Предыдущая страница: о плавающем курсе гривны и возможной девальвации
Полунеев: о Форексе, МММ и фондовом рынке
МФ: Если курс гривны будет рыночным, то гривной можно будет торговать на валютном рынке Форекс?
Ю.П.: В этом нет ничего плохого, если все это находится в рамках законодательства. Возьмем, например, тот же Форекс, который повсюду рекламируется. Если бы говорилась правда о том, что нет ни одного «человека с улицы», который бы на этом Форексе системно и много заработал. Кроме тех, видимо, кто с таким почти религиозным рвением обучает этому самому Форексу. Это все миф. Простые люди, которые клюют на эту удочку, должны понимать, что рынки победить (то есть зарабатывать постоянно и системно на арбитраже) очень сложно. Практически невозможно. Это касается и фондового арбитража или так называемого «дей трейдинга».
МФ: А вы инвестировали в украинский фондовый рынок?
Ю.П.: Нет. Я инвестировал, когда я жил за границей 10 лет назад. Я в такие игры наигрался.
МФ: А на каком рынке?
Ю.П.: На фондовом, покупал акции компаний в Великобритании. Могу сказать, что у неподготовленного человека с улицы нет шансов заработать там кучу денег. Я не против фондового рынка. На нем, во-первых, можно и нужно работать, но для этого нужна иная перспектива (горизонт) инвестиций и, во вторых, гораздо более основательная подготовка. Уоррен Баффет заработал свои миллиарды, вкладывая миллионы в течение более чем 40 лет в акции реальных компаний-лидеров рынка, которые он основательно изучал. А если просто так бездумно поддаваться призывам: «давайте будем работать, мы вас всему научим, вы сами будете все делать, компьютер в руки, Форекс это круто! И все такое», то это — дорога к убыткам.
МФ: Вы занимаетесь защитой прав потребителей финансовых услуг. По сути, Форекс также можно рассматривать, как некую финансовую услугу. Там дается какой-то кредит, то есть кредитное плечо, чтобы клиент торговал. То есть предоставляется финансовая услуга. Почему Форекс, на котором торгуют десятки тысяч людей в Украине, законодательно не урегулирован?
Ю.П.: Хороший вопрос. Я задумался над ним, потому что обеспокоен в какой-то степени тем, что идет очень массовая реклама по всем направлениям, а это настораживает. Скажем так: ничего противозаконного в том, что люди чему-то новому обучаются и пробуют свои силы и даже проводят какие-то пробные операции на рынке Форекс, нет. И те, кто рекламируют эти услуги, тоже, видимо, находятся в правовом поле.
Однако есть другой аспект. Сами операции на рынке валют — это чрезвычайно сложные операции, особенно если в процессе этих операций клиентам предоставляется кредит (или, как вы упомянули, кредитное плечо). Здесь возникают особого рода риски. Желающие ознакомиться с особенностями так называемой «маржинальной» торговли могут сделать это в википедии. Приведу цитату относительно рисков: «использование кредитного плеча пропорционально увеличивает скорость получения дохода при движении цены в сторону открытой позиции. Однако при противоположном движении цены в точно такой же степени увеличивается скорость нарастания убытков. Это может приводить как к очень быстрому обогащению, так и к быстрой потере капитала. Для нахождения оптимальной величины используемого кредитного плеча нужно обращать внимание на среднюю волатильность котировок торгуемого инструмента. Чем выше волатильность, тем выше вероятность, что использование большого кредитного плеча может приводить к существенным потерям даже от случайных рыночных колебаний».
То есть это уже казино. Те, кто продают услуги подобного рода, должны полностью информировать клиентов обо всех рисках и возможных потерях. А не только о быстром заработке. Эти все процессы необходимо более детально изучить. И, мне кажется, также ввести какое-то законодательное поле.
Хотя скажу вам, что на сегодняшний день на Западе вопросы волеизъявления человека относительно инвестирования собственных средств в те или иные инструменты, валютный рынок, фондовый рынок — они никак не ограничены. Важно, чтобы те контрагенты, с которыми ты имеешь дело, имели соответствующие лицензии и были соответствующим образом подготовлены. Или ты можешь это осуществлять на свой страх и риск, но тогда все риски ты несешь, естественно, сам.
Однако учитывая то, что все-таки уровень финансовой грамотности у нас плачевный, этим пользуются очень часто те, кто пытается неоправданно поднять ожидания людей и заработать на этом. Хотел бы я встретить простых людей, обученных «форексами», которые много заработали. Или тех, кто их обучает этому «чуду». Если они такие умные и успешные, что учат других, пусть продемонстрируют доказательства собственных финансовых достижений.
МФ: У вас были какие-то случаи, связанные с Форекс?
Ю.П.: Я расскажу для ваших читателей один пример, вот уже здесь в Украине. Несколько лет тому назад ко мне приходили далеко не чужие люди. Рассказывают мне о том, что работают на Форексе, используя некую собственную уникальную математическую разработку модели работы на рынке валют, показывают мне распечатки, инвестсчета за полгода их собственных операций. Вот, мол, за шесть месяцев заработали на уровне 200% годовых. Ищем, мол, частных и корпоративных инвесторов для нашего инвестиционного фонда, работающего исключительно на Форексе. Работаем серьезно, на лондонском валютном рынке, имеем офис и свой банк. Практически модель гарантирует до 200% годовых. Мол, помогите нам привлечь в этот бизнес серьезных финансовых инвесторов.
Я решил на свой страх и риск попробовать собственными деньгами. Теперь это вот для тех, кто с этой всей затеей всерьез играется. Если бы я лично не знал этого человека, не имел определенных рычагов морального влияния на него, я может быть до сих пор бы возвращал свои деньги. А доходность, которую мне в конце концов выплатили, была чуть ниже доходности банковского депозита.
МФ: Оформили все красиво.
Ю.П.: Да, оформили все красиво. А по факту все могло бы быть довольно плачевно. Поэтому в этой ситуации необходимо законодательно решать для того, чтобы как-то людей предостеречь от принятия некоторых решений, которые потом будут иметь для них очень серьезные финансовые последствия.
МФ: Вот элементарный пример — МММ. Все знают об этой структуре, но при этом люди несут туда деньги.
Ю.П.: Я вам хочу сказать, то МММ построена по классической схеме пирамиды. Многие обанкротившиеся государства шли по этой схеме — схеме выпуска облигаций и перекредитования за счет выпуска новых облигаций. Государство платит по своим обязательствам до тех пор, пока ему дают новые кредиты. Как только перестают давать кредиты или наступает кризис, тут начинается проблема. Но государства по определению не могут стать полными банкротами. Им долги реструктуризируют. Они проводят реформы и в конце концов расплачиваются по своим долгам. В случае же с МММ необходимо с точки зрения защиты прав потребителей выставить очень четкие законодательные преграды для того, чтобы людей сознательно не вводили в заблуждение массовые пирамиды, и чтобы они четко понимали все риски.
МФ: Кстати, мы брали у него интервью.
Ю.П.: И я думаю, что он произвел впечатление на вас?
МФ: Да. Просто удивляет эта ситуация. Может быть основная проблема в защите прав потребителей финансовых услуг заключается в том, что люди сами по себе финансово не образованы?
Ю.П.: Совершенно правильно. Люди не образованы, они не понимают базовых концепций, они не понимают, что дешевым бывает только сыр в мышеловке. Они не понимают, что не бывает беспроцентных кредитов. Они очень часто подписывают с банками документы, которые не читают, и о последствиях которых они не подозревают.
Но их финансовая безграмотность — это еще не повод (и не оправдание!) для нечестных и непрозрачных финансовых институтов этим корыстно воспользоваться. Вот где лежит проблема, что с одной стороны нужно поднимать уровень финансовой образованности хотя бы до базового уровня, воспитать у них какое-то природное чувство осторожности по отношению к собственным деньгам.
Я вам скажу на собственном примере. Я не могу себя назвать финансово необразованным (смеется — ред.). Так, может быть даже слишком образованным. Но во многих вещах, когда дело касается собственных финансов, я сам часто себя ловил на какой-то небрежности по отношению к собственным сбережениям, деньгам и так далее. То есть какие-то вещи оставались на авось. Это, я думаю, менталитет.
МФ: А вдруг повезет.
Ю.П.: Нужно воспитать у людей очень серьезное, бережное, я бы даже сказал, в какой-то степени жадное отношение к собственным сбережениям, для того, чтобы те решения, которые они принимали, были бы чрезвычайно взвешенными. И там, где ты не понимаешь, лучше спроси, проконсультируйся, прочитай в социальных сетях. Я, кстати, хотел вам сказать, что в том числе и для этой цели была создана всеукраинская организация Федерация потребителей финансовых услуг.
Продолжение: о создании Федерации по защите прав потребителей финансовых услуг.
Беседовал Петр Шевченко
Коментарі - 1
их то небось кинули?
вопрос к господину Полунееву, а как ведет себя Украина? как МММ или как более сложный лохотрон «никаких вариантов кроме как на грндепо?»…
ведь так всеми любимый Охрименко, наверное и дня в жизни не прожил, не сказав, что лучшее средство инвестирования на планете Земля есть грндепо?