«Я не люблю моду, но понимаю, что она необходима как воздух, это и вдохновляет меня», - признался в одном из интервью Йоши Ямамото. Мог ли японский дизайнер 25 лет назад предположить, что его безудержное вдохновение обойдется в более чем 67 млн долларов долга и клейма «банкрот» на его детище? Yohji Yamamoto - далеко не первый мировой дом моды, который за последний год был вынужден объявить о своей финансовой несостоятельности. Ранее о закрытии магазинов в Японии объявил итальянский дом моды Gianni Versace. Банкротами признали себя немецкий дом моды Escada, итальянский IT Holding (бренды Gianfranco Ferre и Malo) и его подразделение Ittierre, французский дом моды Christian Lacroix. В конце июля итальянский бренд Prada объявил о своем неустойчивом финансовом положении и долге, превышающем 1,2 млрд евро. Эксперты Merrill Lynch прогнозируют, что в ближайшие полтора года около сорока модных домов, владеющих всемирно известными брендами, могут сменить собственников, привлечь стратегических инвесторов или продать часть акций на бирже. Причина банальна - все нуждаются в деньгах.
Украинские дизайнеры также испытывают нужду в финансах. Одни делают коллекции благодаря кредитам, другие - спонсорам, третьи - благодаря неплохим заработкам. Мировые тенденции творцов отечественной моды практически не затронули. По крайней мере, так утверждают сами дизайнеры. Даже наоборот, говорят, что кризис пришелся им на руку.
Украинский гламур кризис обошел стороной
Красиво жить не запретишь
Многие любители красиво и оригинально одеваться уже пересмотрели свои расходы, и те, кто раньше не обращал внимания на украинских дизайнеров, стали чаще обращаться к ним, рассказала дизайнер Елена Голец. Это один из позитивных моментов, которые кризис привнес в украинскую моду. К тому же, если обратиться к официальной статистике, то согласно ей около трети импорта товаров легкой промышленности в Украину сократилось. Чем не повод для оптимизма? По словам Ирины Данилевской, основателя и главы оргкомитета Украинской недели моды, это значит, что освобождаемые ниши могут занимать украинские производители одежды. Сегодня многие владельцы модных бутиков, которые всегда были сосредоточены на продажах исключительно известных зарубежных брендов, присматриваются к украинским дизайнерам, ходят на показы, узнают цены. Это еще одна положительная тенденция.
«Объем украинской индустрии мод не такой уж и большой, чтобы кризис как-то отразился на нем», - добавляет Ирина Данилевская. Ее поддерживает и молодой дизайнер Олена Даць, которая видит и позитивные моменты в кризисе, поскольку в таких условиях можно направить свой бизнес в различные русла. К примеру, если у бутиков начинаются проблемы с продажами, можно перейти на индивидуальный пошив или корпоративный сектор. Г-жа Данилевская приводит в пример свой бизнес - организацию крупнейшего fashion-мероприятия в отечественном мире моды - UFW. По ее словам, на проведении недели моды кризис не отразился, все проходит в тех же объемах, что и раньше. Никто из тех, кто принимал участие в мероприятиях двумя-тремя сезонами ранее, не отказался и в этом году. Не изменилась и стоимость организационного взноса на участие в UFW (она составляет 18 тыс. грн).
Отделались легким испугом
Между тем некоторые отечественные дизайнеры признаются, что все же кризис был некоторое время ощутим, однако этот рубеж преодолен. Как рассказала одна из ведущих дизайнеров Украины Лилия Пустовит, в какой-то степени кризис дал о себе знать в начале года, поскольку как раз тогда у ее бренда велась большая работа с магазинами. Сократились и заказы от магазинов, особенно сказалось падение гривни. Но сейчас ситуация выровнялась. «Сильно поднялись цены на ткани и фурнитуру, при этом стоимость готового изделия осталась прежней (так требует рынок). Количество индивидуальных заказов немного уменьшилось - вместо трех платьев клиентка закажет одно - в целях экономии», - добавила дизайнер Татьяна Карамболь. Метко выразилась по этому поводу и известный дизайнер Виктория Гресь, которая строит бизнес на моде более 16 лет: «К хорошему быстро привыкаешь, поэтому люди как ходили к дизайнерам, так и продолжают ходить». Правда, и г-жа Гресь не отрицала, что некоторые заказчики уменьшили свой «портфель» заказов.
Впрочем, сравнивать украинскую модную индустрию и проводить параллели с мировыми трендами нет резона, поскольку даже сами дизайнеры признают, что в Украине fashion-индустрия пока плохо развита и не приносит тех доходов, о которых мечтает каждый дизайнер. «Для получения той прибыли, которая поставила бы моду в ряд прибыльных индустрий, необходимо увеличить объемы производства (а в Украине это сложно в связи с экономическим положением), объемы продаж (а это невозможно, пока потребитель не прекратит отдавать предпочтение западным маркам и брендам, оставляя в стороне украинские таланты) и вырастить опытный персонал в рабочем коллективе дизайнера», - рассказывает Татьяна Карамболь.
Кто на чем зарабатывает
На сегодняшний день украинские дизайнеры зарабатывают в основном на индивидуальных заказах. Открытие собственного ателье дает небольшой, но стабильный доход. Однако, как отметила Елена Голец, при такой структуре развиваться довольно сложно, потому что развитие fashion-бизнеса - это большие деньги, очень дорого обходится информационная база (участие в выставках, размещение в профессиональных изданиях и т. д.). К тому же необходимо иметь стабильную финансовую базу, так как финансирование коллекции производится на сезон вперед (весной показывают осень-зиму, а осенью - лето следующего года). По словам Виктории Гресь, затраты на создание каждой коллекции складываются из многих составляющих - закупка материалов, аренда, зарплата, подготовка показа, тиражирование. Чтобы создать коллекцию, достойно ее презентовать, а затем растиражировать, необходимо несколько десятков тысяч долларов. Так как по технологии новые коллекции демонстрируются на сезон вперед, то и окупаются затраты практически в течение года. «Поэтому смело можно говорить, что fashion - не быстрый бизнес», - отметила г-жа Гресь.
Фактор прибыльности зависит от таких составляющих, как узнаваемость имени дизайнера (бренда), креативность и индивидуальность коллекций, качество исполнения, возможность тиражирования моделей в размерном ряде и, конечно, налаженная система сбыта и круг постоянных клиентов. Также никто не отменял фактор везения. Средства на производство коллекции отбиваются продажами, утверждает Татьяна Карамболь. Но средства, затраченные на само шоу, - организацию какого-либо показа или участие в неделе мод - не окупаются, поэтому дизайнеры привлекают спонсоров.
Между тем в Украине существует с десяток серьезных дизайнеров, которые из увлечения сделали солидный и прибыльный бизнес. Их имена известны далеко за пределами Украины. Среди них можно отметить Лилию Пустовит, Веронику Жанви, Владимира Подоляна, Ольгу Громову. Последняя в июне подписала эксклюзивный трехгодичный контракт с одним из авторитетнейших шоу-румов США, откуда коллекции дизайнера распространяются по главным модным «портам» мира - в основные дизайнерские магазины и бутики.
Но в то же время украинская индустрия моды все еще находится на низком уровне развития. Как отметила Лилия Пустовит, «все как было, так и остается на уровне арта, а не индустрии». По словам дизайнера, пока в каждом областном центре не появятся магазины, продающие одежду украинских дизайнеров, пока не будут развиваться бренды, тиражирующие сотни и тысячи изделий, говорить не о чем. К такому рывку готовы и дизайнеры, и покупатели. Проблема в том, что нет инвесторов, готовых вкладывать в этот процесс. Возможно, поэтому кризис миловал украинских дизайнеров.
А вот дому моды Yohji Yamamoto все же повезло. После прохождения процедуры банкротства он будет продан инвесткомпании Integral Corp. Новый владелец займется укреплением розничных и оптовых каналов продаж. При этом старое название дома и 60 бутиков в Японии будут сохранены. Останется при деле и его основатель Йоши Ямамото. В новой компании ему отведена должность главного дизайнера. Не так уж и плохо, с учетом того, что для выдающегося дизайнера мода необходима как воздух.
Мнение участника рынка
Виктория Гресь, дизайнер (дом моды Victoria Gres):
Украинская fashion-индустрия пока только зарождается, и было бы неправильным относиться к ней так же, как к мировым брендам. Украинские дизайнеры и их дома не изобретают ничего нового и стараются следовать общепринятым стандартам ведения этого бизнеса. Получается ли это на все сто процентов? Конечно, нет! Отечественные реалии, как ментальные, так и экономические, вносят в развитие fashion-индустрии свои коррективы, подчас существенные. Начнем с того, что из всего немалого количества людей, называющих себя дизайнерами одежды, максимум десять относятся к этому серьезно. Для всех остальных fashion - это развлечение, игрушка в красивой обертке, ради которой, собственно, они все и затевают. Таких «дизайнеров» хватает на одну-две коллекции, а дальше - пустота. В какой-то момент они начинают понимать, что дизайн одежды - это довольно рутинная технология, каждодневный труд, в которой момент праздника, красивой картинки приходится ждать иногда долго, и наступает разочарование. Можно ли украинскую fashion-индустрию считать прибыльным бизнесом? Мне кажется, что критерии прибыльности для всех разные. Мы, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, чувствуем себя вполне уверенно, продолжаем развиваться, активно ищем помещение для нового магазина. Но для мировых брендов, в рекламу которых вложены миллионы долларов и евро, наши обороты показались бы мизерными.
Цифры:
- 10 млрд долларов составляет годовой оборот украинского рынка одежды.
- До 100 тыс. долларов необходимо для вывода коллекции на украинский рынок моды.
- От 600 тыс. долларов стоит проведение показа коллекции в Париже.
- 6 месяцев и более составляет период самоокупаемости дизайнерской коллекции в Украине.
- Более 2 млн грн составил затратный бюджет продюсирования Украинской недели моды в этом году. В 2008 году эта сумма составляла 4 млн грн.
Коментарі