затуркали, что вообще уже не понимаешь, что будет завтра. За что вообще погибли те ребята на майдане...?