Портал «Минфин» изучил ответы пользователей социального сервиса Quora на вопрос: «С какими проявлениями коррупции в вашей стране сталкивались вы?». Исходя из откровений, украинская коррупция сопоставима с «лучшими» мировыми образцами. Итак, ниже – несколько отобранных нами историй людей из разных стран.
7 коротких рассказов о коррупции
Я из Малайзии (54 место в рейтинге восприятия коррупции за 2012 год Corruption Perceptions Index). У моего друга была такая история. Останавливает его гаишник за превышение скорости, смотрит права и говорит: «Ну что, я выписываю вам штраф». Мой друг интересуется: «Может, есть какие-то варианты?». Достает 50 ринггитов (около $15) и протягивает. Гаишник берет деньги, роется в своем бумажнике и отдает моему другу 30 ринггитов. Оказывается, со взятки еще сдачу дают!
Мне 36 лет, я живу в Новой Зеландии (1 место в рейтинге Corruption Perceptions Index). Мне никогда не приходилось давать взятки, становиться свидетелем того, как кто-то это делает, и вообще даже не приходилось слышать об этом от своих знакомых. У нас, если кто-то будет в этом замечен, сразу попадет в тюрьму. На моей памяти в стране было два коррупционных расследования. Одно из них, когда иммигранту помогли открыть вид на жительство в стране, а за это он должен был вымостить подъездную дорожку к дому.
Расскажу вам, какие масштабы коррупции в Кыргызстане (154 место в рейтинге Corruption Perceptions Index). Чиновникам высшего ранга здесь не в диковинку помогать своим друзьям и родственникам. Хочешь выиграть местную Олимпиаду? Не вопрос, если у тебя есть нужные связи. Учителя спокойно берут взятки, а студентам проще заплатить, чем учиться. Врач запросто выпишет вам необходимую справку за соответствующее вознаграждение. Да почти любой документ можно получить за деньги. Год назад в интернете был опубликован список 100 самых богатых людей Кыргызстана. Откуда берутся эти миллионеры, если у нас чиновникам даже запрещено вести бизнес, а зарплата депутата составляет 500 долларов?
Я работаю в концертном зале в Южной Калифорнии (США) (19 место в рейтинге Corruption Perceptions Index). Когда я только устроился туда, собственники площадки – муж с женой – рассказывали мне, как близок был к закрытию этот концертный зал. Когда они открылись, к ним сразу же наведался мэр города и его подчиненные. Сказали, что для нормальной работы, необходимо будет делиться частью прибыли. Владельцы бизнеса отказались. И тут началось: отказы в лицензиях и разрешениях, проверки, дополнительные требования. Два года назад мэра и его подчиненных арестовали (речь идет о мэре г. Апленд Джоне Помьерски). В администрации были большие чистки, но в конечном счете порядок там навели.
Мне достаточно часто приходилось бывать в Мексике (105 место в рейтинге Corruption Perceptions Index), и каждый раз приходилось сталкиваться с коррупцией полицейских. Взятки там начинаются, как правило, то 10-30 долларов, и доходят до 150 долларов. При этом если отказываешься платить, то можешь запросто оказаться в полицейском участке. Я бы всем туристам советовал держаться туристических зон, подальше от проблем.
Я из Нигерии (139 место в рейтинге Corruption Perceptions Index), и здесь коррупция – это часть жизни. Мне пришлось заплатить 20 тыс. найр (около $130), чтобы получить загранпаспорт. Официально он стоит 7,5 тыс. найр, но так нужно ждать полгода. Водительские права я получил, не выходя из дома. В принципе здесь даже можно и без них обходиться, но родители настояли. В Нигерии считается, что если тебя арестовали, это значит, что ты плохо договаривался.
Я из Индии (94 место в рейтинге Corruption Perceptions Index). У моего отца есть небольшой мукомольный завод. Если помните, то в 2007-2008 гг. в Индии был продовольственный кризис. Инфляция взвинтила цены на базовые продукты, а тут еще и выборы на носу. Конечно, правительству нужно было показать, как они борются с продовольственным дефицитом. Власти начали рейды среди компаний, которые якобы специально придерживали продовольствие на складах, подогревая цены. Чиновники пришли и к моему отцу. Они потребовали взятку в сотни тысяч долларов, взамен предлагая не трогать бизнес. Отец отказался. Тогда они развязали информационную войну, запустив в газеты информацию о нем как об одном из спекулянтов. На самом деле наши складские запасы не превышали и десятой части лимита, который был позволен. На отца, тем не менее, было заведено дело. В суде удалось отстоять свою позицию, но позже было открыто другое дело. Тяжба идет уже четвертый год…
P.S. Украина в рейтинге Corruption Perceptions Index занимает 144 место.
Коментарі - 3
в Украине будет не менее интересно
За два года не видели на бумаге ни одного коррупционера