Вынужденная девальвация гривны принесла положительные результаты для финансовой системы. Об этом заявил председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах в интервью «Зеркалу недели».
Глава НБУ: Девальвация гривны дала и положительные результаты
«Происшедшая вынужденная девальвация, как бы болезненно она ни воспринималась в обществе, да и в самом Национальном банке, начала давать положительные результаты», — констатировал он.
По его словам, переход к гибкому курсообразованию способствовал довольно быстрому нивелированию дефицитов внешней торговли.
В то же время Владимир Стельмах подчеркнул, что обесценение гривны усложнило обслуживание банковских кредитов, взятых в иностранной валюте.
«Однако в нынешних экстремальных условиях на этот вопрос в любом случае не было бы простых ответов. Его же предельное обострение позволило перейти к кардинальному решению проблем, начало которым было положено еще в марте 2003 года», — пояснил он.
При этом глава НБУ отметил, что частичному нивелированию разрывов между валютными и банковскими кредитами и депозитами должна послужить программа рекапитализации банковской системы.
«Однако лишь частично. Поскольку ответственность за эти валютные дисбалансы должны нести и сами банки, годами отстаивавшие свое право на безусловное расширение валютного кредитования», — подчеркнул он.
Владимир Стельмах также высказал мнение, что ревальвация гривны в 2005 и 2008 годах и ее последующая девальвация стали платой за грубейшие ошибки в макроэкономической политике нескольких правительств подряд.
«И ревальвация, и девальвация гривны стали платой за грубейшие ошибки и, если хотите, порой обыкновенную безалаберность в макроэкономической политике нескольких подряд правительств. Эти шаги нельзя оценивать, вырывая их из контекста сложившихся на тот момент ситуаций», — отметил он.
По его словам, решение об укреплении курса гривны в 2005 году принималось вместе с Сергеем Яременко, после того, как министр экономики Сергей Терехин дал официальный прогноз об укреплении гривны на конец года до 4,25 гривны за доллар.
«Мы посчитали, что в результате спекуляций нерезидентов, которые начали массово входить на валютный рынок Украины в ожидании ревальвации, мы потеряем около 1,7 миллиарда долларов из резервов. Просто так. Поэтому было решено не по кусочку рубить, а одномоментно опустить с 5,31 до 5,05 гривны, и это было сделано», — пояснил он.
При этом придание курсовой динамике большей гибкости в мае 2008 года было связано с необходимостью замедления чрезмерной ценовой динамики, системный всплеск которой был вызван бюджетными дисбалансами, подчеркнул Стельмах.
По его словам, темпы роста социальных платежей из бюджета выросли в 2007 году в 2-2,35 раза. В 2008 году началось снижение динамики инвестиций в производство. Уровни инфляции на потребительском рынке превысили 30%, а в промышленности — вплотную приблизились к 50%, превысив показатели 1998 года, когда наблюдалось инфляционное подавление производства на фоне углубляющегося валютно-финансового кризиса.
«В этих условиях Национальный банк был вынужден ревальвировать гривну. Хотя основные инфляционные факторы и находились вне монетарной политики, НБУ должен был выполнять свою основную конституционную функцию по поддержанию стабильности национальной денежной единицы», — пояснил глава Нацбанка.
Коментарі