Все обязательства Укравтодора перед международными финансовыми организациями по кредитам и контрактам будут выполнены в установленные сроки и в полном объеме, в то время как большинство заимствований на внутреннем финансовом рынке подлежать реструктуризации. Об этом рассказал председатель Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Малин.
Кредитный портфель Укравтодора составляет около 37 млрд грн
По его словам, на сегодня кредитный портфель Укравтодора составляет около 37 миллиардов гривен. Большая его часть — это вполне доброкачественные кредиты МФО, привлеченные на выгодных многолетних условиях, другая — средне и краткосрочные кредиты украинских банков, привлеченные на разных условиях, в том числе и неприемлемых, а также ценные бумаги, которые были размещены в закрытом режиме под высокие проценты.
«Такого рода заимствования мы планируем подвергнуть реструктуризации за счет погашения облигаций, возврата средств и выпуска нового размещения под низкий процент. Ведь сегодня максимальная ставка достигает 16,3%, а это очень дорого для финансовых ресурсов, привлекаемых под государственные гарантии», — подчеркнул А.Малин.
Он добавил, что на текущий и следующий год приходится пик долговой нагрузки, ведь кроме самих кредитов, которые надо возвращать поэтапно, есть еще и обязательства по их обслуживанию, а также совокупная задолженность Укравтодора перед подрядными организациями за работы, которые выполнены в прошлые годы — их объем по разным оценкам составляет от 3 до 4 млрд грн.
«Выбраться из „долговой ямы“ мы можем только путем реструктуризации отечественной части кредитного портфеля, а также за счет выделения средств Специального фонда Государственного бюджета исключительно на финансирование дорожной отрасли», — подчеркнул он.
Председатель пояснил, что остаток спецфонда после выполнения всех кредитных обязательств и является тем объемом средств, направляемым на эксплуатационное содержание, ремонт, реконструкцию и строительство украинских дорог.
А учитывая то, что за последние 2 года недопоступления в спецфонд по оценкам экспертов колеблется от 4 до 7 млрд гривен, объемы финансирования отрасли таковы, что средств не хватает на выполнение даже текущего ремонта.
По его прогнозам, в ближайшие полтора года единственным источником финансирования капитального ремонта и реконструкции существующих автомобильных дорог, а также строительства новых — будут только международные финансовые организации.
«Мы уже провели переговоры о дальнейшем сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком. Впереди — подобные встречи с представителями Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития», — отметил Председатель.
Он добавил, что средства, предусмотренные госбюджетом, будут направляться исключительно на текущий ремонт, эксплуатационное содержание, а в отдельных случаях — проведение неотложных работ на стратегически значимых объектах, состояние которых признано аварийным, среди которых мосты, международные пропускные пункты.
В перспективе же полноценное формирование спецфонда за счет средств от акцизного сбора за импортируемые или произведенные на территории Украины нефтепродукты, нескольких видов пошлины и части платежей, связанных с первой регистрацией транспортных средств, которые планируется направлять исключительно на сохранение и развитие дорожной сети.
«В первую очередь средства, так называемого, Дорожного фонда будут распределяться между областями Украины по определенному пропорциональному принципу, по которому будут учтены протяженность и категорийность местных и коммунальных дорог, нуждающихся в ремонте, в каждом конкретном регионе. Остальные ресурсы будут направлены на восстановление и развитие дорог общего пользования», — подытожил А.Малин.
Коментарі