Несмотря на то, что 2012 год был менее богат налоговыми новостями, чем 2011-й (год введения в действие Налогового кодекса, массового закапывания налоговых ям, вместе с попавшими в них предпринимателями, отменой, а потом вводом единого налога, массового переобучения всей армии украинских бухгалтеров, в одночасье вынужденных познать новые нормы налогового учета налога на прибыль, и многих других нововведений без преувеличения штормового года) события, произошедшие в 2012 году, имеют также крайне важное значение как для отечественного бизнеса, так и для украинских граждан, пишет в своей статье Даниил Гетманцев, почетный президент юридической компании Jurimex для УБР
ТОП-10 налоговых событий 2012 года
Уже традиционно, анализируя налоговые отношения в 2012 году, мы попытались систематизировать имевшие на протяжении года события в налоговой политике государства, выделив из них 10, которые являются по нашему мнению наиболее значимыми. Обращает на себя внимание то, что в отличие от предыдущих периодов, налоговая политика государства принесла обществу не только негативные, но и позитивные новости, коих в сравнении с 2011 годом было несоизмеримо больше. Это может свидетельствовать как о временной конъектурной (год выборов все-таки) оттепели, так и о глобальном завершении процесса закручивания гаек, дальнейшее продолжение которого влекло за собой не только отсутствие увеличения (а по некоторым позициям и уменьшение) отчислений в государственный бюджет от осуществления предпринимательской деятельности, но и увеличивало колоссальные риски последствий срыва резьбы этих самих гаек украинской настолько же ретивой, насколько и не опытной фискальной машины. Однако, по порядку.
1. Несколько лет искусственных, абсолютно необоснованных, а порою и откровенно незаконных манипуляций с правом на регистрацию плательщиками НДС вновь созданных юридических лиц завершились изменениями, внесенными в статью 182 НК Украины, снимающую какие-либо существенные ограничения для реализации права субъекта хозяйствования стать плательщиком налога на добавленную стоимость. Вероятно, налоговики завершили необходимую, по их мнению, чистку в рядах плательщиков налога на добавленную стоимость и превратили виртуально добровольный порядок регистрации плательщиком НДС в реально добровольный, заодно сделав бесплатной услугу, стоимость которой в отдельных налоговых еще полгода назад доходила до 5 тыс. долларов США. Наверное, нет нужды комментировать то с какой радостью воспринял указанные изменения бизнес.
2. В 2012 года была принята Верховной Радой льготная система налогообложения, предусмотренная сроком на 10 лет для субъектов индустрии программной продукции, предусматривающая уплату налога на прибыль по ставке 5%, а также освобождение от НДС операций по поставке программной продукции. Льготная система налогообложения вступила в силу с 1 января 2013 года. Несмотря на то, что правовые нормы, регулирующие льготное налогообложение содержат в себе огромное количество рисков, обусловленных их терминологическим несовершенством, льготирование индустрии программной продукции, без всякого сомнения, окажут положительное влияние на развитие отрасли.
3. В тело Налогового кодекса имплементирована также вступающая в силу с 1 января 2013 года льгота по налогу на прибыль (уплата налога по ставке 0%) в соответствии с Законом «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики Украины». Стимулирующая льгота является достаточно привлекательной для организаций, планирующих реконструкцию либо модернизацию производства на сумму от 0,5 до 3 млн. евро. При этом условии, а также при достижении двух других установленных законом критериев — новые рабочие места в количестве от 25 до 150, средний размер зарплаты, в 2,5 раза превышающий установленный минимальный, предприниматель вполне может быть освобожден от уплаты налога на прибыль до 2017 года, а также получить право на применение метода ускоренной амортизации основных средств, что также немаловажно. При этом, сумма льготы не может превышать сумму инвестиции предпринимателя. Учет льготированной деятельности ведется отдельно.
4. Еще одним нововведением законодателя в 2012 году стал авансовый порядок уплаты налога на прибыль предприятий. Надежда на то, что авансовые взносы станут еще одним шагом к цивилизованным механизмам уплаты налога на прибыль, максимально приближая налоговый период к общепринятому в цивилизованных странах годовому конечно остается. Однако, количество редакционных ошибок и несогласованностей в тексте норм п.57.1 ст.57 НК порождает в этом обоснованные сомнения (например, в части сроков уплаты авансовых платежей).
Согласно нового порядка отчетности по налогу на прибыль, плательщики налога (кроме вновь созданных, неприбыльных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также лиц с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн грн) ежемесячно уплачивают авансовый взнос налога в сумме не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий год. При этом, налоговая декларация подается за годовой отчетный период. Вновь созданные предприятия, неприбыльные организации, и организации с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн грн освобождаются от уплаты авансовых взносов.
Если плательщик по результатам первого квартала отчетного налогового года не получил прибыль либо получил убыток, он имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал. В таком случае он освобождается от уплаты авансовых платежей до конца года, а налоговые обязательства определяет в обычном порядке. При этом, всем плательщикам налога на прибыль, соответствующим указанным в законе критериям, в январе — феврале 2013 года, следует уплатить авансовый взнос налога в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за 9 месяцев 2012 г. Взнос должен быть осуществлен в течении 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного налогового месяца.
5. Одной из топ-новостей 2012 года стали очередные попытки обложить налогом наших роскошных соотечественников и их имущество. Даже возглавляемое крайне умеренным и умудренным в сфере налогообложения премьером правительство не удержалось от поддержки абсолютно популистской и не обоснованной не только экономическими расчетами и выкладками, но и просто здравой логикой концепции налогообложения роскоши от известного украинского «реформатора» Сергея Тигипко. Подогретый предвыборным азартом Кабмин 05.06.2012 г. внес в Верховную Раду Украины проект закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения богатства и предметов роскоши» (№ 10558), авторства Кабинета Министров Украины, который предлагает ввести налог на имущество, отличное от земельного участка. Данный налог по замыслу Кабмина должен был заменить налог на недвижимость, введенный с 1 января 2013 года. Однако, парламентариям хватило мудрости удержаться от реализации нашумевшей налоговой инициативы, ставшей священной мантрой всех политических сил независимо от их цветов и мастей.
6. Для автора этих срок одной из главных новостей уходящего года стало событие, которое не произошло, но, без всякого сомнения, должно было произойти в 2012 году. Речь идет об изменении концепции налога на недвижимое имущество, отличное от земельных участков. Его введение переносилось дважды, что давало законодателю достаточно времени для необходимых изменений мертворожденной конструкции налога. Однако или времени не хватило, или руки не дошли, но украинская налоговая система получила 1 января 2013 года уникального для мировой практики налогообложения недвижимости налогового уродца, работа которого на практике окончательно дискредитирует идею налогообложения недвижимости. Вместе с тем, следует отметить, что многочисленные дефекты украинского налога на недвижимость, неоднократно ранее описанные нами влекут негатив не для плательщиков, а лишь для отечественной налоговой системы, обуславливая декоративный характер налога.
7. Без всякого сомнения, топ-новостью 2012 года является полное реформирование налоговой службой правового режима налогообложения операций с ценными бумагами. Целью изменения законодательства в этой сфере стало противодействие использования рынка ценных бумаг в качестве распространенного механизма минимизации налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. 6 декабря 2012г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов», который не только расширил полномочия органов налоговой службы в сфере контроля над наличными расчётами, но и полностью реформировал правила налогообложения операций с ценными бумагами (ЦБ), введя акциз на определённые операции с ЦБ. Так, теперь плательщикам налога на прибыль придётся вести отдельный учёт операций с ЦБ, зарегистрированных на фондовой бирже, и тех, которые вращаются вне биржи, в связи с чем положительный финансовый результат от операций с биржевыми ЦБ нельзя будет скорректировать отрицательным финансовым результатом от внебиржевых ЦБ. Расходы на приобретение ЦБ будут учитываться в периоде получения дохода от продажи ЦБ. Убытки от операций с ЦБ вне фондовой биржи можно будет использовать только три последующих года. Закон вводит запрет на учёт налогоплательщиком расходов по приобретению ЦБ и деривативов эмитента, информация по которому находилась на дату совершения сделки в перечне эмитентов, имеющих признаки фиктивности. В качестве способа «подсластить» введение более строгих правил налогообложения операций з ЦБ, закон уменьшил ставку налогообложения доходов от таких операций до 10%. При этом, закон не даёт чёткого ответа распространяется ли ставка 10% на операции с корпоративными правами, а также продолжают ли учитываться результаты операций с корпоративными правами в пределах ценнобумажного налогового учета или это будут уже другие доходы.
Закон вводит следующие ставки акциза на операции с ценными бумагами: 0% от суммы операции по продаже на фондовой бирже ЦБ, по которым рассчитывается биржевой курс, 0% от суммы операции с деривативами на фондовой бирже; 1% от суммы операции по продаже на фондовой бирже ЦБ, находящихся в биржевом реестре; 1,5 % от суммы сделки по продаже ЦБ вне фондовой биржи, которые не находятся в биржевом реестре; 5 необлагаемых минимумов доходов граждан за заключенный дериватив (контракт) вне фондовой биржи.
8. Без всякого сомнения, не малого шума в прошлом году произвело подписание новой конвенции об избегании двойного налогообложения Украины с Республикой Кипр. Остается только догадываться, к каким механизмам убеждения прибегла украинская власть (как относительно Кипра, так и относительно, что намного важнее, собственного бизнеса), для того, чтобы увеличить, пусть даже незначительно ставки налогообложения отдельных операций. О сути конвенции можно детально ознакомиться, например, в №45??? «ЗН» за прошлый год, однако отметим, что новая конвенция несколько снизит привлекательность Кипра для использования в схемах по оптимизации налогообложения, хотя и не устранит ее в целом. Ведь основной бонус — юрисдикция ЕС и тайна владения юридическим лицом по-прежнему гарантируется Кипром.
9. Наиболее громкий спор между налогоплательщиками и налоговой службой, разгоревшийся с легкой руки последней в 2011 году, вышедший без преувеличения на международный уровень, был разрешен в 2012 году путем внесения в Налоговый кодекс изменений законом от 25.05.12г. Как вы поняли, речь идет об убытках прошлых периодов. С барского плеча Верховная Рада даровала право налогоплательщикам распределить убытки, возникшие у них до 2011 года на результаты своей хозяйственной деятельности на протяжении следующих налоговых периодов до 2015 года включительно. Такая небывалая милость со стороны государства стала выходом из конфликта, не имеющего под собой каких-либо правовых оснований, кроме не обоснованной на законе позиции налоговой службы, посчитавшей, что отображение плательщиками налогов убытков прошлых периодов в своем налоговом учете является для бизнеса непозволительной роскошью, а для бюджета слишком тяжелым бременем. А раз так, несколькими своими письмами налоговая «простила» плательщикам все накопленные ими на момент ввода в действие Налогового кодекса убытки.
В данном случае, революционная целесообразность налогового правоприменения, как всегда возобладала не только над законом, но и над здравым смыслом, что в итоге не помешало государству растянуть убытки, накопленные предпринимателями на долгих 5 лет.
10. Замыкает наш список наиболее резонансных налоговых событий низкий реверанс государства малому бизнесу в виде введения двух дополнительных групп плательщиков единого налога. В июле 2012г. Налоговый кодекс был дополнен нормами, предусматривающими режим налогообложения для пятой (физические лица СПД, имеющие до двадцати наемных работников и оборот до 20 млн. грн. в год) и шестой (юридические лица, имеющие до 50ти наемных работников и оборот до 20 млн. грн. в год) групп плательщиков единого налога. Позднее (но еще до конца года) Верховная Рада убрала ограничение 50 работников для шестой группы и уменьшила ставки налогообложения единого налога для двух групп. Такие изменения сложно охарактеризовать, иначе как позитивно.
***
Истинные ценители украинского налогового нормотворчества могут не согласиться с предложенным выше списком самых значимых налоговых новостей 2012 года. Ведь в них не вошли некоторые резонансные разъяснения налоговой службы, введение нового реквизита налоговой накладной по НДС и нового порядка ее заполнения, поставившего, мягко говоря, в неудобное положение всех продавцов и импортеров ввозимых из-за границы товаров, лишение налоговой права подавать иски о признании сделок недействительными, а также огромное количество других нововведений, которые, однако, по нашему мнению, имели менее важное значение, чем перечисленные выше.
При этом топ-10 налоговых новостей 2012 года, помимо всего свидетельствуют об общем тренде, уже упомянутом в начале данной статьи. Речь идет о смягчении правоприменительной практики налоговой службы. Являясь по сути такой же репрессивной, как и в 2011-м году, налоговая политика государства, между тем, старалась держаться в определенных установленных законом рамках, что ранее не было характерно для украинской фискальной машиной. Пусть в том же порядке проводятся налоговые проверки (которые никак не могут завершиться положительно для плательщика), продолжает злоупотреблять запросами налоговая милиция — все это сохранилось, однако луч света в царстве тьмы тоже уже заметен, о чем свидетельствуют указанные тенденции. И пусть это еще не налогообложение с человеческим лицом, но уже и не разбойник с большой дороги образца 2011го и ранее годов, характерный для украинских правительств всех цветов.
В данном контексте очень важна еще одна тенденция — увеличение роли системы административных судов в разрешении извечного сущностного конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. В 2012 году административные суды пусть несмело и половинчато, но все равно уже достаточно заметно стали создавать свою правоприменительную практику, отличную от правоприменительной практики налоговой. Пока не знаю статистику рассмотрения дел за 2012 год. Но что-то подсказывает, что в этом году количество дел разрешенных в пользу налогоплательщиков должно стать больше по сравнению с годом 2011. Ведь сегодня с уверенностью можно сказать, что административные суды имеют свое мнение, не являющееся производным мнения налоговой. Это очень важно, если такое мнение обосновано — как в случае с невозможностью налоговой самостоятельно признавать сделки ничтожными, так и в случае с квалификацией исков о признании недействительными налоговых уведомлений решений имущественными (с соответствующим увеличением пошлины за их рассмотрение).
Сегодня, подытоживая год, можно утверждать, что при дальнейшем сохранении и закреплении указанных выше тенденций, в 2013-м году мы сможем говорить о том, что движение украинской налоговой системы идет в правильном направлении и по правильному сценарию.
Коментарі