Уходящий 2012 год для европейской и мировой экономики прошел под девизом «спасти евро любой ценой». Можно сказать, что в целом это удалось, хотя процесс и выдался очень непростым, а потери для некоторых стран оказались очень серьезными. Череда банкротств крупных компаний, ужесточение политики экономии, урезание расходов на социальные, культурные и образовательные отрасли — каждая европейская страна, так или иначе, была вынуждена испытать на себе последствия антикризисной политики, пишет Еuromag.ru.
Итоги 2012: Европа верит в экономию
То, что уходящий год станет ключевым в определении будущего европейского экономического пространства, было понятно еще в конце 2011 года. Многие страны уже тогда отлично понимали, что без радикальных мер и новых механизмов спасти единую европейскую валюту невозможно. Главным локомотивом Европы уже тогда виделась Германия, которая за год лишь укрепила свои позиции, сумев улучшить экономические показатели и снизить уровень безработицы.
Что же касается главного балласта европейской экономики, то дела Греции за прошедший год стали несколько лучше, однако в целом, к списку утопающих и тянущих остальных на дно прибавились еще несколько стран. В результате, Евросоюзу пришлось разработать механизм финансовой помощи в обмен на реализацию реформ и жестких мер экономии. За год этой процедурой воспользовались пять стран, однако не все выполнили взятые на себя обязательства.
2012 год был для Евросоюза далеко не самым благополучным. Поскольку дотации конца 2011 и начала 2012 года несчастным южным странам еврозоны особо не помогли, летом Центробанку пришлось вновь прийти им на помощь — гаранты обеспечения стабильности национальной валюты получили право в неограниченном объеме скупать гособлигации проблемных стран.2012 год был для Евросоюза далеко не самым благополучным.
В июне к Греции, Ирландии и Португалии присоединились Испания и Кипр. В стабилизационном фонде странам становится все теснее. Словения, Италия и с некоторыми оговорками Франция также постепенно скатываются в кризис и становятся потенциальными кандидатами на получение поддержки стабфонда.
Немецкое издание Wirtschaftswoche Online проанализировало ситуацию в пяти странах, которые получали международную помощь. Журналисты попытались выяснить, насколько добросовестно страны выполняют взятые на себя обязательства.
В ноябре 2010 года Ирландия обратилась за помощью в стабфонд — после того, как на рынке недвижимости образовался и лопнул огромный пузырь и банковский сектор страны покачнулся. Уровень безработицы достиг 15%. В течение одного года премия за риск по десятилетним облигациям выросла с 7,0 до 10,62%. Дефицит бюджета вырос на 32% по отношению к ВВП. ЕС и МВФ пришли стране на помощь и предоставили кредит в размере 67,5 млрд евро.
Если к концу 2011 года Ирландию считали страной, которая серьезно увязла в кризисе, то, как отмечают журналисты немецкого издания, за прошедший год они сделали серьезный прорыв. За счет значительного сокращения заработных плат, снижения уровня прожиточного минимума и более низких арендных плат, страна улучшила свои показатели. Зарплаты с начала кризиса упали в среднем на 6,3%, а в производственных отраслях на все 42%. В результате, Ирландия наращивает экспорт товаров и услуг на 9,5% по сравнению с докризисным уровнем. На международном рынке большим спросом пользуются медицинские препараты и медицинская техника, а также продукты питания из Ирландии. Согласно прогнозам в этом году экономика должна показать рост в 0,5%, в следующем году — примерно 1,1%.
Тем не менее, внутренняя конъюнктура — по-прежнему проблемная сфера. Многие ирландцы из-за лопнувшего пузыря на рынке недвижимости — по-прежнему в долгах. Уровень безработицы превышает 14%. Долги продолжают расти. В этом году они достигли 8,3% ВВП.
Несмотря на опасения, в 2012 году Ирландия вернулась на финансовый рынок. Были выпущены трехмесячные облигации в размере 500 млн евро и выплачены проценты (1,8 %). Полным освобождением это назвать нельзя, но был сделан первый шаг.
Мало кто ожидал, что, спасая Грецию, Евросоюз «проморгает» проблемы такого гиганта, как Испания. В конце прошлого года многие понимали, что экономика Испании находится в сложном положении, но мало кто ожидал столь стремительного падения. В результате, безработица в стране достигла 25%. 52% испанцев в возрасте от 16 до 24 лет остаются без работы. До начала кризиса Испания приютила большое количество мигрантов. Сейчас они возвращаются к себе на родину. С начала 2011 года 810 000 иностранцев покинули Испанию. 120 000 испанцев решили попытать счастье в другой стране. Однако премьер-министр Мариано Рахой не спешит принимать меры. Реформа рынка труда проходит очень медленно.
Согласно их прогнозам, экономическая мощь страны снизится в следующем году на 1,4 процента, что в три раза превышает прогнозы испанского правительства. Для поддержки испанских банков в конце ноября было выделено 37 млрд евро. Ранее Мадрид не спешил обращаться за спасительной помощью, опасаясь критики со стороны Тройки и требований жестких реформ. Согласно прогнозу ЕС Испания, если не примет срочных мер, в 2014 году по уровню дефицита бюджета обгонит другие страны ЕС, в том числе Грецию, и выйдет на первое место.
Единственная сфера, в которой наблюдается улучшение — экспортная экономика. Из-за снижения заработных плат Испания повысила свою конкурентоспособность. Однако без помощи ЕЦБ испанцам придется делать трудный выбор между запросом финансовой помощи и выходом из еврозоны.
В течение долгого времени это островное государство с населением 800 тысяч человек и ВВП в размере 18 млрд евро было слишком мало, чтобы кто-то всерьез переживал о его проблемах. Но в минувшем году ситуация изменилась и проблемы Кипра стали общеевропейскими.Головную боль европейцев вызывают в первую очередь кипрские банки.
Головную боль европейцев вызывают в первую очередь кипрские банки. Примерно четверть выданных ими кредитов была предназначена греческим предприятиям. Кроме того, кипрские банки владеют большим количеством греческих гособлигаций. В конце прошлого года МВФ оценивал греческие долги — причем как государства, так и частных лиц — перед кипрскими банками в 29 млрд евро, что почти в полтора раза превышало годовой ВВП Кипра. Будут ли эти кредиты когда-либо возвращены, вызывает большие сомнения.
У киприотов нет сомнений в том, кто в этом виноват: Греция. Однако правда заключается в том, что Кипр сам выбрал эту тесную связь с Грецией. Кроме того, он отказывается от проведения всяких реформ и ищет поддержки со стороны России, вместо того, чтобы присоединиться к западноевропейским стандартам.
На данный момент Кипр получил от России кредит в размере 2,5 миллиардов евро под 4,5% годовых. Тем не менее руководство даже и не думает о мерах экономии, при том, что дефицит бюджета в этом году составит 5,3% от ВВП. Госдолг, в свою очередь, превысит 13,5 млрд евро, что соответствует 76,5% ВВП. Таким образом, кипрские чиновники могут не волноваться за свои зарплаты, размер которых в среднем составляет 46 700 евро в год, что соответствует доходам сотрудников частных предприятий. И так же, как в соседней Греции, чиновничий аппарат в островном государстве непомерно раздут.
Что же касается главного экономического игрока Европы, то, по мнению аналитиков, несмотря на то, что весь год страны Евросоюза пытались спасти Грецию, легче ей от этого не стало. Дело в том, что хотя Грецию и удалось удержать на плаву, скорее всего, она надолго зависла в подвешенном состоянии.
Греческая трагедия стала в уходящем году на целых два действия длиннее. Жителям государства-банкрота пришлось дважды идти к избирательным урнам. Сначала власть должна была перейти к леворадикальному союзу СИРИЗА, выступавшему за полный отказ от мер экономии. Однако, в конце концов, большинство голосов получил консерватор Антонис Самарас. Греция пообещала и дальше идти курсом на реформы. В течение всего двух лет бюджетный баланс удалось улучшить на шесть процентных пунктов. Заметны также успехи в усилении конкурентоспособности: прямые издержки по оплате труда сокращаются, начиная с 2009 года. За это иностранные кредиторы по-прежнему поддерживают греков. В конце ноября была достигнута договоренность о выплате следующего транша финансовой помощи.
Но это не изменило бедственного положения Греции. Экономика эллинов в течение пяти лет рухнула более чем на 20%. В 2013 году ожидается дальнейшее снижение на 4,2-4,5%. Безработица достигла рекордного показателя 25,4%. Ситуация в стране остается взрывоопасной. Профсоюзы и СИРИЗА призывают к массовым протестам и смене курса.
Еще одной проблемой является чиновничий аппарат. В Греции чиновники составляют почти 25% экономически активного населения — это абсолютный рекорд среди всех европейских стран. Но о сокращении их количества не идет даже речи. По данным министерства финансов, греческий госдолг в конце текущего года составляет 340,6 млрд евро. Это почти 170% от ВВП, и цифра постоянно растет.
Тем временем наибольшими реформаторами среди всех стран-должников проявили себя жители Португалии. Под руководством премьер-министра Педру Пасуша Коэлью был выработан более гибкий подход к вопросам оплаты труда и рабочего времени, были упрощены нормы увольнения сотрудников — и за счет этого снижен дефицит бюджета. Он резко сократился с 10% от ВВП в 2010 году до 4,4% в 2011-м и до 5% в 2012-м.
Кроме того, был принят новый закон о конкуренции, стали существенно либеральнее нормы труда во многих профессиях. Среднестатистическая оплата труда в Португалии, составляющая 12,10 евро в час, примерно на 40% ниже, чем в соседней Испании. Португалию хвалят все международные организации.
Однако конъюнктура по-прежнему остается негативной. По оценке португальского ЦБ, национальная экономика в этом и следующем году снизится еще на 1,6%. Безработица достигла рекордных 15,9% и, как ожидается, в 2013 году вырастет до 16,4%. Среди молодежи безработица уже составляет порядка 40%. Тем не менее, в отличие от Испании и Греции, позиции португальского правительства достаточно стабильны. Население страны спокойно реагирует на кризис. Акции протеста, переросшие в массовые беспорядки, были скорее исключением.
В январе Португалия получит очередной транш помощи от ЕС, ЕЦБ и МВФ в размере 2,5 млрд евро. Таким образом, сумма уже оказанной ей помощи достигнет 64 млрд евро, что составит порядка 80% от 78 млрд евро, обещанных Лиссабону в 2011 году. Многие наблюдатели считают, однако, что стране понадобится больше времени и денег на окончательную санацию своей финансовой системы. Большинство стран — членов еврозоны, впрочем, готовы к такому развитию событий — в случае, если Португалия продолжит реформы.
Тем не менее к концу года Европа подошла еще с двумя потенциальными банкротами. До сих пор Италии и Франции удавалось справляться с кризисом своими силами. Однако в конце 2012 года ситуация изменилась.
Марио Монти вывел Италию на правильный путь и, начиная с 2014 года, «долговой тормоз» должен обеспечить сбалансированный бюджет, НДС уже был повышен, а налоговые льготы отменены. Налоги на роскошь и на недвижимость должны принести казне дополнительные 10 млрд евро. Благодаря приватизации добавятся еще 15 млрд. Кроме того, был повышен пенсионный возраст, а правила увольнения сотрудников были упрощены. Благодаря этим усилиям, деньги постепенно возвращаются в страну. С июля по сентябрь эта сумма составила в среднем 11,5 млрд евро в месяц. Таким образом, сократились заимствования итальянских банков в ЕЦБ.
Однако экономика часто оказывается зависима от политики. В середине декабря, после продолжительного конфликта с несколькими партиями, Марио Монти уходит в отставку. В феврале состоятся новые выборы, в которых собирается принять участие Сильвио Берлускони, политика которого практически разорила страну.
Госдолг Франции между тем превышает 90% от ВВП и продолжает расти. Более 3 млн французов не имеют работы, что превышает 10% трудоспособного населения страны. Среди молодежи безработица составляет целых 25%. Хотя национальная экономика по-прежнему растет минимальными темпами, уже в новом году рост, скорее всего, прекратится. Если верить прогнозам, то страна приближается к рецессии.
Французская не в меру щедрая социальная система, краеугольными камнями которой являются железная защита от увольнения, 35-часовая рабочая неделя и девятинедельный отпуск, является для президента Олланда неприкосновенной. Тем не менее многие избиратели уже отвернулись от него. Согласно опросам, существенно выросло количество сторонников партий, стоящих как на крайне правых, так и на крайне левых позициях.
В результате, к началу 2013 года Европа подошла с противоречивыми результатами. С одной стороны, укрепились позиции Германии, с другой — прибавилось «проблемных» стран. В связи с этим 2013 год ожидается крайне сложным. Европа сама поставила себя в крайне сложное положение. С одной стороны, продолжение политики жесткой экономии может привести к социальному взрыву, а с другой — отказ от этих мер может окончательно разрушить экономику некоторых стран, что повлечет за собой полный развал еврозоны.
Коментарі - 2