События, произошедшие в Украине за это время, отодвинули вопросы бизнеса на второй план. Страна переживала внутренние преобразования и подверглась внешней агрессии. Учитывая это, из исследования были исключены шесть городов, над которыми Украина потеряла контроль: Севастополь, Симферополь, Донецк, Луганск, Горловка и Макеевка.
Лучшие города для бизнеса
Даже регионы, далекие от мест ведения боевых действий, ощутили на себе влияние войны. Сказались также начавшийся экономический кризис и изменения на внешних рынках. «Основной тенденцией можно назвать повсеместное снижение доходов населения», – отмечает Максим Зинченко, руководитель аналитической компании «Гео-М».
«Впрочем, города, которые исторически близки к ЕС, где традиционно много «заробитчан», чувствуют себя немного лучше. Также относительно стабильны города, где добывают полезные ископаемые на экспорт», – добавляет Зинченко.
С этим соглашается Максим Войцеховский, руководитель офиса KPMG в Западной Украине:
«Луцк и Волынский регион в целом неплохо адаптируются к необходимости переориентации сбыта на Европу. Близость к Польше, а также более низкие, чем, например, во Львовской области, зарплаты дают этому региону важное преимущество – целый ряд производственных компаний Волыни продолжает достаточно успешно работать, имея дальнейший потенциал для развития».
В лидеры рейтинга вышла Одесса, сумевшая показать высокие результаты практически по всем характеристикам, за исключением разве что количества тяжких и особо тяжких преступлений, уровень которых в этом городе составляет практически половину от общего уровня преступности. На вторую позицию поднялся Львов, являющийся по сути центром притяжения капиталов и продуктивных сил всего Западного региона. Тройку лидеров замыкает Харьков, который оказался в прифронтовой зоне. Это не могло не сказаться как на экономике города, так и на общем тревожном состоянии его жителей, опасающихся, что военные действия переместятся и в Харьковскую область.
Одесса
Население: 1 016 500 человек, Средняя зарплата: 3305 гривен, Крупнейшие работодатели: Одесский морской торговый порт, Одесский кабельный завод «Одескабель», Одесский коньячный завод, «Витмарк‑Украина».
Самым прибыльным активом Одессы было и остается море. Особенно его рентабельность выросла после аннексии Крыма – город заполучил значительную часть морского грузопотока полуострова. Только за I квартал 2015 года экспорт товаров в Одесской области увеличился на 41,6%. Богаче станет Одесса и с началом курортного сезона. Многие украинцы, отдыхавшие в Крыму, этим летом поедут на одесские пляжи. Кроме туристов станет больше и крупных бизнесменов – в программу приватизации на этот год попали все одесские порты, Одесская ТЭЦ и Одесский припортовый завод.
Руководит городом регионал Геннадий Труханов, которому в 2014 году удалось обойти опытного Эдуарда Гурвица, который девять лет подряд был мэром Одессы. Труханов обещал одесситам построить окружную дорогу, современный аэропорт, решить проблемы с городскими свалками. Но пока мэру не до этого. Первым номером на повестке дня в Одессе – безопасность. С конца 2014‑го в городе прогремело около 20 взрывов. Подрывают в основном офисы волонтеров, железнодорожные пути и системы коммуникаций.
Львов
Население: 759 100 человек, Средняя зарплата: 3195 гривен, Крупнейшие работодатели: Львовская кондитерская фабрика «Світоч», Львовский локомотиворемонтный завод.
Львов меньше других крупных городов пострадал от конфликта с Россией. Промышленных гигантов, рынки сбыта которых находились бы в РФ, в городе не было. Из‑за падения курса нацвалюты поездки за границу в гривневом эквиваленте подорожали в три раза, и многие украинцы переориентировались на отдых внутри страны. В прошлом году город посетили 1,7 млн человек – на 500 000 человек больше, чем в 2013-м. По подсчетам властей, каждый турист оставляет во Львове в среднем 200 евро.
Предприниматели не сидят сложа руки. Одна из ключевых задач – увеличение добавочной стоимости за счет экспорта готовой продукции, в первую очередь на IT‑рынке. Компания KPMG назвала Львов одним из новых центров развития IT- и бизнес‑услуг новой волны в регионе EMEA (Европа – Ближний Восток – Азия). Стабильное развитие города успокаивает существующих инвесторов и привлекает новых. Так, Multi Corporation заявила о завершении строительства ТЦ «Форум Львов» в конце августа 2015 года. Компания инвестировала в проект 92 млн евро. А ЕБРР – крупнейший инвестор в Украине – недавно открыл отделение во Львове, первое за пределами Киева.
Харьков
Население: 1 433 320 человек, Средняя зарплата: 3270 гривен, Крупнейшие работодатели: «Электротяжмаш», «Турбоатом», завод имени Малышева.
В прошлом году первую столицу Украины неоднократно сотрясали теракты. Сами харьковчане отстаивают патриотические позиции. «Желание мира заставило наших земляков думать о том, что мы должны быть в составе Украины и не допустить сепаратизма и левых идей», – уверяет основатель концерна АВЭК Александр Фельдман. Развитию города мешали и внутренние разборки. И оппоненты, и даже соратники обвиняли мэра Геннадия Кернеса в том, что он превратил город в собственный бизнес-проект. В начале 2014 года Генпрокуратура инициировала против Кернеса уголовное дело. В апреле на него было совершено покушение. В марте 2015-го Генпрокуратура возбудила против мэра еще одно дело. Сам Кернес неоднократно заявлял, что открытые дела «чистой воды фальсификация».
Политические перипетии и близость к зоне АТО способствовали уменьшению интереса инвесторов к городу. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Харьков в 2014 году по сравнению с 2013-м снизился на $92 млн, до $1,424 млрд. Но институциональные инвесторы верят в город. ЕБРР одним из приоритетных объектов финансирования в 2015 году назвал харьковский метрополитен. На его развитие банк планирует выделить 300 млн евро.
Днепропетровск
Население: 982 100 человек, Средняя зарплата: 3570 гривен, Крупнейшие работодатели: «Южмаш», «Днепротяжмаш», «Евраз‑ДМЗ».
В самом революционном городе страны, как ни странно, смена власти проходила медленно. Только через год после Майдана новым хозяевам региона, Игорю Коломойскому и его команде, удалось пролоббировать на место и. о. главы горсовета Днепропетровска своего представителя Галину Булавку. До этого почти год город был в руках у ставленника «донецких» Максима Романенко. Команда приватовцев отправила его в отставку со скандалом и обвинениями в коррупции. Позже подчиненный Романенко Александр Величко написал явку с повинной, где раскрыл коррупционные схемы в горсовете, выгодополучателем в которых мог быть в том числе его бывший шеф.
Поборы в городе за последний год только усилились, жалуются представители малого и среднего бизнеса. Из‑за длительной борьбы за власть при «решении вопросов» платить приходится и старым, и новым. Сейчас многие вопросы в Днепропетровске решаются по‑военному – в ручном режиме. Крупному бизнесу также несладко. Большинство ключевых предприятий города – трубной, металлургической, ракетостроительной отраслей – было ориентировано на РФ или контрагентов, попавших в зону АТО. Сегодня приходится переосмысливать географию бизнеса и думать, как сохранить рабочие места.
Николаев
Население: 490 268 человек, Средняя зарплата: 4143 гривны, Крупнейшие работодатели: «Нибулон», Николаевский морской торговый порт, Морской специализированный порт «Ника-Тера».
После аннексии Крыма николаевские порты стали одними из лидеров по перевалке грузов. Николаевский морской торговый порт установил рекорд по грузопереработке: 12 млн т, побив рекорд 2012 года – 10,8 млн т. Сейчас практически весь грузопоток с продукцией предприятий горно-металлургического комплекса с востока Украины и зерном из центральных областей проходит по николаевским трассам. К таким нагрузкам дороги оказались непригодными. Проводить их капитальный ремонт власти намерены за счет бюджета, а также привлекая капитал крупнейших предприятий региона.
Частично профинансировать ремонт дорог уже пообещало руководство «Нибулона» и «Ника-Теры», с другими предприятиями еще ведутся переговоры, сообщил мэр Юрий Гранатуров. Основатель «Нибулона» Алексей Вадатурский считает, что самое главное для города – спокойствие и безопасность на его улицах в военное время. «У Николаева широкие перспективы, его ждет светлое будущее. Я очень люблю этот город, и мыслей никогда не было переехать в другое место», – говорит бизнесмен.
Черкассы
Население: 282 623 человека, Средняя зарплата: 3113 гривен, Крупнейшие работодатели: молокозавод «Юрия», «Азот», «Автосборочный завод №2» («Богдан Моторс»).
Война на востоке страны оживила оборонную промышленность в Черкассах и области. Местный автогигант «Богдан» производит для украинских военных медицинский транспорт и бронемашины «Барс». В феврале Национальная гвардия заключила с предприятием контракт на покупку 90 таких броневиков. Цена одного – около 1 млн гривен. Осенью 2014‑го президент Петр Порошенко сказал, что в госзаказ включен черкасский завод «Фотоприбор», который делает прицелы для танков «Булат» и «Оплот», а также вертолетов. Hi‑tech-оборудование для оборонки производит также Черкасский приборостроительный завод. Пытается заявить о себе и местное IT‑сообщество.
Объединившись в «Черкассы IT‑кластер», профильные компании намерены усилить позиции в отрасли и сделать ее популярной среди местной молодежи. Союз образовался в апреле. Пока он состоит из пяти участников, но планы у них амбициозные. А еще в Черкассах самая длинная в стране дамба, соединяющая два берега Днепра. Ее длина 17 км, на которых легко могут поместиться 15 киевских Крещатиков или девять парижских Елисейских полей.
Запорожье
Население: 758 100 человек, Средняя зарплата: 3612 гривен, Крупнейшие работодатели: «Запорожсталь», «Мотор Січ», «Запорожтрансформатор».
Статус центра области, граничащей с зоной АТО, – и плюс, и минус для Запорожья. С одной стороны, тут сохраняется высокий уровень террористической угрозы. С другой – Запорожье выигрывает от переориентации из Донбасса логистики, товаро‑ и пассажиропотоков. В город переехало множество офисов, больших и малых фирм. Это несколько оживляет экономическую активность, заметно поутихшую из‑за общей тяжелой финансовой ситуации в стране. Запорожье всегда был городом больших заводов, на которых работает основная часть трудоспособного населения областного центра.
На благосостоянии жителей, а значит и успешности малого и среднего бизнеса, очень сказывается состояние дел на этих нескольких предприятиях. Как минимум три из них – «Запорожсталь», коксохимический и огнеупорный заводы – принадлежат Ринату Ахметову, для которого прошлый год был не самым успешным. В отличие, например, от Харькова или Днепропетровска, в Запорожье нет местных бизнес‑элит. Последние годы город делили между собой «днепропетровские» и «донецкие». Вполне вероятно, что после ослабления последних Запорожье станет более дружественным городом для сторонних инвесторов.
Хмельницкий
Население: 264 900 человек, Средняя зарплата: 2996 гривен, Крупнейший работодатель: «Хмельницкий оптовый рынок».
Крупным центром рыночной торговли Хмельницкий стал еще в начале 1990‑х. До недавнего времени в городе было 40 рынков, которые занимали одну треть городской территории, на них работали более 30 000 человек. Однако сегодня из‑за резкого скачка курса доллара половина торговых точек в Хмельницком закрылась. По данным Независимой ассоциации банков Украины, с начала 2014-го по март 2015 года объем розничных продаж снизился по всей стране на 43%, и в первую очередь удар пришелся на рынки. «Половина торговых точек у нас на рынках закрыты», – подтверждает Константин Чернилевский, исполняющий обязанности городского главы.
Экс‑мэр Сергей Мельник стал народным депутатом и досрочно сложил полномочия. Местные чиновники работают над упрощением процедур открытия и ведения бизнеса в городе. В этом году власти увеличили срок действия договоров на размещение временных сооружений, в частности торговых, с 11 месяцев до трех лет. Кроме того, упрощена процедура рассмотрения земельных вопросов, которые теперь решает только горсовет, без утверждения исполкомом.
Ивано‑Франковск
Население: 225 722 человека, Средняя зарплата: 2918 гривен, Крупнейшие работодатели: ПО «Карпаты», «Тайко Электроникс Юкрейн Лтд», «Electrolux Украина».
Ивано‑Франковску повезло с расположением. Он почти равноудален от четырех европейских стран – Румынии, Венгрии, Словакии и Польши, что открывает перспективы не только развития торговых отношений, но и международных авиаперелетов. Пока из местного аэропорта осуществляется только утренний рейс в Киев и редкие чартерные перелеты в Польшу и Турцию.
Тем не менее институциональные инвесторы видят перспективы и охотно вкладывают средства в развитие города. В конце 2014‑го Ивано-Франковск получил кредит на 7,2 млн евро от ЕБРР – крупнейшего инвестора в Украине, рассчитанный на 10 лет для реконструкции и модернизации систем теплоснабжения. Еще 3,6 млн евро для реализации этого проекта выделит в виде гранта Шведское агентство по вопросам международного сотрудничества и развития (SIDA). «Благодаря этому проекту мы модернизуем пять наших котельных, оборудуем индивидуальные тепловые пункты, проложим большое количество новых труб и новых сетей. Это даст возможность жителям нашего города более комфортно чувствовать себя», – отмечает мэр города Виктор Анушкевичус.
Винница
Население: 370 646 человек, Средняя зарплата: 3071 гривна, Крупнейшие работодатели: Винницкая кондитерская фабрика Roshen, «Барлинек Инвест.
Найти винницкого бизнесмена, который критикует городские власти, непросто. Все как один твердят, что Винница – рай как для предпринимателей, так и для горожан. «В Виннице – «свежая кровь» страны и, поверьте, город оправдает все надежды», – уверяет винницкий IT‑предприниматель Александр Бычок. Власти, со своей стороны, обещают к 2020 году превратить Винницу в город «улыбки»: сделать «сильным, современным, интересным, удобным для жизни и энергичным» (Strong, Modern, Interesting, Liveable, Energetic – SMILE City) – именно так написано в стратегии развития города.
Винница старается изо всех сил. Ей первой в Украине удалось запустить «единое окно» не только для бизнеса, но и для горожан: в сеть объединили представителей двух десятков различных структур, включая регистрационную, миграционную службы, земельный кадастр, ГАИ и Пенсионный фонд. Одной из приоритетных задач для Винницы является увеличение доли малого бизнеса (сейчас в этом секторе занято 40% трудоспособных горожан), преимущественно за счет инновационных технологий и новых производств.
Коментарі - 6
то люди не хотят работать, то ли условий нет.
Точнее, поехали бы, если бы у них были деньги.
Да и дополнительные поезда на летний период — тоже подтверждают увеличение спроса на это направление…
«Порадовала» информация о Харькове, Днепропетровске, Николаеве — наверное «из первых рук»? Тупо, ни о чем.
Хотя бы пару цифр сравнительных в статье не помешало бы — «что было» и «что получили» сейчас, а не суммы кредитов. Так, информация для бабушек и «скакунов», смотрящих зомби-ящик.