В прошлом году вкладчики активно изымали средства из инвестфондов. По данным портала Investfunds (проект группы компаний Cbonds), инвесторы забрали из публичных фондов (рассчитанных на работу с физлицами) около 133 млн гривен, в том числе из публичных институтов совместного инвестирования (ИСИ) закрытого типа — 126 млн гривен, пишет Бизнес.
Сразу отметим, что закрытые фонды имеют наибольшую долю в активах публичных ИСИ. Активы последних эксперты оценивают в 1 млрд гривен.
В 2011 году вкладчики активно изымали средства из инвестфондов
Впрочем, здесь нужно сделать оговорку: по данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ), общие активы закрытых фондов составляют более 9 млрд гривен (расхождение вызвано тем, что УАИБ в своих оценках учитывает показатели закрытых ИСИ, работающих исключительно для юрлиц).
Естественно, что в непростой ситуации управляющие компании начали искать способ удержать имеющихся и привлечь новых частных инвесторов.
Нововведением стало создание ИСИ, предназначенного для операций с «надежным» активом — банковским золотом. Отметим, что ИСИ и ранее вкладывали часть активов в драгоценные металлы, но делали это, скорее, в целях диверсификации вложений.
В данном случае речь идет о целенаправленной работе фонда с банковскими металлами. И надо сказать, замысел принес успех. В частности, за последние несколько месяцев прошлого года одним из лидеров по привлечению средств среди ИСИ закрытого типа стал фонд «Первый золотой» (компания по управлению активами — КУА «Райффайзен Аваль»), который привлек 3,2 млн гривен за последние четыре месяца 2011 года.
При этом фонд состоялся (ИСИ для начала работы необходимо собрать минимальное количество средств в размере 1250 минимальных зарплат, или около 1,2 млн гривен) всего за один месяц — достаточно короткий срок для ИСИ.
«В первые три дня от розничных инвесторов было привлечено более 2 млн гривен», — говорит Вадим Мосийчук, генеральный директор КУА «Райффайзен Аваль». Пока что «металлический» фонд работает на украинском рынке, так сказать, в гордом одиночестве. Но в скором времени не исключено создание подобных структур и другими КУА.
Не все то золото
Отметим, что ИСИ, работающие с банковскими металлами в качестве основного актива, как правило, напрямую не покупают золотые слитки. Деньги, полученные от продажи собственных бумаг инвесторам, управляющие компании переводят на так называемые «металлические» счета в нескольких банках.
На этих счетах доход или убыток фонда формируется в зависимости от стоимости золота на мировом рынке. «Цена одного инвестсертификата соответствует цене утреннего «фиксинга» цен на Лондонской бирже металлов», — рассказывает Вадим Мосийчук.
Интерес инвесторов можно объяснить тем, что в период кризисов золото всегда рассматривалось в качестве универсальной «палочки-выручалочки», которая позволяет не только сохранить, но и приумножить капитал. С началом экономического спада золото действительно непрерывно росло в цене.
Последнее резкое подорожание данного актива наблюдалось в начале августа 2011 года — аккурат после резкого обвала ведущих мировых финансовых индексов. В результате в сентябре прошлого года цена на золото достигала своего исторического максимума — 1,9 тыс. долларов за 1 тройскую унцию. Для сравнения: 10 лет назад 1 унция стоила менее 300 долларов.
Очевидно, что такой рост не мог не привлечь инвесторов. Тем более что многие аналитики прогнозировали, что в скором времени желтый металл подорожает до 2 тыс. долларов за 1 унцию.
Однако произошло то, чего инвесторы боятся больше всего: за резким взлетом котировок последовал резкий их обвал. Уже в середине декабря они составили 1,6 тыс. долларов за 1 тройскую унцию.
«Впервые фонд купил золото 23 сентября, когда установилась цена 1 730 долларов за 1 унцию, а пик цен пришелся на август, составив более 1 900 долларов ", — рассказывает Вадим Мосийчук.
Таким образом, инвесторы вкладывали в желтый металл на пике его стоимости и теперь стремительно теряют деньги. Например, с начала работы фонда «Первый золотой» и до конца прошлого года его доходность составила −13%.
«В конце 2011 года цена на золото по утреннему «фиксингу» была ниже сентябрьских цен (1 574 долларов за 1 унцию). Соответственно, и стоимость «золотого сертификата» была на столько же меньшей», — признает Мосийчук. За весь же период деятельности указанного ИСИ его доходность составила −6%.
Некоторые аналитики склоняются к мысли, что золото и впредь будет падать в цене. Впрочем, управляющие компании это не смущает. «Стратегия фонда «Первый золотой» не будет меняться ни в случае увеличения стоимости базового актива, ни в случае ее снижения. Золото является признанным хеджем (страховкой) против обесценивания бумажных денег», — утверждает Вадим Мосийчук.
При этом многие эксперты подчеркивают, что сейчас не самый благоприятный момент для инвестиций в банковские металлы. «Во второй половине прошлого года стало понятно, что цены на драгоценные металлы достигли максимума. И инвестиции в них стали неинтересны. Это подтвердилось дальнейшим снижением цен на золото и серебро», — говорит Вячеслав Король, управляющий активами КУА «АРТ Капитал Менедж-мент».
… но ведь блестит
Отметим, что некоторые фонды акций также решили активнее вкладывать деньги в драгоценные металлы. Иными словами, некоторые КУА пока не «созрели» для предложения клиенту «металлического» фонда, но все же решили перевести часть доверенных им средств на рынок драгоценных металлов. В частности, фонд «КИНТО-Зима» (КУА «КИНТО») предлагает инвесторам поучаствовать в портфеле, представленном наиболее ликвидными бумагами, в основном индексными, акциями, а также вложениями в серебро и золото.
«Мы решили инвестировать в банковские металлы для диверсификации активов. Кроме того, это один из немногих ликвидных инструментов, доступных ИСИ, кроме акций, облигаций и банковских депозитов. По состоянию на 1 января 2012 г. доля этого инструмента в портфеле фонда «КИНТО-Зима» составила 15,3%, — рассказывает Виктор Ботте, управляющий инвестиционными и пенсионными фондами «КИНТО» (. — Кроме серебра, в портфеле фонда присутствует и золото, которое было приобретено в конце года, когда его стоимость снизилась. С ростом цены на драгоценные металлы на мировых рынках мы надеемся получить хорошую отдачу от этого вложения».
Отметим, что фонд «КИНТО-Зима» начал работать 9 декабря 2010 года, и до конца 2011 года его доходность составила −34,96%. Отметим, что данный фонд создавался для инвесторов, стремящихся получать постоянный умеренный доход в виде дивидендов раз в год.
Активно в драгоценные металлы в 2011 года стали инвестировать также ИСИ, изначально нацеленные на работу с облигациями и денежным рынком. Один из примеров — закрытый фонд «Ускорение» (КУА «УкрСиб Эссет Менеджмент»), который в прошлом году показал доходность 6,2% годовых.
«Основная стратегия фонда — инвестирование в ценные бумаги с минимальным уровнем риска. Фонд вкладывает в ОВГЗ, еврооблигации Украины и драгоценные металлы. Мы инвестировали около 10% активов фонда в «золотой депозит». Поэтому в случае снижения курса национальной валюты средства вкладчиков будут максимально защищены», — говорит Максим Куприн, председатель правления КУА «УкрСиб Эссет Менеджмент».
Коментарі