Производство грузовых вагонов в СНГ в январе—феврале снизилось на 24%, до 11 тыс. штук, следует из данных агентства «Infoline-Аналитика». Больше всего (на 76%) упал выпуск украинских заводов, ориентированных в основном на экспорт в Россию. Падение коснулось почти всех: «Азовмаша» (на 85%), Крюковского вагоностроительного завода (на 80,6%), Стахановского вагоностроительного завода (на 81,9%), пишет Коммерсант.
Продажи украинских вагонов упали на 85%
Резкое падение производства вагонов на Украине связано с потерей российского рынка из-за ухудшения взаимоотношений между двумя государствами, поясняет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас закупки у украинских производителей осуществляют в небольших объемах только аффилированные с ними структуры
По его словам, всего в 2014 году из Украины было экспортировано только 700 вагонов, на 85% ниже, чем в 2013 году. В денежном выражении снижение еще сильнее — на 88,5%, до $40,1 млн, поскольку средняя цена на экспорт за один вагон снизилась с $75 тыс. до $57 тыс. Основными покупателями украинских вагонов до сих пор являлись «ВЭБ-Лизинг», Государственная транспортная лизинговая компания, «Трансфин-М» и операторы — «Спецэнерготранс», «Импром», Федеральная грузовая компания. Впрочем, источники на рынке уверяют, что снижение объемов закупок украинских вагонов связано «в первую очередь с общим перенасыщением вагонного рынка». Гендиректор «Спецэнерготранса» Максима Мироненко тоже подтвердил, что закупки у украинских заводов были прекращены «не по политическим причинам», а в связи с отсутствием необходимости пополнения парка в условиях переизбытка вагонов.
По словам Михаила Бурмистрова, сейчас закупки у украинских производителей осуществляют в небольших объемах только аффилированные с ними структуры. По его оценке, ситуация может обернуться для предприятий «простоями производства, сокращением персонала и ухудшением финансового состояния». По словам источника среди российских вагоностроителей, несколько недель назад «Азовмаш» приостановил ряд производств и отправил в отпуска часть сотрудников. В «Азовмаше» и других украинских заводах на запросы не ответили.
Впрочем, производство большинства российских вагоностроителей тоже падает (см. таблицу). Исключение составили лишь крупнейшие заводы — государственный Уралвагонзавод (УВЗ) и Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) Александра Несиса, объемы производства которых выросли на 9,9% и 52,9%. Но основную часть их продукции купили аффилированные с ними «УВЗ-Логистик» и Rail 1520. Небольшой рост в 1,5% показал и «Рузхиммаш», который входит в «Русские машины» Олега Дерипаски. В 2014 году ТВСЗ планирует выпустить до 15 тыс. инновационных вагонов, причем 1-1,5 тыс.— на площадке других заводов. Сейчас, по словам исполнительного директора Объединенной вагонной компании (ОВК, управляет ТВСЗ и Rail 1520) Дмитрия Бовыкина, завод уже договорился о размещении своих заказов на мощностях «Алтайвагона», Рославльского вагоноремонтного завода, НКВЗ и белорусского Могилевского вагоностроительного завода. В планах УВЗ нарастить в этом году производство до 23,5 тыс. вагонов, из которых 7,2 тыс. будут инновационными, часть вагоновУВЗ тоже рассчитывает произвести на мощностях заводов-партнеров. В «Рузхиммаше» сообщили, что планируют выпустить в этом году 6 тыс. вагонов. Но в целом в СНГ, по оценкам «Infoline-Аналитики», объемы выпуска вагоновупадут на 40%.
Юлия Галлямова
Коментарі