Литр импортного бензина может подорожать на 1,5 гривны
Авто-подснежников станет больше
На украинских автозаправочных станциях в скором времени ожидается значительное подорожание топлива. Это случится, если Кабмин поддержит предложение Министерства инфраструктуры поднять на 10% акциз на бензин и в 5 раз на дизель, что должно пополнить казну на 4,36 млрд грн. А с целью загрузки местных нефтезаводов (НПЗ) чиновники хотят ввести таможенные пошлины на импорт бензина в размере 130 евро/тонна и дизеля на 80 евро/тонна. Участники рынка утверждают, что повышение акцизов приведет к росту розничных цен топлива на 50 копеек. Введение таможенных пошлин, по их мнению, повысит стоимость импортного топлива на 1,3-1,5 грн.
В сентябре рост цен на нефтепродукты сдерживали два фактора: снижение мировых цен на нефть и накопленные операторами запасы в летний период, когда акцизы были временно снижены.
Нефтетрейдеры не смогут экономить на марже
Коммерческий директор «КЛО» Вячеслав Стешенко считает, что введение акциза приведет к подорожанию топлива в среднем на 20-50 копеек на литре. По его словам, намерения государства не принесут рынку пользы. При этом пострадает украинский автолюбитель, которому придется покупать некачественный бензин украинских НПЗ по завышенным ценам. «Не думаю, что отечественные НПЗ будут снижать цены. Скорее всего, они воспользуются их ростом и заработают себе дополнительную маржу. Качество отечественного топлива, к сожалению, не дотягивает до наших требований. Я с удовольствием перешел бы на украинскую продукцию, но что потом скажет наш потребитель, который уже привык к качественному топливу», — рассказал он «Минфину».
А экономить за счет своей маржи на бензине, к примеру, марки А-95 нефтетрейдеры не могут, так как она и так не превышает 5%. Компенсировать свои потери игроки рынка могут только за счет бензина премиум-брендов, на маркетинговое продвижение которых игроки тратят большие бюджеты. Соответственно, вряд ли на этом возможно существенно уменьшить маржу. «Стоит отметить, что за последние годы наметилась обратная тенденция потребления нефтепродуктов, то есть вместо 98-го потребляют 95-й, вместо 95-го — 92-й и так далее», — отметил «Минфину» директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
Эксперты утверждают, что госбюджет в таком случае также не выиграет, поскольку украинцы резко снизят потребление бензина и дизеля. Кроме того, по их мнению, сегодня происходит физическое сокращение потребления нефтепродуктов, хотя в денежном выражении рынок пока не изменился вследствие роста цен.
Топливо потерпит импортный подъем
При этом введение таможенных пошлин, по словам Сергея Сапегина, приведет к росту стоимости импортного бензина на 1,3-1,5 грн.
Как известно, впервые «обнулила» импортные пошлины в 2005 году премьер-министр Юлия Тимошенко, которая таким способом надеялась «сбить» цены на внутреннем рынке. С тех пор ситуация на рынке резко изменилась в пользу импорта, тогда как отечественные производители теряли рынок.
А в 2010 году по продукции украинских НПЗ сильно ударил безналоговый импорт компанией «Ливела», которая воспользовавшись судебным решением, демпинговала на рынке. Вследствие этого в августе 2011 года нефтепродукты украинского производителя составляли лишь треть всего рынка. Доминирование импорта делает украинский рынок более подверженным колебанию мировых цен. Соответственно, правительство с помощью пошлин пытается увеличить объем отечественных нефтепродуктов.
Местные производители приветствуют эту инициативу. Однако, по мнению представителей розничных сетей, повышение цен на импортные нефтепродукты автоматически повысит цены на всем рынке.
Кроме того, на фоне роста мировых цен на нефть появление таможенных пошлин еще больше может ударить по кошелькам украинских водителей.
Такие тенденции могут привести к тому, что этой зимой «подснежниками» станет большее количество автомобилистов, чем в прошлом году.
Сергей Чигирь
Коментарі - 6
Сейчас ОККО 95pulls