Национальный банк обязал кредитные учреждения отчитаться о размере получаемых ими комиссионных доходов от каждой операции, сообщает издание «Коммерсантъ-Украина». Журналисты решили выяснить, насколько обоснован неожиданный интерес НБУ к комиссионной политике банков, попытавшись оплатить в их киевских отделениях счет в пользу юридического лица. Комиссия за эту услугу в среднем составила 1-1,2% от суммы платежа, однако минимальная сумма оказалась неожиданно высокой. Так, «Астра Банк» запросил 8 гривен, «ВиЭйБи Банк», «ПроКредитбанк» и «Финансы и Кредит» – по 10 гривен, «Альфа-банк» – 12 гривен, «УниКредит Банк» и «Эрсте Банк» – по 15 гривен.
Банки повышают тарифы на свои услуги
В отделениях банков такие высокие тарифы объясняют большими затратами на обслуживание, включающими ряд факторов. Для сравнения: в 2008 году банки взимали комиссию за свои услуги в размере 0,2-0,7%, а минимальная сумма в большинстве учреждений не превышала 1-2 гривен.
Повышать комиссии банки начали в самый разгар кризиса, когда их финансовые результаты оставляли желать лучшего. С начала 2009 года банковская система работает в убыток, который только за восемь месяцев текущего года составил 8,94 миллиарда гривен. При этом уже два года банки практически не выдают кредитов, особенно физическим лицам, а активность в сфере корпоративного кредитования наблюдается лишь в последние месяцы. Поэтому общий комиссионный доход, который формировался в основном за счет дополнительных платежей при выдаче и обслуживании кредитов, серьезно сократился. Если в I полугодии 2009 года он составил 7,55 миллиарда гривен, то в I полугодии 2010 года – 6,95 миллиарда гривен (сокращение на 7,94%). По оперативным данным НБУ, общий объем комиссионных платежей на 1 сентября составил 9,5 миллиарда гривен, что составляет 10,6% доходов банков.
Одновременно с изменением размера комиссий за расчетно-кассовое обслуживание банки меняют и другие тарифы. Во многих из них получение справки о наличии счета обходится в среднем в 10 гривен. Но за ее оформление в банке «Форум» с журналиста взяли 100 гривен, тогда как в договоре была указана сумма 25 гривен. В пресс-службе банка отказались сообщить причину четырехкратного роста тарифа. Сотрудник одного из офисов «Форума» объяснил это так: банк бесплатно оформляет счет, обслуживает карту, и ему нужно зарабатывать хоть на чем-то.
Основная причина неограниченного роста цен на услуги банков в том, что размер комиссий не регулируется законами и не ограничивается регулятором. К высоким комиссионным ставкам на банковском рынке проявил интерес Антимонопольный комитет и уже запретил «Ощадбанку» требовать с клиентов не предусмотренные законодательством комиссии при оплате административных услуг. Основанием для вмешательства комитета стало то, что «Ощадбанк» взимал 2% комиссионного вознаграждения от суммы платежа за услуги Главного управления МВД в Киеве, которые поступали на специальный счет силовиков. Однако банкам не следует опасаться, что Антимонопольный комитет сможет заставить их снизить тарифы или вовсе отменить различные комиссии – рассмотрение дела «Ощадбанка» продолжалось несколько лет из-за затягивания предоставления необходимой информации, за которое учреждение было наказано лишь административными штрафами.
Банкиры продолжат повышение комиссионных платежей. Постепенное улучшение макроэкономических показателей Украины только подталкивает банки к увеличению тарифов.
В будущем могут появиться новые виды комиссионных сборов. Так, в марте-апреле четыре российских банка начали взимать комиссию в размере 7% с вкладчиков за пополнение депозита, а федеральная антимонопольная служба начала проверять их только в сентябре. Необходимость введения новых или увеличения существующих комиссий банкиры объясняют заботой о комфорте клиентов.
Коментарі - 2