В правительстве пообещали до конца недели передать в парламент проект госбюджета на 2014 год. Однако до конца года главный финансовый документ страны не будет принят — его утвердят лишь в январе-феврале. В условиях отсутствия госбюджета ежемесячные расходы казны будут ограничены. В Партии регионов ничего критического в этом не видят, ведь если удастся договориться о скидке на газ, государственные финансы от этого только выиграют. В оппозиции уверены, что затягивание процесса принятия бюджета чревато накапливанием социальных долгов, пишет Коммерсант-Украина в статье «Плана нет».
Украина вступит в 2014 год без госбюджета
До пятницы правительство будет готово внести в парламент проект государственного бюджета на 2014 год, заявил вчера глава Верховной рады Владимир Рыбак после «тщательного разговора» с премьер-министром Николаем Азаровым. Документ будет передан на рассмотрение парламентским комитетам, которые получат возможность сформулировать замечания к бюджету. На это может потребоваться от десяти дней и более.
Текущая пленарная неделя — последняя в этом году, поэтому спикер сказал, что в первом чтении проект бюджета будет принят в середине января, а во втором чтении и в целом — в феврале. Глава фракции Партии регионов Александр Ефремов уверен, что главный финансовый документ страны будет принят уже в январе 2014 года.
Это не первое обещание правительства предоставить депутатам проект госбюджета-2014. Минфин дорабатывал его последние три месяца. Текст документа, который, согласно Бюджетному кодексу, должен быть передан в парламент до 15 сентября, так и не был обнародован. Бюджет базировался на росте реального ВВП на 3%, номинального — до 1694 млрд грн, инфляции в 8,3%, дефиците в 47,5 млрд грн (2,7% от ВВП).
Отсутствие госбюджета-2014 вынудит Кабмин осуществлять ежемесячные ассигнования общего фонда в размере не больше 1/12 расходов закона о бюджете на 2013 год (31 млрд грн в месяц). Из общего фонда нельзя будет финансировать большинство капитальных расходов. Из спецфонда расходы будут проводиться в рамках фактических поступлений.
Предоставление кредитов и государственных гарантий запрещается, а займы можно будет брать в объеме, требуемом для погашения госдолга. Социальные выплаты осуществляются в размерах и на условиях, которые действовали в декабре 2013 года. Последний раз парламент не смог вовремя принять бюджет в 2009 году, в разгар президентской избирательной кампании. Новое правительство Николая Азарова внесло документ в Раду в апреле 2010 года.
Дотации местным бюджетам при отсутствии госбюджета осуществляются в размере показателей, заложенных в проект-2014. Практически все местные органы власти уже утвердили временное бюджетное расписание на квартал, полгода или год. «Все индикативы должны были быть доведены с августа. Но никто так и не увидел объема дотаций,— говорит эксперт по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.— Временные расписания будут откорректированы, когда Кабмин внесет бюджет».
Глава подкомитета по вопросам бюджетной поддержки регионального развития бюджетного комитета Верховной рады Олег Канивец (внефракционный) уверен, что затягивание подачи проекта бюджета вызвано надеждой правительства получить от России кредиты и скидку на газ. В Партии регионов этого даже не скрывают. «Основная проблема сегодня — цена газа.
Если нам пойдут навстречу, и у нас будет цивилизованная цена, то бюджет будет готов, так как это основной показатель формирования расходной части бюджета»,— говорит глава подкомитета по вопросам расходов госбюджета Александр Пресман. Он добавляет, что если этот вопрос будет решен, его фракция будет первой настаивать на проведении внеочередной сессии для принятия бюджета до конца года. Господин Канивец напоминает о соблюдении процедуры принятия финансового документа: «Насильно, как это происходило последние несколько лет, в нынешней ситуации бюджет приниматься не будет».
В том, что главный финансовый документ страны будет принят с задержкой, Александр Пресман ничего опасного не видит, хотя и признает проблемы в экономике. «Будут заморожены инфраструктурные проекты, могут снизиться рейтинги страны, как на государственном, так и на местном уровне,— добавляет Александр Слобожан.— Хотя есть и положительный момент. Не будут предоставляться госгарантии, а значит, уровень госдолга не вырастет». Хотя, по мнению господина Канивца, это чревато ручным управлением, перераспределением средств без согласования с бюджетным комитетом. «Мы большую часть года и так прожили в режиме секвестра, глядя на то, как бюджетный комитет перераспределял деньги,— добавляет первый заместитель главы бюджетного комитета Оксана Калетник (Компартия).— В первой половине года потратили деньги не на развитие, а на проедание. Дефицит средств на социальные расходы остается, и 1/12 показателей текущего года — это меньше, чем мы можем себе позволить. Как никогда остро стоит вопрос реальности показателей бюджета на 2014 год».
По словам бывшего главы Минфина в правительстве Юлии Тимошенко Игоря Уманского, которому пришлось в 2010 году несколько месяцев работать в условиях отсутствия бюджета, такая ситуация может быть уникальной для правительства с точки зрения бюджетной дисциплины. Им придется тратить ровно столько, сколько будет поступать доходов,— бюджет станет бездефицитным. «Это то, что Кабмину уже давно необходимо было сделать, а не покупать сотни автомобилей по непонятным ценам и не проводить ремонты, понимая, что бюджет не выполняется второй год подряд»,— объясняет господин Уманский. При этом бывший чиновник отмечает, что серьезная проблема может возникнуть с социальными выплатами.
Де-факто пенсии и зарплаты будут заморожены на уровне декабря — аналогичное требование выдвигал МВФ. Но и в этом случае правило 1/12 может вызвать затруднения с финансированием социальных программ. «А такая опасность есть. Пока нет оснований говорить, что рецессия закончилась»,— предостерегает Игорь Уманский. По оценкам народного депутата Виктора Пинзеныка (УДАР), доходы бюджета-2013 могут оказаться на 30 млрд грн меньше плана. С учетом дефицита в 50,6 млрд грн речь идет о том, что в 2014 году ежемесячный ресурс правительства может составить 25 млрд грн. Олег Канивец в этом случае не исключает возникновения долгов.
Коментарі