В последнее время в Украине наблюдается тревожная тенденция резкого роста преступлений, совершенных против финансово-кредитных учреждений. По данным МВД Украины, только с января по октябрь этого года в Украине было зарегистрировано 109 краж, 5 грабежей и 18 разбоев, совершенных в банках. В ноябре совершено еще несколько громких налетов, которые всколыхнули всю страну своей бессмысленной жестокостью. Об этом «Минфину» рассказали в Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ).
Как сообщается, за неполный год общая сумма убытков финансово-кредитных учреждений от налетов возросла вдвое и достигла почти 140 млн грн.
Усиление безопасности банков: вопрос, который назрел
«Нападения преступников становятся все более дерзкими, но хуже всего то, что они все чаще сопровождаются человеческими жертвами. Сложившаяся ситуация требует принятия кардинальных мер», — уверенны в НАБУ.
В связи с этим особое внимание привлекло положение о требованиях относительно технического состояния и организации охраны помещений банков Украины, утвержденного постановлением правления Национального банка Украины от 29 декабря 2007 № 493 с изменениями, утвержденными постановлением правления НБУ от 30 января 2012 № 27 ( далее — Положение). Полностью поддерживая стремление регулятора упорядочить и навести порядок в деле защите клиентов, работников и ценностей финансово-кредитных учреждений, банки высказали свои практические предложения к совершенствованию ключевого документа, который будет определять и регулировать стандарты в этой сфере в ближайшие годы.Использования на рабочих местах автоматических кассовых машин и темпокасс значительно безопаснее сертифицированных кассовых кабин, и практически исключает риск изъятия наличных средств.
Какие новации в усиление безопасности охраняемых помещений и перевозки валютных ценностей и инкассации средств банками Украины предлагались в Положении? Прежде всего, это — усиление средств физической защиты, создание так называемых сертифицированных кассовых кабин, то есть оборудование броней рабочих мест и других площадей в помещениях банков — это в дополнение к тем зонам в банках, которые забронированы давно — например, хранилища. Эти аспекты Положения вызвали оживленную дискуссию в банковской среде и стали предметом для активного обсуждения. Результатом стало письмо НАБУ к регулятору с просьбой пересмотреть ряд предложенных изменений, а главное — соответствие документа мировым тенденциям и изменениям в данной сфере. Какие аргументы приводят банки?
Первое. Даже по предварительным подсчетам специалистов банков-членов НАБУ, из примерно 20 тыс отделений банков, работающих сейчас в Украине, по новым правилам модернизации потребуют около 16 тысяч. Это будет стоить финансовым учреждениям как минимум 3 миллиарда гривен. Такой суммы свободных средств в банковской системе, крайне истощенной мировым финансовым кризисом, просто нет. Стагнация на рынке банковских услуг, отсутствие активного кредитования физических и юридических лиц, несовершенство законодательства и судебной системы в части защиты прав кредиторов и обеспечения возврата предоставленных кредитов не позволяет получать устойчивую прибыль, которую можно было бы использовать на укрепление технического состояния банковской сети. Имплементация изменений в предложенном Национальным банком Украины виде неизбежно приведет к необходимости закрытия тыс. банковских учреждений, особенно в сельской местности, в связи с невозможностью выполнить все требования этого документа или экономической нецелесообразностью.
Второе. Банки убеждены, что оборудование сертифицированных кассовых кабин не решает проблемы защиты работников и ценностей банка от посягательств и нападений на подразделения банка. Сертифицированная кассовая кабина достигает своей главной цели — защиты жизни кассира и ценности банка — только при условии, когда рядом нет других работников банка или клиентов (а это только такое подразделение банка, как пункт обмена валют). Если рядом с кассовой кабиной есть другие работники банка и/или клиенты, при нападении именно они могут стать заложниками налётчиков.
Третье. Объемы услуг, предоставляемых банками, сегодня растут за счет введения дистанционных каналов продаж клиентам банковских продуктов — увеличивается клиентская база, увеличивается объем кассовых операций в отделениях. Банки не могут увеличивать площади отделений и обустраивать их дополнительными кассовыми помещениями по нескольким причинам: отсутствие соответствующих предложений по аренде помещений, отвечающих требованиям для обустройства новых отделений крупного формата, дополнительные расходы на установку дополнительного укрепленного кассового помещения и так далее. Поэтому, с целью приближения уровня обслуживания клиентов в отделениях банка к стандартам европейского обслуживания, решения проблемы очередей, банки Украины внедряют обслуживания клиентов в «один контакт», когда специалист банка выполняет операции по обслуживание клиентов и операции с наличностью при условии оборудования рабочего места автоматизированной кассовой машиной или темпокассой.Клиент получает весь спектр услуг — от консультации до внесения платежа — у одного специалиста, и не стоит в очереди.
Такая практика распространена во многих странах мира, где клиент получает весь спектр услуг — от консультации до внесения платежа — у одного специалиста, и не стоит в очереди. Сегодня каждый сотрудник банка «ведет» своего клиента от начала до конца, знает все его потребности и, соответственно, понимает, какие еще услуги и продукты банка могут быть ему полезны, что, в свою очередь, повышает его профессиональный уровень и значительно улучшает качество обслуживания клиентов.
Использования на рабочих местах автоматических (автоматизированных) кассовых машин (электронных кассиров и так далее) и темпокасс значительно безопаснее сертифицированных кассовых кабин, и практически исключает риск изъятия наличных средств. Риски ограбления уменьшаются за счет наличия задержки доступа к выдаче наличных ценностей электронным кассиром (до 32 минут), а также путем установления банком незначительного размера лимита кассовой операции и лимитов темпокассы, например, на сумму от 100 тыс до 300 тыс грн. Особое внимание необходимо также уделять сигнализации и камерам наблюдения.
Именно использование новых прогрессивных технологий, а не усиление физической защиты, является мировой тенденцией в развитии кассового обслуживания. Однако требования Национального банка Украины к рабочим местам, оборудованным автоматическими (автоматизированными) кассовыми машинами или темпокассами, на сегодня не прописаны ни постановлением правления НБУ от 30 января 2012 № 27, ни другими нормативно-правовыми документами НБУ. По мнению НАБУ, этот вопрос потребует немедленного урегулирования. Более того, банки предлагают активно стимулировать широкое использование на рабочих местах автоматических (автоматизированных) кассовых машин (темпокасс, электронных кассиров с различными наборами функций — приема наличных, перечисление, проверки на подлинность, выдачи, хранения и рециркуляции).
Отказ от сосредоточения на физической защите и развитие новых технологий — это тоже шаг навстречу соблюдению фундаментального принципа развитого общества, где наивысшей ценностью является жизнь человека. Сохранить жизни своих клиентов и работников и при этом не потерять ценности — цель, которой банки хотят и могут достичь. Для этого в Украине существует рынок страховых услуг. Финансовое учреждение не боится потерять средства, если они застрахованы, и не будет ради них рисковать жизнью своих работников.
Коментарі