Европейские рекорды
Обзор мировых рынков за 10 - 16 мая 2009 года
На рынках обстановка была нервическая. Международное энергетическое агентство опять снизило прогноз спроса на нефть, ожидая 28-летний максимум скорости его падения; вкупе с сообщениями об увеличивать добычи в странах ОПЕК, соблазнённых ростом цен, это заставило трейдеров задаться вопросом – а с чего, собственно, в таких условиях цена выросла до 60 долларов за баррель? Такое отрезвление после шизофренического оптимизма предыдущих недель становится обычным на рынках – надо полагать, последствия должны быть соответствующими; пока же цены на энергоносители и промышленные металлы вяло сползли на 5-10%. На денежных рынках ведущие центробанки взяли передышку – если не считать ЕЦБ, члены правления которого устроили публичные дебаты на тему о пользе печатания денег; из прочих можно выделить Банки Мексики (ставка срезана на 0.75% до 5.25%) и России (на 0.5% до 12.0%); сам же рынок вёл себя лениво – проценты по кредитам ещё немного припали, но и только. Валюты дёргались отчасти по фундаментальным резонам – а отчасти из-за мощных выплат купонов и погашения казначейских облигаций: в пятницу этим занимались Норвегия (на сумму 52.6 млрд. крон) и США (80.3 млрд. долларов): посему означенные валюты не пользовались популярностью в парах с йеной – все ждали, что иностранные инвесторы (особенно японцы) переведут часть полученных денег в родные валюты. Безумие на фондовых биржах тоже поутихло – здесь резонно ждать заметной коррекции, хотя пока не факт, что мы уже видели локальные верхи.
В Новой Зеландии в первом квартале розничные продажи сократились на 2.9% к предыдущей четверти – почти вдвое хуже прогнозов; текущий квартал, как ожидается, станет шестым подряд минусовым по ВВП. Китай выпустил очередной залп информации – которая оказалась противоречивой. С одной стороны, денежная накачка остаётся внушительной, инвестиции в основной капитал бьют рекорды (за год они выросли на 30.5%) и, как следствие, розничные продажи усиливаются – но на другой чаше весов замедление роста производства, обвал внешнеторгового профицита (почти в 1.5 раза против мартовского уровня; годовое падение экспорта составило 22.6%), снижение выработки электричества и уменьшение бюджетных доходов (на 13.6% против апреля 2008 года, в т.ч. на 27% по подоходному налогу) при значительном (на четверть) увеличении расходов казны. Bank of America продал треть своей доли в Китайском строительном банке ради пополнения капитала – основным покупателем стала сингапурская государственная компания Temasek; цена сделки составила 7.3 млрд. долларов – а самое смешное, что та же Temasek одновременно избавилась от своего пакета акций самого Bank of America. Снова возбудились американские власти, возжелавшие наказать КНР за остановку ревальвации юаня – и хотя сейчас вероятность успеха такого начинания невелика, в скором будущем эта идея может стать реальностью.
В Японии профицит счёта текущих операций платёжного баланса в марте опять сократился – по сравнению с тем же месяцем прошлого года он оказался вдвое ниже; зато объём выданных банками кредитов падать перестал. Объём промышленных заказов в марте упал на 1.3% против февраля и на 22.2% по отношению к марту 2008 года – в целом, однако, сектор стабилизируется после дикого обвала. Отпускные цены производителей в апреле показали годовое снижение на 3.8%, чего не было ни разу с лета 1987 года. Из корпоративных новостей можно отметить годовой отчёт Sony, констатировавший операционный убыток в размере 228 млрд. йен (около 2.4 млрд. долларов) и сокращение выручки на 12.9%. Квартальные показатели Panasonic (убыток составил 444.3 млрд. йен) и Honda (потери достигли 186 млрд. йен) не вдохновили. Отчитался и банк Mizuho – его годовой убыток составил 589 млрд. йен; теперь группа намерена привлечь 800 млрд. йен посредством допэмиссии акций. Газета Nihon Keizai сообщила, что кризис заставил фирмы урезать летние бонусы персоналу – в целом они упали на 15.2% против прошлого года (в том числе на 22.4% в производственном секторе): такого ещё не было ни разу за все 32 года наблюдений.
Европа «радовала» показателями ВВП и производства. ВВП Испании в первом квартале сократился на 1.8% к предыдущей четверти и на 2.9% к тому же периоду 2008 года (оба показателя худшие за все 29 лет наблюдений); аналогичные показатели Австрии равнялись соответственно 2.8% и 3.6%, Голландии – 2.8% и 4.5%, Франции – 1.2% и 3.2%, Италии – 2.4% и 5.9% (худшая динамика с 1980 года), Германии – 3.8% и 6.9% (исторический антирекорд); только Греция всё ещё в плюсе по годовому изменению (на 0.3%); не входящая в еврозону Дания упала на 4.5% - чего не было ни разу с 1945 года; наконец, сокращение ВВП еврозоны в целом составило 2.5% за квартал и 4.6% за год. Промышленное производство в Голландии в марте упало на 0.1% к февралю и на 12.1% к марту прошлого года; в Италии снижение составило 4.6% за месяц и 23.8% за год; во Франции месячное сокращение равнялось 1.4% - а годового французы при первом релизе данных не дают; наконец, в сумме по еврозоне производство упало на 2.0% к февралю и на 20.2% к марту 2008 года (исторический антирекорд). Дефляция продолжает наступать: оптовые цены в апреле показали годовое снижение на 3.6% в Швейцарии и на 8.1% в Германии. Власти последней надеялись, что хотя бы падение цен успокоит трудящихся – не тут-то было: профсоюз строительных рабочих потребовал увеличения зарплат на 6% – угрожая в противном случае общенациональной забастовкой. Еврокомиссия вознамерилась провести стресс-тесты банков по образцу американских – чем вызвала ярость министра финансов Германии Штайнбрюка: немцы озабочены осенними выборами всеми силами создают впечатление «всё под контролем». Агентство Fitch пригрозило срезать суверенные рейтинги Греции; а Moody’s ничем не грозило – а просто снизило рейтинги Украины. Балтийские страны выдали данные по ВВП в первом квартале – годовое их снижение исчисляется двузначными числами процентов; но в Венгрии (–6.4%) и Чехии (–3.4%) дела далеко не так печальны.
Источник: Евростат
В Великобритании в марте внешнеторговый дефицит упал до 2-летнего минимума – экспорт и импорт просели, что уменьшило абсолютную величину дефицита: всё примерно как в Америке. Промышленное производство в марте упало на 0.6% к февралю, что довело годовое снижение до 12.4% – худший показатель с начала ведения статистики в 1968 году; ещё печальнее квартальная динамика обрабатывающего сектора – он побил все рекорды вплоть до 1948 года. Власти сообщили о падении цен на жильё в первом квартале на 13.6% против того же периода прошлого года; впрочем, RICS нашёл признаки стабилизации на рынке недвижимости – в апреле цены валились не так активно, а продажи росли (хотя и остались на 41% ниже прошлогоднего уровня). Замедлилось и пополнение рядов безработных – но общее их число показало новый максимум с 1996 года. Согласно оценке Британского розничного консорциума, в апреле номинальный объём розничных продаж показал годовой рост, лучший за последние 3 года (на 4.6%) – виной тому стало подорожавшее продовольствие (физический объём его продаж упал, но цены взлетели) и традиционно активизирующая покупателей Пасха, которая пришлась в этом году на апрель, а в прошлом – на март. Квартальный инфляционный отчёт Банка Англии оказался выдержан в умеренно пессимистичных тонах – вполне резонно с учётом нынешних реалий: но даже этого было достаточно, чтобы уверенная в скором восстановлении публика разочаровалась и принялась продавать стерлинги – так велик был психиатрический оптимизм. По данным NIESR, падение ВВП в феврале-апреле составило 1.5% против предыдущих трёх месяцев – это печально, но лучше, чем снижение на 1.9% по итогам января-марта. Банк HSBC мрачно сообщил, что в первом квартале убыток его американского подразделения, связанного с ипотечным кредитованием, достиг 5 млрд. долларов – впрочем, другие направления бизнеса чувствуют себя хорошо. British Telecom заявил, что уже уволил 15 тыс. сотрудников – и ещё столько же собирается сократить в течение ближайших 12 месяцев.
Кому тюрьму?
В Канаде в марте вырос профицит внешнеторгового баланса, но экспорт и импорт падают – особенно в торговле с США. В самих Штатах мартовский дефицит слегка увеличился – экспорт весной валится даже быстрее импорта; апрельские данные говорят о подскоке цен на импорт на 1.6% из-за удорожания нефти и нефтепродуктов на 15.4% – а т.к. экспортные цены росли медленнее (на 0.5%), есть основания ждать ухудшения внешнеторгового баланса за апрель. Отпускные цены производителей в США в апреле были на 0.3% выше мартовских, но на 3.5% ниже апрельских 2008 года; если же считать не только конечные товары, но и промежуточные, то годовое падение составит 11.6% – побив достижение 1938 года и вернувшись к динамике Великой Депрессии (1931-32 годы); по потребительским ценам тот же показатель выглядит далеко не столь мрачно (–0.7%) – но и такое было лишь в 1954/55 годах, а хуже – в 1949/50. Вовсе не порадовали оптовые продажи в марте (–1.6% к февралю) и особенно розничные в апреле – все ждали роста из-за удорожания топлива и эффекта апрельской Пасхи: в реальности же случилось падение на 0.4% в целом и на 0.5% без учёта автомобилей – т.е. спрос продолжает сокращаться. Оно и не удивительно: число получающих пособия по безработице 15-ю неделю подряд ставит исторические рекорды – оно уже больше 6.5 млн. Госфинансы поют романсы – впервые за 26 лет апрель показал дефицит федеральной казны; в целом за 7 месяцев финансового года дефицит превысил 800 млрд. долларов. Спад спроса подрывает предложение – в апреле промышленное производство сократилось ещё на 0.5%, а уровень загрузки мощностей упал до рекордно низких 69.1%.
Источник: Бюро трудовой статистики Министерства труда США
Корпоративные новости были разнообразны. Ипотечное агентство Freddie Mac в январе-марте получило убыток в размере 9.9 млрд. долларов – и попросило у государства очередные 6 млрд. помощи. Отчёт розничного гиганта Wal-Mart вышел как ожидался – прибыль не изменилась. Wall Street Journal подпортил настроение публике, обрадованной «не такими уж и плохими» итогами стресс-тестирования банков – как выяснилось, ФРС попросту смошенничал, показав много меньшие, чем на самом деле, величины недостатка капитала (официально власти в последний момент «сменили методику подсчёта»): так, Citigroup не хватает около 35 млрд. долларов, а официальный подсчёт дал лишь 5.5 млрд. – ну и т.д., хотя и не столь драматично для прочих банков. Администрации надоело вливать деньги в AIG – теперь она хочет реструктурировать страховую группу, для чего приняла документ с эффектным названием «Проект Судьба»; зато другие страховые компании отныне могут претендовать на казённые деньги в сумме 22 млрд. долларов. Еврокомиссия оштрафовала Intel почти на 1.5 млрд. долларов за недобросовестную конкуренцию – компания обвиняется в незаконных скидках и даже взятках производителям и торговцам за предпочтение её продукта конкурирующему от AMD. Ford дополнительно выпускает 300 млн. обыкновенных акций для пополнения собственного капитала и ускорения реструктуризации. General Motors снижает издержки за счёт сокращения социальных и медицинских выплат нынешнему и бывшему персоналу.
Корпоративные новости были разнообразны. Ипотечное агентство Freddie Mac в январе-марте получило убыток в размере 9.9 млрд. долларов – и попросило у государства очередные 6 млрд. помощи. Отчёт розничного гиганта Wal-Mart вышел как ожидался – прибыль не изменилась. Wall Street Journal подпортил настроение публике, обрадованной «не такими уж и плохими» итогами стресс-тестирования банков – как выяснилось, ФРС попросту смошенничал, показав много меньшие, чем на самом деле, величины недостатка капитала (официально власти в последний момент «сменили методику подсчёта»): так, Citigroup не хватает около 35 млрд. долларов, а официальный подсчёт дал лишь 5.5 млрд. – ну и т.д., хотя и не столь драматично для прочих банков. Администрации надоело вливать деньги в AIG – теперь она хочет реструктурировать страховую группу, для чего приняла документ с эффектным названием «Проект Судьба»; зато другие страховые компании отныне могут претендовать на казённые деньги в сумме 22 млрд. долларов. Еврокомиссия оштрафовала Intel почти на 1.5 млрд. долларов за недобросовестную конкуренцию – компания обвиняется в незаконных скидках и даже взятках производителям и торговцам за предпочтение её продукта конкурирующему от AMD. Ford дополнительно выпускает 300 млн. обыкновенных акций для пополнения собственного капитала и ускорения реструктуризации. General Motors снижает издержки за счёт сокращения социальных и медицинских выплат нынешнему и бывшему персоналу.
Что же на самом деле происходит в экономике – ведь данные перестали быть однозначно негативными, давая смешанную картину? Всё просто – процесс дефляционного сжатия не протекает монотонно: даже в Великую Депрессию (когда власти не приняли и малой доли нынешних мер) несколько раз возникали ложные сигналы окончания кризиса. Обвал спроса побуждает производителей резко (порой до нуля) урезать производство – такое положение сохраняется, пока скопившиеся запасы готовой продукции хорошенько не уменьшатся; когда же последнее происходит, они немного повышают выпуск – этот момент и создаёт иллюзию разворота. В реальности же это циклический процесс – за время простоя компании уволили массу народу и сократили зарплаты остальным: вскоре вызванный этими действиями новый виток обвала спроса начнёт влиять на производителей – и всё повторится заново, но уже на более низком уровне; государственные вливания лишь усиливают колебания по ходу этого процесса. Таким образом, сжатиё идёт неравномерно из-за инерционности поведения людей – и вызываемых ею временных задержек: посему нет оснований считать нынешний отскок разворотом – а т.к. падение длилось 1.5 года (последние полгода в очень острой форме), резонно ждать развития коррекции на протяжении хотя бы 5-8 месяцев (с марта), а то и до первого квартала 2010 года. Фундаментально же процесс непрерывен – спрос в целом продолжает сокращаться: на прошлой неделе агентство Associated Press дало хороший обзор этого процесса в сфере отдыха – несмотря на резко (на 40%) подешевевший за последний год бензин и рухнувшие цены отелей (на 34% в Лас-Вегасе, на 22% в Нью-Йорке, на 16% в Сан-Диего и на 14% в Орландо), американцы уклоняются от дальних (а некоторые и от всех) поездок или агрессивно сокращают продолжительность путешествий. А на горизонте новые долгосрочные опасности – Фонду социального страхования грозит дефицит уже через несколько лет, причём ситуация будет ухудшаться из-за демографических особенностей (бэби-бумеры начинают уходить на пенсию); ещё хуже обстоят дела у Фонда медицинского страхования, который уже дефицитен – для устранения этого явления нужно повысить обязательные отчисления работодателей за своих работников как минимум в 2.3-2.4 раза (это при условии, что безработица будет умеренной) или резко сократить стоимость услуг здравоохранения. Всё это окажет дополнительное давление на совокупный спрос – причём не «в моменте», как текущий кризис, а долгосрочно.
Коментарі