Государство хочет знать все финансовые секреты своих граждан. Вишенкой на торте должен стать закон о налоговой амнистии, после утверждения которого достоянием контролирующих органов станет информация о зарубежных активах украинцев.
Фискалы нацелились на заграничные счета и бизнес украинцев
О том, что стоит за готовящейся налоговой амнистией, в статье для «Минфина» рассказал управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.
Отечественное законодательство планомерно двигается в сторону усиления контроля над доходами граждан. Такое движение прослеживается довольно четко, если посмотреть на свежие законы и готовящиеся к рассмотрению проекты:
- закон № 2692 имплементирует международный стандарт MLI (контроль за пассивными доходами нерезидентов),
- законы №322-IX и № 323-IX оговаривают автоматический обмен информацией между контролирующими органами Украины и других стран (CRS, FATCA),
- закон № 466-IX регулирует налогообложение контролируемых резидентами Украины иностранных компаний (КИК),
- закон № 361-IX усиливает функции финансового мониторинга
- законопроект №1232 о налоговой амнистии.
Что это значит
1. Имплементация в украинское законодательство полноценной системы автоматического обмена информацией (CRS) позволяет украинским фискалам получать как оперативную, так и ретроспективную (!) информацию о зарубежных активах налоговых резидентов Украины. Речь идет о корпоративных правах, ценных бумагах, банковских счетах, движимом и недвижимом имуществе.
2. Привязка зарубежных бизнесов и активов к украинским контролерам (бенефициарам) через контролируемые ими иностранные компании (КИК) и BEPS (действия по предотвращению вывода доходов из-под налогообложения). В том числе и с целью увязки украинских бизнесов с КИК через единого бенефициара (контролера) и выход на контроль внешнеэкономических операций в контексте ТЦО (трансфертного ценообразования).
3. Возможность легализировать зарубежные бизнесы и активы через закон о нулевом декларировании. Проект закона 1232 планируется принять до конца 2020 года. А саму процедуру прохождения «налоговой амнистии» растянуть на 2021-2022 годы. Председатель профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев заявляет о 2021 годе, как конечном, после которого начнется тотальный поиск нелегализованных активов.
4. Последующее налогообложение доходов от легализованных зарубежных бизнесов и активов на уровне контролеров (бенефициаров) в Украине. На фоне максимально расширяемого толкования определения «центр жизненных интересов», когда смена места налоговой резидентности не будет иметь смысла.
Читайте также: За операции с криптовалютами ФОПов могут исключить из реестра
5. Законодательно установленный тотальный контроль над расходами. Контролеры будут оценивать, соотносятся ли траты с задекларированными доходами через персональный электронный кабинет налогоплательщика. Частично это уже реализовано в недавно принятом законе №2524. Изменения 2020 года в Закон № 361-IX расширили не только базу, но функции и ответственность субъектов первичного финансового мониторинга (нотариусы, адвокаты, аудиторы, банки, КУА).
6. Результатом станет создание широчайшей практики применения налоговых санкций за неподачу/не своевременную подачу/искажение данных в многочисленных отчетах и декларациях. При этом – с выходом на контролера (бенефициара), т.е. на его имущество, как за рубежом, так и в Украине. Как вариант давления — ограничение в распоряжении имуществом, передвижении, уголовное преследование.
Амнистия по принципу: «не хочешь – заставим»
Ключевой в этом ряду должна стать налоговая амнистия. Идеологи законодательных новаций убеждают, что она позволит наполнить бюджет поступлениями от амнистированных активов, а также привлечь инвестиции за счет возвращенных капиталов.
По факту речь идет о возможности не просто законно легализировать капиталы, с которых не были уплачены налоги, но и отбелить активы сомнительного происхождения. Авторы законодательных новаций в комментариях, конечно, уточняют, что легализировать «грязные» деньги будет невозможно.
Но текст самих документов говорит об обратном. В проекте №1232 прямо сказано: «… такие доходы считаются амнистированными без каких-либо дополнительных условий,… налоговая проверка источников происхождения таких доходов не проводится».
С другой стороны, сама «добровольность» готовящейся амнистии будет весьма условной. С полноценным внедрением автоматического обмена информацией прятать активы будет бессмысленно и больно с точки зрения возможных последствий. Глобальная цель готовящихся новаций – добровольно-принудительно «вывести на свет» активы, которые уже в рабочем порядке облагать налогом.
Проигнорировать желание государства будет сложно. Например, штраф за незадекларированную КИК составит 2 000 000 грн за штуку. Пряник — минимальные ставки налогов с легализованных активов. Президент Владимир Зеленский, например, говорил: «… если есть недвижимость или другие объекты у человека, нужно послаблять, и можно недвижимость амнистировать под меньший процент, или даже под 0%».
Читайте также: Как сохранить деньги в пандемию: 5 советов от Уоррена Баффета
Очевидно, это предложение может войти в итоговый закон о налоговой амнистии. Даниил Гетманцев недавно рассказал, что основные принципы проведения нулевого декларирования уже определены и сейчас профильный комитет ожидает президентский вариант законопроекта.
Два варианта легализировать зарубежные активы
Пока же в Раде зарегистрировано два законопроекта на эту тему. Оба они предусматривают декларирование зарубежных активов: законопроект профильного комитета № 1232 и альтернативный депутата Нины Южаниной № 1232-1.
Первый дает возможность за 5% единоразово легализировать активы как «дома», так и за границей. Второй предлагает с зарубежных активов уплатить налог по ставке 9%. «Кеш» в первом варианте узаконивается за 10%, во втором – под 18%. Таким образом, можно будет обелить и несуществующие еще деньги — на будущее, чтобы потом не возникало вопросов.
Стоимость легализации крупных сумм можно будет уменьшить через размещение их в ОВГЗ. В этом случае нужно будет уплатит только 2,5. Активы вносятся в специальную декларацию, которая подается до конца 2021 года. Эта декларация предусматривает не только легализацию доходов, с которых не были уплачены налоги, но и активов, которые были приобретены на такие доходы. Подтверждения источников приобретения активов не потребуется.
Читайте также: Налоговая амнистия: какие ловушки готовит государство
В недавнем своем интервью Даниил Гетманцев напомнил, что с введением главного стандарта BEPS — CRS (автоматический обмен информацией) государство в любом случае выявит владельца активов, не прошедших налоговую амнистию, со всеми вытекающими последствиями.
Второй вариант легализации зарубежных активов – использование ст.170.13 Закона № 466-IX. Она предусматривает возможность не платить налог с зарубежных активов – контролируемых иностранных компаний, если они будут ликвидированы.
В этом случае тоже нужно будет подать специальную декларацию с указанием активов ликвидируемой компании, информацией по ней и её финансовый отчет с аудиторским заключением. Соответствующая статья закона не содержит оговорки о том, что владельцу КИК не нужно подтверждать источники происхождения активов.
Но есть один нюанс: действие закона распространяется на легализуемые активы только в случае соблюдения всех его требований. Т. е. налоговая все же может накладывать штраф на задекларированные активы, если, например, хоть один документ будет предоставлен не вовремя.
Кроме того, и законопроекты о налоговой амнистии, и уже действующий закон о КИК оставляют без ответа множество вопросов. А это значит, уже создают потенциальные конфликты между участниками декларационной кампании и налоговыми органами.
Читайте также: Сколько мы платим налогов на самом деле
Вот некоторые из них. Куда девать 1,5% военного сбора в случаях с обоими законами? Как оценивать зарубежную амнистированную недвижимость при исчислении налога? В проекте 1232 четко идет речь о перечислении амнистированных денег со счетов зарубежных банков в украинские (или в ОВГЗ), а в Законе № 466-IX этого требования нет. Что делать с размещенными пакетами акций на зарубежных финансовых площадках? Возвращать? Куда?
Кого это коснется
Решать эти проблемы вынуждены будут не только олигархи, как может показаться на первый взгляд, но и сотни представителей украинского среднего класса. Поскольку многие тоже владеют собственностью, которая подпадает под термин «зарубежные активы». Вот самые распространенные варианты:
1. Банковские счета в зарубежных банках, которые были открыты лично. Этакая заначка «на всякий случай», которую можно использовать при посещении европейской (и не только) страны. На счету может быть и несколько сотен евро – это не важно. Размер сумм для украинского законодательства значения не имеет.
2. Недвижимость. Показательно количество ресторанчиков, отелей и СТО, например, в той же Словакии, принадлежащих гражданам Украины. Или количество машин с львовскими и закарпатскими номерами возле апартаментов в хорватской Истрии, владельцами которых являются наши соотечественники.
3. Торговые интернет-площадки, на которых продается все, что угодно — от американских автомобилей до цветов. Большинство из них работают через платежные системы в зарубежных банках.
4. «Сервисники» с большой долей зарубежных потребителей. И это не только пресловутые IT-шники, а те же аутсорсеры, прежде всего дизайнеры в разных сферах, маркетологи, коучеры и пр. Они задействуют системы типа PayPal и платежные карты в зарубежных банках.
Следует упомянуть, что размер штрафов за незадекларированные вовремя зарубежные активы и неподачу по ним деклараций и отчетов одинаковы по размеру для олигархов и обычных граждан.
Времени для принятия решения о вариантах легализации зарубежных активов формально осталось меньше года. Одновременно придется задуматься и над построением модели получения легальных доходов от своих зарубежных активов с оптимальными налоговыми выплатами уже на перспективу.
Комментарии - 49
Для себе — зарплати і премії непомірно підняти. Для народу — штрафи збільшити, податки збільшити, тарифи підняти — зе-реальність і епоха злиднів.
Vasililiy
а если 10 млн грн тогда чё делать? А, Вася?
«По данным Фонда, депозиты на сумму более 500 тыс. грн в Украине имеют 89,8 тыс.украинцев»
«От 100 тыс. до 200 тыс. грн на депозитах находятся у 476 тыс. украинцев.»
Итого пускай 600к населения могут озаботится. И то те у кого от 100 до 200к грн просто снимут часть или переведут на счет родственника.
В то же время 86% сбережений хватит на жизнь в течении 3 месяцев. Думаете эти 86% будут переживать за ваши миллионы?
Нет, указание в декларации неверных сведений не ведёт к уголовному наказанию, тем более с такими сроками.
Нульове декларування мусолять зелені які вже не знають як нааповнити бюджет.
Нулевое декларирование обсуждали и при Порошенко и кажись как раз с подачи то ли кабмина, то ли президента. А может даже и раньше при Януковиче.
при чем тут вообще Рашка?
и вообще чем рашка пример? дебильное государство с царем
А приклад Раші для того що наші законодавці та посадовці більшість законів, інструкцій і практик тупо копіюють з російських. Совдепівська звичка дивитись на Москву нажаль нікуди не поділася.
ты ж не читал уголовный кодекс.
Я понимаю что прислушаться к голосу оппонента который два раза сказал что такой статьи нет — это слишком низко для такого эксперта как ты.
Но раз так — называй статью которую должен применить прокурор за то что человек укажет в нулевой декларации что он заплатил все налоги, а на самом деле окажется что нет.
Мы все ждём.
Vasililiy
денег нет, но люкс тачки на дорогах, люкс новостройки, рестораны забитые есть...странно?
Вы же акулы пера. Верю в вас и ваше филологическое образование!
И только наши изобретательные законодатели и налоговики хотят при помощи таких инструментов срубить «откатик» за всю сумму актива. Путая грешное с праведным, автомойки с жилыми апартаментами. Причем не факт, что автомойка, уплатив деньги в Словакии, должна их платить здесь.
Как по мне, то амнистия может распространяться на легализацию собственности, которая куплена на деньги, с которых налоги не были уплачены. Поэтому это и считается легализацией. А если человек по-честному зарабатывал тут, оплачивал налоги, то извините. Халявы не будет.
Так эти либертарианцы и хотят чтобы она ещё и здесь их платила.
Поэтому, когда зарегано юр лицо, и исправно платятся налоги и они вполне справляются с лимитами- такие ребятки на радар и не попадают.
раньше не попадали. Сейчас все изменилось.
закон № 361-IX усиливает функции финансового мониторинга
Решили ободрать весь народ. 3 тыщи баксов только иметь можешь (половина месячной зарплаты в США), больше - уже богач и делись с бандюками, которые устроили тотальную коррупцию на таможне, в медицине, везде и выводят миллиарды в оффшоры.
Особено в карантин, когда эта недвига одни убытки принесла, всех обложить данью. А с бабками, вообще, подари 9% от того, что накопил, еще и расскажи, где деньги лежат (это анекдот?). А дальше что конфисковать будут? Задание путина спровоцировать революцию? Люди, которым уже будет нечего терять после этого террора, пойдут на многое и будут защищать свое имущество любыми путями.
Заставлять доказывать отсутствие своей вины и наказывать за то, что не доказано (а вдруг, действительно, ожерелье по наследству перешло или царские червонцы грамм на 500 золота, да и родители если пахали в конце 80-х или в 90-х, то тоже никакой закон не позволяет стягивать налоги 30-летней давности, еще и с другого человека), это беспредел.
А если, к примеру, купил золото в 2001-м году и продал сейчас (оно сейчас в гривнах дороже в 35 раз, а доллар дороже в 6 раз чем стоил еще в 2008-м), то тоже никакой закон не позволяет обкладывать налогом эту разницу, если речь о физических лицах. И задним числом это поменять невозможно, закон обратной силы не имеет. Плюс срок давности по НДФЛ 3 года!
Речь не о чинушах, а об обычных людях, которые априори не имеют доступа к взяткам и бюджетным деньгам, в прошлом году, вообще, говорилось, что чинуш этот закон не коснется, для них якобы будет какой-то отдельный. Если у тебя есть доступ к взяткам и бюджетным деньгам, то понятно, объясни, где взял, не украл ли и не набрался взяток, но если ты обычный грузчик или работал им 10 лет назад или 20 и что-то заработал, или твои родители пахали в 90-х на рынке, когда такие керманычи как сейчас разграбили страну и выгнали их на улицу с завода, и подарили тебе деньги и ты на них что-то купил, или купил доллар по 5 и сдал по 30, и т.д., то кому и как и на каком основании ты должен еще что-то башлять?
Вот слова гетьманцова в августе прошлого года.
«Жилье внутри страны в общем-то легализировано, так как по нему официально оформляется договор купли-продажи. Из недвижимости легализировать можно, скажем, ваши заграничные апартаменты.», - отмечает Гетманцев.
По итогу, зачем легализовать денежные средства? Например, вы хотите купить много земли, рынок вот-вот откроется, вы без всяких финмониторингов и мороки, делаете вклад на любую сумму с одновременной оплатой 5-9 процентов налога по амнистии и получаете готовые белые деньги для покупки земли."
Он противоречит сам себе? И что мы видим, они продолжают толкать законопроект, который не имеет ничего общего с этими словами?
Если держава не может платить по рахункам, то коболев не переводит маме в Америку сотни миллионов, президент не прячет деньги в Омане, премьер не работает на олигарха и не гробит в его угоду атомные станции, гетьманцов не переписывает все имущество на маму и т.д.
И до такого даже павлов не додумался. Купил Жигули - заплати еще 9% от его стоимости?