Про золото как монетарный актив часто можно услышать, что его предложение, то есть количество золота в мире растет на 2% в год благодаря его добыче. Мы ведь не потребляем золото. Большая часть когда-либо добытого золота (85% по оценкам Американского геологического обзора (U.S. Geological Survey)), все еще существует сегодня в виде слитков, монет и ювелирных изделий. Даже небольшое количество, используемое в промышленности, проходит вторичную переработку.
Спрос и предложение золота
Еще одна расхожая идея: система золотого стандарта работает потому что «денежная масса» растет с постоянной скоростью, следуя объемам добычи металла. Иными словами, скорость прироста количества остается стабильной.
Это совершенно неверно. Если посмотреть на историческую систему золотого стандарта, как например, систему Банка Англии в 1880-е гг., то мы увидим, что денежная база в действительности была нестабильной и не следовала правилу «2%».
Например, в 1900 году, американская денежная база выросла до приблизительно 1,344 млн долларов с 1,126 млн долларов в 1899 году, то есть на 19,4%.
Однако в 1896 году американская денежная база упала с 944 млн долларов до 1,022 млн долларов в 1895 году, то есть снизилась на 7,6%.
Нет никакой стабильности «денежной базы» в системе золотого стандарта. Она автоматически приспосабливается с помощью паритета ценности к экономическим обстоятельствам конкретного момента.
«Стабильная» часть — это стабильная ценность. Британский фунт поддерживал определенную ценность относительно золота. Золото также сохраняло постоянную ценность частично из-за того, что его предложение было значительным и стабильным.
Вот одна из моих любимых цитат по этому вопросу из XIX столетия от Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill):
«В целом нет ресурсов, которые были бы так мало [как золото и серебро] подвержены причинам колебаний. Себестоимость их производства колеблется меньше, чем у почти всех остальных вещей. Из-за своей долговечности их суммарное существующее количество всегда настолько велико относительно годового объема добычи, что изменения себестоимости добычи неожиданно не влияют на их стоимость. Требуется очень долгое время, что значительно уменьшить доступные запасы и даже их увеличение не происходит неожиданно. Поэтому золото и серебро, куда лучше чем другие ресурсы подходят для установления ценности расчетов для отдаленного будущего».
Давайте посмотрим на некоторые недавние детали. Чем золото отличается от меди?
Почти все когда-либо добытое золото хранится в виде слитков и ювелирных изделий. Медь сильно отличается от этого. Почти вся добытая медь немедленно используется в каких-либо практических целях. Лишь малая часть откладывается для долгосрочного хранения.
В 2010 году мировой объем добычи меди оценен в 16,2 млн тонн. Однако мировые запасы меди на основных биржах оцениваются в 645 тыс тонн. Так что физические запасы составляют лишь 4% мировой добычи. Объем индустриального спроса на медь в мире равнялся 16,2 млн тонн в прошлом году.
Что если по какой-то причине добыча меди полностью прекратится? Очевидно, что в доступе будет только небольшой склад размером в 645 тыс тонн. Возникнут большие проблемы.
Теперь посмотрим на золото. В 2010 год объем мировой добычи золота равнялся 72 млн тройских унций (32 тыс унций в тонне). В мире есть около 5 млрд унций. Поэтому добыча равняется лишь 1,4% запасов.
Что если добыча золота в мире полностью остановится? Это значит, что у нас будет 5 млрд унций золота, а не 5072 млн. Ерунда. Это одна из причин того, что цена на золото стабильна и золото является удобным монетарным эталоном.
Всемирный золотой совет производит статистику применения золота. В 2010 году по сведениям ВЗС было добыто 2568 тонн золота. В промышленных целях было использовано 466 тонн. Остальное пошло на изготовление монет и ювелирных изделий.
Еще раз: 466 тонн пошло в промышленность, было добыто 2568 тонн, а всего есть около 155 тыс тонн. То есть промышленность потребила лишь 0,3% доступного предложения.
Даже этот объем индустриального спроса главным образом удовлетворяется с помощью вторичной переработки. ВЗС говорит, что вторичная переработка дала 1645 тонн в 2010 году. Это включает как промышленную переработку, так и ювелирный лом, но отсюда видно, что вторичное золото — это также один из главных источников предложения.
Мы в США привыкли видеть ювелирные изделия, которые стоят гораздо дороже металла, из которого они сделаны. Может быть поэтому мы почти не владеем золотыми ювелирными украшениями. В остальном мире все по-другому. Большая часть золотых ювелирных изделий находится в Азии, особенно в Индии. В Азии стоимость ювелирных изделий чуть выше, чем стоимость самого металла — в среднем лишь на 2%. Иными словами «производственная премия», требующаяся для того, чтобы превратить металл в то, что можно носить, равняется лишь 2%.
Примерно такую же премию мы сегодня платим за золотые инвестиционные монеты, такие как крюггеранд и американский орел. Большая часть этих ювелирных изделий несет такую же функцию как для нас вышеупомянутые золотые монеты. К тому же их можно носить. Возможно азиаты что-то просекли.
Золото было деньгами много тысяч лет, потому что обладает стабильной ценностью. Вопросы спроса и предложения, влияющие на другие ресурсы, не касаются золота.
Коментарі