На украинском нефтерынке началось оживление. Вчера в группе ВЕТЭК Сергея Курченко сообщили о покупке Херсонского нефтеперевалочного комплекса. А в Администрации морских портов Украины заявили, что рассматривают возможность передачи в ближайшее время в концессию нефтегавани Одесского морского торгового порта. В Минэнерго прогнозируют, что в следующем году Украине потребуется дополнительно импортировать более 10 млн тонн нефти, причем большая ее часть попадет в страну по морю, пишет Коммерсант-Украина в статье «С моря повеяло нефтью ».
Нефтерынок готовится к приему дополнительных объемов сырья
Вчера в компании ВЕТЭК Сергея Курченко объявили о завершении оформления сделки по приобретению ООО «Всеукраинский промышленный союз», владеющего Херсонским нефтеперевалочным комплексом. В ВЕТЭК объяснили, что он включает в себя нефтегавань и нефтебазу. Приобретение комплекса позволит компании удовлетворить растущие потребности в перевалке светлых нефтепродуктов и их реализации, заявил вчера председатель наблюдательного совета ВЕТЭК Сергей Курченко. «Покупка актива стала очередным шагом в процессе трансформации ВЕТЭК в вертикально-интегрированную компанию»,— сказал он. Напомним, ранее ВЕТЭК купила принадлежащий российской компании «Лукойл» Одесский НПЗ. Переработка нефти на предприятии после многолетнего перерыва была возобновлена в сентябре и на конец октября составила 252 тыс. т.
Херсонская нефтегавань имеет семь рабочих резервуаров под светлые нефтепродукты и автоналивную эстакаду мощностью по наливу 1 тыс. т нефтепродуктов в день. Скорость слива/налива нефтепродуктов в суда — 450-500 кубометров в час. Два морских причала позволяют принимать суда грузоподъемностью до 10 тыс. т.
О возможности передачи в ближайшее время в концессию нефтегавани Одесского морского торгового порта (ОМТП) заявил вчера на международной конференции Petroleum Ukraine 2013 начальник департамента Администрации морских портов Украины (АМПУ) Николай Щуриков. Глава АМПУ Юрий Васьков в беседе с уточнил, что речь идет о причалах N1 и N7 по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа соответственно. «Сегодня транзитный грузопоток падает, и это заставляет нас задумываться над тем, чтобы работать над привлечением эффективного оператора. Порт не имеет своей нефтяной базы, и мы рассчитываем, что инвестор не только привлечет объемы, но и создаст или приобретет собственные нефтебазы»,— говорит господин Васьков. В АМПУ надеются, что Кабинет министров до конца года примет проект постановления, разрешающий передачу причалов в концессию. Сейчас этот вопрос находится на стадии согласования.
Сегодня эти причалы перегоняют нефть и газ в хранилища и нефтебазу, принадлежащие компаниям «Эксимнефтепродукт» и «Одессанефтепродукт», подконтрольным группе «Приват» Игоря Коломойского.
Почетный президент ОМТП Николай Павлюк рассказывает, что сегодня загрузка порта не превышает 20%. По его словам, это происходит из-за оттока российской и казахской нефти. Основные причины — экономическая составляющая и переориентация на российский порт. «К этому привела несбалансированная тарифная политика, в частности, железных дорог, перевалочных компаний и транспортировщиков нефти, которые постоянно повышали цены»,— считает аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. По словам Юрия Васькова, стоимость маршрута в Украину выше, чем в российские порты, особенно после подписания договора о едином экономическом пространстве РФ и Казахстана.
«Сейчас строится наливной комплекс в российском порту Тамань, начало эксплуатации которого может лишить Украину и тех объемов перевалки нефти, что существуют сегодня»,— говорит господин Павлюк. Тем не менее, если Украина найдет оператора, способного привлечь потоки от передачи инвестору части активов Одесского порта, выиграют все, полагает господин Васьков.
Как рассказал вчера источник в Минэнерго, в следующем году Украина за счет возобновления переработки Одесского и Лисичанского НПЗ дополнительно импортирует более 10 млн т нефти, причем большая ее часть попадет в страну по морю. «Это связано с тем, что Россия блокирует поставки российского сырья трубопроводным транспортом из-за конфликта в „Укртатнафте“, и поэтому сырье будет поставляться в основном танкерами»,— отметил собеседник. По оценкам учредителя информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константина Ильницкого, если в порты придут дополнительные 10 млн т нефти, это увеличит портовые сборы, получаемые государством, более чем на 400 млн грн в год.
Вчера вице-президент по переработке и нефтехимии компании «Роснефть» Игорь Павлов сообщил о планах по запуску Лисичанского НПЗ весной 2014 года. По словам вице-президента, сейчас на заводе проходит плановый капитальный ремонт, в котором задействовано около 800 человек. А глава Минэнерго Эдуард Ставицкий заявил, что ведет переговоры с нефтедобывающими компаниями об увеличении поставок сырья на Кременчугский НПЗ в следующем году на 3 млн т.
Помимо увеличения мощностей по импорту нефти владельцы НПЗ также будут заинтересованы в мощностях по экспорту готовых нефтепродуктов, отмечает Александр Сиренко. «В результате оживления нефтепереработки украинские порты могут увеличить общий грузооборот и компенсировать таким образом потери от перевалки других видов грузов,— говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.— Поэтому именно в этом сегменте уже три месяца наблюдается определенное оживление и появление новых сделок». Он напоминает, что в сентябре о намерении построить комплекс по перевалке сжиженных газов, дизельного топлива и других грузов в порту «Октябрьск» заявили в компании «Транс-Юкрейн».
Коментарі - 1
скоро займет место самого талантливого бизнесмена Уркаины, Сашки…