Министерство инфраструктуры обновило собственный проект закона о перевозках на такси, предварительно обсудив его с профильными ассоциациями. Согласование предыдущей версии документа длилось три месяца и сопровождалось резкой критикой позиции министерства со стороны таксистов. В результате по некоторым нормам проекта министерство было вынуждено пойти на уступки, а по другим наоборот — ужесточить условия работы перевозчиков, пишет Капитал.
Таксистов обяжут обменивать лицензии на бессрочные разрешения
Конфликт интересов
В первой редакции законопроекта, опубликованной в начале августа, перевозчики больше всего были возмущены двумя инициативами министерства. Во-первых, необходимостью заключения договоров с информационно-диспетчерскими службами (ИДС), а во‑вторых, предложением заменить лицензии на бессрочные разрешения. Возможность подписания соглашения о сотрудничестве с ИДС в ассоциациях восприняли как обязательство, назвав это навязыванием услуг.
По словам председателя Профсоюза таксистов Украины Василия Попика, участвовавшего в разработке законопроекта, это было ошибочное мнение. Ведь ИДС, говорит он, в законопроекте рассматриваются как вспомогательный инструмент для перевозок. И таксист вправе сам решать, работать ему с диспетчерскими службами или нет. Другое дело, что проект закона предполагает: один таксист может работать только с одной службой. В противном случае предусмотрен штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн). В первой редакции проекта сумма штрафа была в пять раз больше.
Расплата за срочность
Введение не ограниченных по сроку действия разрешений и их стоимость вызвали наиболее сильную негативную реакцию таксистов. Они даже провели под Кабмином акцию протеста, потребовав от правительства не согласовывать документ в том виде, в котором его предложило Мининфраструктуры.
В основном таксистов не устроила стоимость разрешений. В первый год после вступления закона в силу за разрешение придется заплатить одну минимальную зарплату, составляющую сегодня 1147 грн. Правда, обладатели действующих лицензий смогут обменять их на разрешения бесплатно.
Через год, как было предусмотрено в первой редакции проекта закона, в Киеве стоимость разрешения возрастет до размера 10 минимальных зарплат (11470 грн), в Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове — до 9 (10323 грн), а в Симферополе и Севастополе — до 7 (8029 грн). В остальных регионах она составит 5 минимальных зарплат (5735 грн). Через два года цена разрешений для всех вырастет в 5 раз.
В новой же редакции проекта предусмотрено, что через три года в Киеве разрешение будет самым дорогим и составит 100 минимальных зарплат. При сохранении нынешней минимальной зарплаты эта сумма составит 114 тыс. 700 грн. В остальных городах стоимость разрешений по сравнению с первым годом возрастет в 10 раз.
1,5 млрд гривен составляет ежегодный ущерб госбюджета от нелегальных перевозчиков
Председатель общественной организации «Украинское такси» Леонид Бойко ранее говорил, что предложенная стоимость разрешений и то, как их планируют выдавать, говорит о намерении чиновников «приватизировать» отрасль таксоперевозок. Ведь при таком поэтапном повышении цен на них через несколько лет разрешения станут недоступными для тех, кто впервые захочет заняться частным извозом.
Опасения профильных ассоциаций вызывал и тот факт, что разрешение не привязывается к машине, а только вносится в госреестр. Причем первый законопроект позволял таксистам самостоятельно вносить изменения в реестр. По словам Леонида Бойко, такой подход позволит сдавать разрешения в аренду, что приведет к монополизации таксоперевозок.
Впрочем, в Мининфраструктуры исключают такую возможность. «Разрешение станет собственностью таксиста. Купить его и не использовать будет невозможно, поскольку в течение определенного периода потребуется внести разрешение в государственный реестр, тем самым подтвердив свою способность работать на рынке такси», — говорится в аналитической записке к проекту.
Выезд из тени
Еще одним нововведением доработанного законопроекта стала необходимость согласования стоимости проезда в такси с органами самоуправления. В документе появилась отдельная статья о формировании тарифной сетки. Предполагается, что перевозчик должен самостоятельно рассчитать стоимость проезда, утвердив ее с горсоветом. Ранее местные власти были отстранены от тарифной политики перевозчиков.
В Министерстве инфраструктуры полагают, что предложенные изменения позволят очистить отрасль от нелегального извоза. По данным министерства, в настоящее время в Украине около 51,4 тыс. легковых автомобилей имеют право осуществлять перевозки в рамках предоставления услуги такси. В целом же по Украине в тени работают 90 % таксомоторов. Согласно расчетам Мининфраструктуры, из‑за нелегальных перевозчиков бюджет ежемесячно недополучает более 100 млн грн, а за год эта сумма достигает 1,5 млрд грн.
Коментарі