Минфин - Курсы валют Украины

Установить
30 апреля 2024, 8:08 Читати українською

В Украине обновляют правила торговли б/у авто: выиграют ли от этого автовладельцы

В Украине упростят торговлю подержанными авто. Предпринимателям, которые занимаются оптовой и розничной торговлей транспортными средствами, не нужно будет перерегистрировать на себя б/у авто. Соответствующий законопроект ВР приняла за основу на прошлой неделе. Что это изменит для покупателей, разбирался «Минфин».

Главное нововведение заключается в том, что продавцы авто-юрлица смогут выкупать машины у собственников не как транспортные средства (с обязательной постановкой на учет и последующим снятием перед следующей продажей новому клиенту), а как обычный товар.

Это должно облегчить перепродажу б/у машин и трейд-ин (то есть когда владелец авто меняет его в салоне на более новую модель с доплатой).

Автодилеры добивались послаблений по регистрации б/у машин многие годы, ведь именно из-за очень сложной процедуры трейд-ин, который очень популярен во всем мире, в Украине пока так и не смогли разогнать.

Впрочем, как говорит руководитель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий, принятие закона о б/у авто — только первый шаг. Как он в итоге будет работать, зависит от многих факторов. И вовсе не факт, что рядовые автовладельцы смогут выиграть от законодательных послаблений.

Читайте также: В Украине новая волна автобума: продавцы уже переписывают ценники

Почему законопроект пылился в ВР больше года

Законопроект № 9083 об усовершенствовании оптовой и розничной торговли транспортными средствами подали в Раду больше года назад — в марте 2023 года. Но в сессионный зал документ попал только сейчас.

«Дело в том, что законопроект № 9083 прописывает автоматический обмен данными с ТЦК (все авто в Украине в обязательном порядке регистрируются не только в МВД, но и в военкоматах). Но до недавних изменений в мобилизационном законодательстве такой обмен просто был технически невозможен. И только сейчас для его организации появилась законодательная база», — объяснил столь длительное пребывание документа в парламенте Станислав Бучацкий.

Что тормозит развитие трейд-ин

Сейчас перепродажа авто юрлицами — комиссионными площадками и салонами — происходит так: фирма должна выкупить машину у прежнего владельца и поставить ее на учет уже на свое имя. Помимо МВД, авто регистрируется в ТЦК. После этого продавец может выставлять авто на площадку и искать нового покупателя.

Если тот найдется, нужно снова снимать машину с учета в органах МВД и в ТЦК. Причем, так как авто числилось на балансе юрлица, не факт, что в военкомате вообще дадут разрешение на его продажу. Ведь до окончания военного положения транспорт юрлиц в Украине может подлежать мобилизации. Поэтому процедура максимально сложная — с очередями и бюрократическими проволочками.

Обязанность перерегистрации авто и взятия его на баланс автодилеры уже давно называют одной из причин, которая тормозит развитие трейд-ин в Украине.

Читайте также: Растаможка авто в «Дії»: почему выиграют владельцы элитных авто и проиграют покупатели «битков»

Ситуация сейчас: схема на схеме

Что касается комиссионных площадок, то многие научились обходить ограничения.

«Они просто оформляют комиссионный договор о предоставлении услуги посредничества при перепродаже автомобиля. То есть по документам один частный продавец продает авто другому, а площадка только «свидетельствует» акт купли-продажи. И, соответственно, зарабатывает не на разнице в цене авто, а на комиссионных услугах.

Часто в договоре ставится минимальная сумма, чтобы сэкономить на налогах. Хотя по факту посредник именно перепродает авто, и кладет разницу в цене (а часто это несколько тысяч долларов) себе в карман", — рассказывает Станислав Бучацкий из Института исследований авторынка.

По словам главы Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, многие «серые» продавцы также пытаются обходить ограничения, оформляя авто по генеральной доверенности, к примеру, на сотрудников компании, как частных лиц.

«По профильным правилам розничной торговли, компании вынуждены учитывать авто, как основные средства, хотя на самом деле это товар. Кроме того, на время, пока авто у фирмы, ее нужно регистрировать в органах МВД на себя, плюс регистрировать и затем снимать с учета в ТЦК. Это во многом и загнало продажи подержанных авто в тень, из-за чего государство недополучает налоги и сборы», — пояснил глава компании Auto Consulting Олег Омельницкий.

Схемы остаются рабочими из-за слабого контроля данного сегмента рынка.

В итоге, по данным Омельницкого, в 2023 году официальные дилеры контролировали только 2,5% рынка подержанных авто, а его львиная доля находится в тени.

Что меняется

После того, как законопроект будет проголосован в окончательной редакции и вступит в силу после подписания Президентом, продавец не будет больше регистрировать приобретенные для последующей реализации авто на себя. Процедура будет выглядеть следующим образом:

  1. Продавец проверит и оценит авто, после чего заключит договор купли-продажи с покупателем.
  2. Покупатель получит деньги за свое авто или доплатит разницу, если хочет тут же приобрести себе другую модель у этого же продавца.
  3. С этого момента продавец считается юридическим собственником б/у машины. Но номерные знаки и техпаспорт остаются прежними.
  4. Когда на подержанное авто находится новый покупатель, фирма выписывает новый договор купли-продажи, уже от себя. И на его основании сервисный центр МВД выдает новые номерные знаки и техпаспорт.

Пока авто «висит» на продаже, договор купли-продажи с прежним собственником будет числится в специальной электронной базе. ТЦК сможет автоматически получать данные о таких транспортных средствах, следовательно, представителю фирмы-продавца не нужно будет идти в военкомат, регистрировать там авто, а затем просить разрешение на перепродажу и снимать с учета.

Законодатели рассчитывают, что такие послабления позволят существенно нарастить объемы торговли подержанной техникой.

Почему рынок не выйдет из тени автоматически

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в условиях войны авторынок стал вторым по размеру налоговых поступлений в бюджет после торговли нефтепродуктами.

При этом основные объемы дает сегмент подержанных авто. Если в 2021 году государственных регистраций новых авто было около 100 тысяч, то б/у — порядка 1,7 млн. То есть рынок подержанных авто больше, чем новых, почти в 20 раз, — приводят статистику авторы законопроекта.

Тем не менее, авторы законопроекта указывают, что перепродажа подержанных авто по большей мере находится в тени. И, как и эксперты, считают, что одна из причин — слишком сложная процедура регистрации машин для юрлиц. Предложенные в законопроекте новые механизмы взяты из практики США, Германии и Польши, где уже показали свою эффективность.

Поэтому после вступления нового закона в силу власти ожидают легализации рынка — якобы, если можно просто работать без схем, то и применять их не будут.

То есть для продавцов выгоды очевидны — максимально упрощается работа с подержанными авто.

Это позволит относительно просто наладить торговлю таким транспортом официально работающим салонам и площадкам. Хотя эксперты признают, что закон сработает на полную детенизацию рынка только тогда, когда усилится контроль за торговцами.

«Потому что, если оставят лазейку с комиссионными договорами, когда можно указать, что ты получил 100 гривен комиссии за посредничество в купле-продаже, и заплатить с них 20 гривен налога, то многие продавцы все равно предпочтут остаться в тени», — пояснил Станислав Бучацкий.

Что получат от нового закона автолюбители

Если новый закон действительно минимизирует схемы, то покупатели авто на комиссионных площадках получат дополнительные гарантии. Ведь сейчас, если с машиной всплывают какие-то проблемы, то бежать, по сути, некуда — официально площадка вам ничего не продавала.

Кроме того, упрощение торговли б/у авто должно стимулировать развитие рынка трейд-ин. Салоны будут более активно брать подержанные авто на перепродажу, так как с ними будет меньше волокиты.

По мере усиления конкуренции в этом сегменте должны улучшиться и сами условия трейд-ин. Ведь сейчас салоны нередко оценивают авто не по рыночной стоимости, а на несколько тысяч долларов ниже.

«А какой мне смысл, как автовладельцу, терять деньги. Я лучше сам продам машину по объявлению, а затем с этими деньгами приду в салон и выберу себе новый автомобиль. Но если оценка станет „честной“, люди будут пользоваться трейд-ин, хотя бы для того, чтобы сэкономить время», — подытожил Станислав Бучацкий.

Олег Назаренко говорит, что салоны не против платить налоги. А заниженная оценка авто во многом объясняется рисками.

«Если продавец работает по-честному, он выкупит у вас авто, скажем, за 10 тысяч долларов, а продаст — за 10 200. Если же он оформляет авто по доверенности, то сразу учитывает возможные проблемы. А что, если прежний владелец возьмет и отменит доверенность? Или разведется, и жена потребует половину имущества?

Поэтому изначально ставит заниженную цену на авто, скажем, 8 тысяч долларов вместо 10 тысяч, так сказать, с учетом возможных рисков. После вступления в силу нового закона и упрощения процедуры оформления авто, такая практика должна сойти на нет, и трейд-ин в Украине будет набирать обороты", — уверен Назаренко.

Автор:
Людмила Каплун
Кореспондент Людмила Каплун
Пишет на темы: Компании и рынки

Комментарии - 15

+
+25
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 апреля 2024, 9:14
#
А что разве проблема именно в этом?
Рассмотрим пример -есть два гр Украины, которые решили прикупить в Германии авто дляпродажи. надеясь заработать (условно) 500 -100 евро.
И вот поехали они и купили авто (условно) за 5000 евро, оформили страховки, получили транзиты и разьехались. Только один поехал сразу вУкраину, а второй поехал к «знакомым» (условно) в Польшу или Литву (для справки -авто на транзитах это в ЕС это отдельная история) Приехал первый в Украину растаможил авто, постовил на учет (сертификация, сбор в пенсионный фонд. экспертиза, страховка. номера) и получилось его авто около 7000 Евро. А второй, тут же продал чсвое авто на немецких транзитах своим друзьям в Литве или Польше уже за 1000 евро, нонятно что только по «бумагам» на следующий день уже его знакомые в полиции оформили авто на себя и тут же продали это авто ему же за (условно) 1200 евро (сумма в купчей зависит от «минимальной «проходной» цены для Украинской таможни). И поехал он домой, в Украину, но уже на авто с другими транзитами и другой купчей. Растаможил свое авто и стоимость этого авто составила (на выходе) уже около 5000 -5500 евро. Вопрос -у кого больше шансов продать авто и кто более конкурентно способен на рынке? (для справки подобная услуга в Литве и Польше стоила от 150 до 250 евро.)
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 апреля 2024, 9:19
#
А теперь давайте пофантазируем, что у этого гражданина не просто знакомые, а у знакомых есть фирма (с лицензией) которую открывали именно для таких случаев, а гражданин такой не один?
так что проблема совсем не в «местной» украинской рыночной возне, а проблема имеет глобальное коррупционное значение -от таможенного законодательства до все цепочки оформления автомобиля.
За что надо стазать тем. кто с 2005 года раздувал этот коррупционный пузырь. начиная с васадзе. порошенко. назаренко и заканчивая нефедовым. южаниной и гетманцевым
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 апреля 2024, 9:22
#
…уже около 5000 -5500 евро.
Прошу прощения опечатка — 6000 -6500 евро
+
+44
Три літри
Три літри
30 апреля 2024, 10:10
#
І не факт, що пересічні автовласники зможуть виграти від законодавчих послаблень.

Так він і не спрямований на покращення життя пересічних автовласників. Дивно читати таку маячню.
+
0
neverice
neverice
30 апреля 2024, 10:53
#
Менше бюрократії - то завжди плюс. Чи будуть цим користуватись — хто зна. Давно є купа перевірених схем, за якими всі звикли працювати. Навіть якщо умови однакові, велика частина все одно буде в тіні, бо так типу зручніше та надійніше, бо звикли.
+
+29
bonv
bonv
30 апреля 2024, 11:05
#
Так все спрощують, що жити стало гірше.
+
+27
bonv
bonv
30 апреля 2024, 14:10
#
Гірше ж точно не буде? © Офіційно: Україна тимчасово відступає від Конвенції з прав людини.
Йдеться, зокрема, про скасування права розпоряджатися своїм майном.

Міністерство юстиції України оновило перелік прав та свобод, щодо яких можуть бути обмежені люди в Україні. Єврораду вже повідомили.
Військове керівництво країни має право обмежувати свободу пересування громадян, оглядати речі, а також примусово відчужувати майно для потреб держави, йдеться в документі.
Згідно зі статтею 15 Конвенції про права людини передбачено, що в період воєнного стану можуть бути впроваджені тимчасові обмеження на конституційні права людей.
В межах тимчасових обмежень конституційних прав і свобод людини можуть здійснюватись такі правові заходи:
примусове відчуження об'єктів права приватної або комунальної власності для потреб держави в умовах правового режиму воєнного стану в порядку, встановленому законом, та видавати про це відповідні документи;
запровадити комендантську годину (заборону перебування на вулицях та в інших громадських місцях у визначений час без спеціально виданих перепусток і посвідчень);
встановлювати особливий режим в'їзду і виїзду, обмежувати свободу пересування громадян, іноземців та осіб без громадянства;
встановлювати пересування громадян, іноземців та осіб без громадянства, а також пересування транспортних засобів;
+
+30
bonv
bonv
30 апреля 2024, 14:11
#
Проводити огляд речей, транспортних засобів, багажу і вантажобагажу, службових приміщень і житла громадян, у встановленому порядку, за винятком обмежень, встановлених Конституцією України;
забороняти проведення мирних зборів, мітингів, походів, демонстрацій та інших масових заходів;
встановлювати в установленому порядку заборону або обмеження щодо вибору місця перебування чи місця проживання осіб на території, де введено воєнний стан;
заборонити громадянам, які перебувають на військовому або спеціальному обліку, змінювати місце проживання (місця перебування);
встановити військово-житловий обов’язок для фізичних та юридичних осіб.
Покращення? Диктатура від зе-влади в дії.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 апреля 2024, 16:10
#
Я вот очень извеняюсь!
А вот этот документ что такое —
https://www.coe.int/en/web/conventions/by-non-member-states-of-the-coe-or-the-european-union?module=declarations-by-treaty&numSte=005&codeNature=10&codePays=U
Это оказывается официальный сайт «СОВЕТА ЕВРОПЫ»
Читаем, внимательно —
…21 мая 2015 года Верховная Рада Украины утвердила Постановление № 462-VIII, которым приняла Декларацию «Об отступлении от некоторых обязательств согласно Международному пакту о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных принципов свободы»…
Ищим первоисточник на сайте ВР — https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/462−19#Text
ПОСТАНОВА Верховної Ради України
«Про Заяву Верховної Ради України «Про відступ України від окремих зобов’язань, визначених Міжнародним пактом про громадянські і політичні права та Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод»

Смотрим кто подписал этот документ —
Голова Верховної Ради України В.ГРОЙСМАН
м. Київ 21 травня 2015 року

Для справки — и текст и смысл один и тот же!
Такой документ Украина предоставляет каждый год с момента начала вторжения рф…
Понимаю …зрада не получилась!!!
+
+15
bonv
bonv
30 апреля 2024, 16:13
#
Гірше ж точно не буде? © Працівники ТЦК знімають водіїв вантажівок із міжнародних рейсів і мобілізують, — Асоціація.
Про це повідомляє Асоціація міжнародних автоперевізників (АсМАП), до якої звертаються постраждалі компанії, пише «Економічна правда». Декілька водіїв зняли в Закарпатській області на посту «Нижні Ворота». Їх зупиняють, перевіряють документи та пропонують поїхати до ТЦК. Якщо вони відмовляються, їх доставляють силоміць. Обіцяють, що перевірять документи та відпустять, але після проходження військово-лікарської комісії відправляють до навчального центру. «Водій сказав що не бажає, його фактично силою заштовхали у транспортний засіб. Доставили його у приміщення, де пройшов ВЛК, підписав документи з мобілізації й звідти попрямував на полігон біля Рівного», — заявив перевізник ТОВ «КТС» Віталій Савчук. Звʼязок із такими водіями майже одразу зникає, тим часом автомобілі стоять на дорозі чи пункті пропуску, де їх залишили, доки інший водій їх не забере. «З водієм ми змогли поспілкуватися лише хвилину. Його забрали до військової частини, автомобіль залишили на КП. Зранку ми з ним поговорили, а вже зараз він знаходиться у військовій частині. Водій виконував міжнародне перевезення, на кордонному пункті йому ніхто зауважень не робив, а зараз автомобіль знаходиться без водія»,  — заявив перевізник «Транспеле» (Київ) Сергій Нечай.
+
+15
bonv
bonv
30 апреля 2024, 16:14
#
Президент АсМАП Леонід Костюченко звернувся до влади і наголосив, що не можна на автомобільних магістралях вилучати водіїв: «Хочу звернутися офіційно до міністра оборони, міністра інфраструктури — давайте сядемо за стіл, обговоримо всі проблеми і знайдемо шляхи розвʼязання цих проблем. Не можна на автомобільних магістралях вилучати водіїв, забирати їх, кидаючи вантаж та автомобіль на трасі… Людина має знати, виходячи в рейс, доїде вона додому чи не доїде».
Реакції органів влади на це звернення наразі немає. Допомога бізнесу в дії!
То порушують права людини при зе-владі?
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 апреля 2024, 16:15
#
БЕЗПРЭДЭЛ!!!
+
0
Три літри
Три літри
6 мая 2024, 8:18
#
Чекаємо на коментар Qwerty1999 який розкаже що водій був ухилянт, такий самий як ті інші закордоном.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
8 мая 2024, 18:29
#
Три літри

Чекайте й далі…

А краще розкажіть GrugoriyHoland - як та куди
тікали з Харкова, а то він періодично мене питає
про вас, наче ми друзі…
+
0
Olek7
Olek7
1 мая 2024, 7:04
#
Так, під час війни можуть бути обмеження. У вас на болотах краще?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться