Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 июня 2021, 7:26 Читати українською

Три сценария запрета авто с ДВС в Украине: распродажа, коллапс, автокладбище

Борьба с «грязными» автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которая охватила всю Европу, может затронуть и Украину.

В ЕС уже давно начали ограничивать пользование авто с высоким выбросом вредных веществ в атмосферу. Но наступление на машины с ДВС шло постепенно. К примеру, некоторые страны на первом этапе запретили въезд дизельных машин в центр городов.

Сейчас практически все европейские страны имеют четкий план — до какого года полностью запретят автомобили с двигателями внутреннего сгорания — и дизельные, и бензиновые. К примеру, в Германии это 2035 год, в Швеции, Нидерландах и Дании — 2030 год, а в Норвегии — 2025 год.

Такие сроки уже озвучены и в Украине: по одному из сценариев, время «Ч» наступит в 2028 году, по другому — в 2038 году. Но есть и третий вариант — в последний момент запрет «грязных» авто отложат на неопределенное время. От того, какой сценарий в итоге реализуется, во многом зависят ценники на авто с двигателями внутреннего сгорания и электрокары.

«Минфин» разбирался, какие есть варианты по бензиновым и дизельным авто в Украине.

В 2028, 2038 или как-нибудь потом?

Европа ополчилась на дизельные и бензиновые авто уже давно. Практически во всех странах, во-первых, идет ежегодное повышение экологических требований к машинам с ДВС, во-вторых, готовятся программы их полного запрета.

Еще пару лет назад казалось, что Украине в этом плане ничего не грозит. Более того, наши водители рассчитывали получить свою долю выгоды от «бензиново-дизельной истерии» в Европе — по дешевке скупить авто с ДВС, после того, как они станут запретными в соседних странах.

Но сегодня ситуация кардинально поменялась. Переход на электрокары как приоритет на ближайшие годы озвучивают и наши власти. Такой пункт есть в транспортной стратегии, которую не так давно утвердил Кабмин.

В ней, в частности, прописаны следующие пункты. Уже в 2022 году планируется ввести дорожные сборы с пользователей автодорог, привязав их к экологическому классу авто. То есть, чем «грязнее» машина, тем больше придется платить. Очевидно, речь идет, в первую очередь, о платных концессионных дорогах, которые вскоре появятся в Украине. Если этот пункт реализуют, водители старых «блях» будут платить втридорога, а электрокаров — проезжать бесплатно или за символическую плату.

Еще один пункт — о разработке программы экономического стимулирования покупки электрокаров. Как именно станут заинтересовывать украинцев пересаживаться на «чистые» авто пока неясно. НДС и ввозной пошлины на электрокары нет и сейчас. Кабмину только предстоит разработать такую программу.

Мининфраструктуры также разработало отдельный законопроект по запрету машин с ДВС. Там стоят вполне конкретные сроки — когда с наших дорог должны исчезнуть «грязные» авто:

  • к 1 января 2028 года планируется запретить ездить на подержанных авто с дизельными двигателями:
  • с 1 января 2033 года время «Ч» наступит для новых дизельных авто (до 5 лет).
  • с 1 января 2033 года хотят ввести запрет на бензиновые подержанные автомобили.
  • с 1 января 2038 года — новые бензиновые авто.

Пока непонятно — какую судьбу готовят для автомобилей-гибридов. В Европе их тоже собираются запрещать, но на несколько лет позже обычных авто с ДВС. У нас упоминаний о гибридных моторах в наработках чиновников нет, хотя гибриды наряду с электроэнергией потребляют и бензин, и дизель.

Также над законопроектами о запрете авто с ДВС работает сразу несколько депутатских групп. В частности, один из документов будет предусматривать запрет на импорт в Украину и первую регистрацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Но внутренние перепродажи и пользование бензиновыми авто не будут ограничиваться.

Еще один документ расписывает конкретные сроки запрета авто с ДВС. Он прописывает, что к 2030 году 75% автопарка с ДВС должно быть заменено на электрокары.

Полностью авто с ДВС должны исчезнуть с наших улиц, по расчетам депутатов, к 2038−2040 годам. Это позже, чем в большинстве европейских стран, но все же до даты «Ч» осталось не так долго, как кажется.

Финальной версии ни одного из законопроектов пока нет — все в процессе работы. Поэтому не исключено, что концепция и сроки вывода с нашего рынка «грязных» авто еще будут корректироваться.

«Что-то конкретное можно будет говорить, когда все эти идеи трансформируются в законы с четкими дедлайнами. Пока же, кроме либерализации условий для легализации евроблях, особо ничего не видно», — говорит представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.

Читайте также: Продажи легковушек в марте показали безумный рост: что и почем покупали украинцы

В экспертной среде есть мнение, что проекты о запрете дизельных и бензиновых авто наши власти пишут «для Европы». Украина присоединилась к зеленой европейской инициативе Green Deal, которая предусматривает закрытие угольных шахт, борьбу с промышленными выбросами, и в том числе, запрет двигателей внутреннего сгорания. Поэтому демонстрировать активность в этом плане наши чиновники должны. Но вот как будет на самом деле и не перенесут ли «озеленение» автотранспорта на потом, — вопрос пока открытый.

Приговор для бензина и дизеля

Есть еще одна угроза для дизельных и бензиновых авто. В Европе уже с 2025 года повышается экологический стандарт для них — вводится Евро-7. Мы пока «зависли» на Евро-5, но Украина также будет вынуждена повышать экологические стандарты, это обязательство прописано в договоре об Ассоциации с ЕС.

В самой Европе Евро-7 называют «фактическим запретом двигателей внутреннего сгорания».

Главное изменение будет по выбросам оксидов азота. Их должно быть не более 30 миллиграмм на километр пробега, что боле чем в два раза жестче, чем по стандарту Евро-6 (80 мг/км для дизельных авто и 60 — для бензиновых).

Таких показателей технически сложно добиться, особенно для дизельных моторов. Которые производители уже и так напичкали разнообразными дорогими системами очистки (скажем, системой впрыска водного раствора мочевины, которая борется с оксидами азота).

То есть, производить в таких условиях бензиновые и дизельные авто станет просто невыгодно. Некоторые автоконцерны уже назвали сроки полного отказа от производства авто с ДВС.

Скажем, Fiat c 2030 года будет производить исключительно электромобили, а постепенный отказ от авто с ДВС начнется уже с 2025 года. Ford к 2026 году планирует перейти на выпуск электрокаров и гибридных авто, а к 2030 году оставить в линейке только электромобили.

Volkswagen намерен отказаться от разработки новых бензиновых и дизельных двигателей к 2026 году. То есть, даже если у нас официального запрета на ДВС не будет, то они начнут вымываться с рынка естественным образом, ведь пополнения новыми авто не будет. Правда, на это уйдут многие годы.

Фактически для Украины есть три сценария:

  • Европа запретит авто с ДВС, а наша страна — нет.
  • Запрет будет и в Европе, и у нас — до 2028−2033 годов.
  • Запрет «грязных авто» в ЕС и в Украине, но позже — с 2038—2040 годов.

Рассмотрим их более подробно.

Читайте также: Как меняется рынок б/у авто из США и выгодно ли их покупать

Сценарий № 1. Европа запрещает, Украина — нет

Европа называет вполне конкретные сроки запрета авто с ДВС. Поэтому в том, что бензину и дизелю там осталось недолго, сомнений не осталось.

Переломным станет уже 2030 год, когда полный запрет на авто с двигателями внутреннего сгорания введут некоторые страны (Швеция, Дания, Нидерланды и др.).

Если на тот момент в Украине никаких запретов не будет, весь «грязный» европейский автопарк хлынет к нам.

Причем цены будут низкими — фактически сравнительно новое авто реально будет купить за пару тысяч евро. Самые большие поставки могут пойти из Нидерландов, так как туда наши автогонщики и сейчас активно ездят за авто, то есть это направление уже освоенное.

Дизельные авто со скидками уже сейчас распродаются в некоторых странах. В Германии с осени 2020 года ввели существенные ограничения для дизельных авто стандарта Евро-4 и Евро-5 (им запрещено въезжать в центр). Поэтому немцы стали активно избавляться от таких машин. В итоге за год они упали в цене примерно на 15−20%, а на некоторых авто сбрасывают до 50%.

Скажем, Volkswagen Polo с дизельным мотором 2015 года можно купить за 3 тысячи евро, тогда как еще год назад такой стоил не меньше 3,5 тысяч.

В случае реализации этого сценария, на первых порах наш рынок выиграет, так как водители, которые ездят на совсем старых «Жигулях» и «бляхах», смогут обновить автопарк. Но затем Украина рискует стать европейским «автокладбищем», что не лучшим образом отразится на экологии. Также дешевизна авто (если не будет повышения ввозных пошлин) спровоцирует общее увеличение автопарка. А к этому явно не готовы ни наши дороги, ни инфраструктура.

Фактически Украина уже становится «кладбищем» европейских автомобилей. «Авто с ДВС из Европы дешевеют, хотя пока и уступают по цене американским. Со временем этот процесс будет набирать обороты. Более того, к нам уже полным ходом идут и б/у электрокары из Европы, причем многие — далеко не в лучшем состоянии. Например, с ограниченным ресурсом батарей. То есть, их уже совсем скоро придется утилизировать, и решать эту проблему нужно будет уже Украине, а не Европе», — считает глава компании Auto-Consulting Олег Омельницкий.

Читайте также: Новая налоговая реформа: почему подорожают новостройки и авто

Сценарий № 2. Европа запрещает, Украина — тоже. С 2028—2033 годов

В случае реализации этого сценария наш рынок вообще может ждать коллапс, — считают эксперты. Ведь до даты «Ч» фактически осталось всего 7 лет. И это при том, что пока не было реализовано ни одного этапа по ограничению использования авто с ДВС. Более того, не так давно власти дали отмашку на легализацию старых «евроблях».

Может случиться так, что в один момент сотни тысяч авто просто окажутся вне закона. И что с ними делать в этом случае — непонятно.

Если примут закон о начале вывода с рынка авто с дизельными двигателями с 2028 года, они начнут резко дешеветь. Но вот будут ли желающие их приобрести — вопрос.

Также к тому времени власти должны проработать возможности массовой утилизации старых автомобилей.

Не менее важный вопрос — на чем же ездить. В транспортной стратегии анонсирована популяризация и некие «экономические стимулы» для покупателей электрокаров. Но в чем они будут заключаться — пока неясно.

«Нужно понимать, что без государственных субсидий всплеска спроса на электрокары не будет», — говорит Омельницкий.

Впрочем, ситуация уже начинает меняться. Так, «Ниссан Украина», которая до недавних пор не поставляла новых электрокаров Leaf (хотя б/у модели — на первом месте по популярности), сейчас запускает поставки. «Интерес покупателей есть», — пояснил изменение стратегии Владимир Иванов.

Но к массовому увеличению парка электрокаров пока не готова инфраструктура: нет в нужном количестве зарядных станций, а «быстрых» зарядок, которые позволят заправлять авто на несколько минут, вообще дефицит.

«Под Уманью построили модный зарядный комплекс. Но летом на нем нужно было несколько часов ждать в очереди, чтобы подзарядиться. В итоге путь из Киева в Одессу растянулся на целый день», — вспоминает Олег Омельницкий.

Сценарий № 3. Тотальный запрет в Европе и в Украине — с 2038—2040 года

Такой вариант — отсрочка по запрету у нас авто с ДВС — позволит провести поэтапное ограничение. Скажем, можно начать с запрета въезда в центр городов или повышения дорожного сбора для «грязных» авто. Это может быть даже инициатива на уровне отдельных городов.

Так, во Львове уже задекларировали постепенный отказ от авто с ДВС. Львовский горсовет принял решение о создании Low emission zone, в которые смогут въезжать только авто высоких классов экологичности (Евро-5) или электрокары. Уже в этом году в некоторые районы города хотят запретить въезд старых авто (до 1991 года выпуска) без катализаторов.

Отсрочка по времени позволит подготовить рынок для перехода на электрокары, в частности, построить сеть заправок, наладить работу пунктов аренды электробатарей, их утилизацию и т. п. Но это в идеале — если заниматься этим вопросом, а не пустить все на самотек.

Да и то, на первых порах наши водители все равно станут скупать подешевевшие дизельные и бензиновые авто из Европы, рассчитывая, что у нас «как-то обойдется» и запретов не будет. То есть, параллельно нужно ограничивать импорт б/у авто с ДВС и предметно заниматься стимулированием приобретения электрокаров. Например, предлагать водителям компенсации, дешевые кредиты и т. п.

Комментарии - 37

+
+3
Італій .
Італій .
11 июня 2021, 7:47
#
Ценю ваш сайт за точность подачи информации

Сейчас практически все европейские страны имеют четкий план — до какого года полностью запретят автомобили с двигателями внутреннего сгорания — и дизельные, и бензиновые. К примеру, в Германии это 2035 год, в Швеции, Нидерландах и Дании — 2030 год, а в Норвегии — 2025 год.
+
+18
Італій .
Італій .
11 июня 2021, 7:55
#
Ещё один перл

* к 1 января 2028 года планируется запретить ездить на подержанных авто с дизельными двигателями:
* с 1 января 2033 года время «Ч» наступит для новых дизельных авто (до 5 лет).
* с 1 января 2033 года хотят ввести запрет на бензиновые подержанные автомобили.
* с 1 января 2038 года — новые бензиновые авто.
+
+85
Італій .
Італій .
11 июня 2021, 7:54
#
А вот в правдивости этой информации я ничуть не сомневаюсь, без всякой иронии

===Уже в 2022 году планируется ввести дорожные сборы с пользователей автодорог, привязав их к экологическому классу авто.

Это так характерно для правительства непрофанов — придумывать новые налоги и повышать старые.
+
+58
bonv
bonv
11 июня 2021, 10:22
#
Подарки бывают двух видов: те, которые вам не нравятся, и те, которые вы не получите:)))
Зе-влада ще той подарунок…
+
+15
BEZE
BEZE
11 июня 2021, 12:08
#
Бачили очі що купляли?;) Тепер їжте;)
+
+209
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
11 июня 2021, 8:26
#
Тут єврохламники створили армію прихильників і кошмарять зевладу, а якщо повна заборона, то що буде? Згорівші під Радою шини дадуть певний вихлоп і для екології і для тих, хто їх палитиме. Вангую… нічого не станеться аж допоки не зігниє вщент остання автівка з ДВС. Все буде їздити, навіть якщо пальне перестануть завозити… Про яке вимивання старих авто йде мова? Жиги їздять з 60их років минулого тисячоліття… європа перестане випускати, то є Китай, Індія… окупант також. Пальне гнатимуть… буде так коптити, що най його.
+
+64
Hennady
Hennady
11 июня 2021, 8:31
#
Да, придумывать и вводить налоги и запрещать — это лехко
А вот стимулировать, мотивировать, развивать общ. транспорт, чтобы как-то передвигаться, если будет запрет въезда в центр города — с этим сложности.
Да и эти запреты касаются вообще всего автотранспорта или только легкового? В статье только «автомобили» и «машины».
И ничего не сказано о автомобилях на газу.
+
+15
R S
R S
13 июня 2021, 3:11
#
Три буквы — ДВС — вам о чём-нибудь говорят?
+
+3
neverice
neverice
11 июня 2021, 9:05
#
Европа большая. В разных странах отношение к запрету разное. Потому процесс будет очень плавный и мягкий. Фактически, это процесс уже давно идет. Со стандартами екологичности авто Евро2, Евро3 и так далее. Собственно, он и породил дешевые евробляхи. И переход на электрокары будет просто очередным условным Евро10. Ничего не изменится.
+
0
Nechriste
Nechriste
15 июня 2021, 12:10
#
Вот только евро-стандарты касаются производства/продаж новых автомобилей, а не эксплуатации ранее выпущеных — их никто не запрещает, и запрещать не планирует.
+
+45
Benderitto
Benderitto
11 июня 2021, 9:26
#
Эти запреты не для наших людей. Наши сразу майданить начнут)
Ну, а что, если как для примера, в Украине за 6 лет с евробляхами разобраться не могут…
+
+103
arhimandrit
arhimandrit
11 июня 2021, 9:36
#
Ой, не смешите! с бляхами справиться не смогли, а тут замахнулись на все авто в стране)))
+
+30
bonv
bonv
11 июня 2021, 10:12
#
А поки що автохлам везуть з Європи до нас…
+
0
Arnold2
Arnold2
11 июня 2021, 12:18
#
Весь завезут к нам, а потом запретят, как-то так, а как же иначе?
+
+30
bonv
bonv
11 июня 2021, 12:22
#
На запчастини розберуть і ще довгий час продаватимуть:)
+
+15
bonv
bonv
11 июня 2021, 10:13
#
Експерти назвали топ непрактичних автомобілів для їзди по місту.
https://news.finance.ua/ua/news/-/493578/eksperty-nazvaly-top-nepraktychnyh-avtomobiliv-dlya-yizdy-po-mistu
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
11 июня 2021, 10:26
#
Вы заметили зависимость, что запреты первые будут вводить те страны ЕС которые более развиты, точнее жители которых более богаче и могут это позволить. Я не думаю что там в 1-й десятке будет Польша или страны Балтии, Португалия, Италия, Румыния, Болгария, Сербия…

Потому процесс понятен, но сначала нужно страну и жителей «подтянуть», а потом менять. Понятно ограничения нужно вводить на год выпуска и не завозить хлам 15+ лет, а лучше 12+ или 10+ лет, вот и все. А потом двигаться в плане выбросов.
+
0
nighthawk357
nighthawk357
11 июня 2021, 21:39
#
Є BMW 3 серії 2001 року випуску і ВАЗ-2107 2007 року випуску. Питання — яке з цих авто просто хлам, а яке — безнадійний хлам?
+
+15
bonv
bonv
11 июня 2021, 10:43
#
Більше професіоналізму, менше популізму!
+
+41
bonv
bonv
11 июня 2021, 10:46
#
Из инета: Пристегиваюсь даже на заднем сиденье. Из-за этого многие водители смотрят на меня как на дурачка. А потом вылетают через лобовое, потому что надо смотреть на дорогу, а не на пассажира сзади:)
+
0
nighthawk357
nighthawk357
11 июня 2021, 21:40
#
НАВІТЬ на задньому сидінні, та ви шо
+
+63
Danconia
Danconia
11 июня 2021, 11:05
#
У людей во власти как всегда одна извилина — копипастить за кем-нибудь то за парашкой то за опой — вот к чему приводит списывание в школе =))

1. проблема экологии от ДВС явно не на трассах, а в городах
2. решить проблему экологии городов можно исключительно развивая паблик транспорт
трамваи и электробусы
3. часть дорог нужно переразметить оставив для авто лишь одну полосу вместо 2 полос, чтобы уменьшить пропускную способность дорог и стимулировать пользование паблик транспортом в городе
4. в малых городах проблемы экологии с ДВС вообще не стоят там кол-во авто на дорогах не столь велико чтобы заставлять отказываться от ДВС
+
+48
Danconia
Danconia
11 июня 2021, 11:08
#
Уменьшив кол-во полос появится место и для велодорожек и для зеленых насаждений которые вырубили расширяя дороги
+
+27
Benderitto
Benderitto
11 июня 2021, 11:47
#
И по этим полосам будут ездить наши водятлы и сигналить велосипедистам)
+
0
nighthawk357
nighthawk357
11 июня 2021, 21:42
#
В кращому випадку — молоді мамулі зі спареними колясками зіштовхуватимуть велопасажирів на сусідні клумби
+
+11
Hennady
Hennady
11 июня 2021, 12:08
#
Увеличение количества полос снижает количество выбросов, соответственно, и вред от них — и наоборот, поэтому то, что Вы предлагаете ухудшит ситуацию, поэтому в последнее время и переразмечают разметку, увеличивая количество полос для увеличения пропускной способности = уменьшения выбросов
+
+21
DjBoom
DjBoom
11 июня 2021, 11:13
#
Что вы так все гнобите ДВС? Электромобили тоже не экологические. У нас электричество что ли с космоса? Я у же не говорю про производство их которое тратит снова больше в разы ресурсов и портит экологию. Пока не будет экологического добывания электричества все это бессмысленное.
Я уже не говорю о количестве дотаций электромобилей за счет ДВС.
+
+58
TarasBulka
TarasBulka
11 июня 2021, 11:53
#
А при чем тут экология? От ДВС надо отказываться чтобы продать много-много новых электрических машин. После того, как все в мире купят себе по электромобилю, вдруг выяснится, что добыча редкоземельных металлов необходимых для аккумуляторов — жуткое зло и нужно переходить на совершенно другие двигатели.
И то, что сейчас никого совершенно не колышит вопрос экологии при производстве/утилизации аккумуляторов — отлично это подтверждает.
+
+33
valeriyodessa
valeriyodessa
11 июня 2021, 12:30
#
Вот тыща процентов !!!
Вся эта истерия с экологией и ДВС — очередной развод кроликов для продажи им нового вида автомобилей. Видать продажи авто падают и надо как-то простимулировать))))
+
0
neverice
neverice
11 июня 2021, 20:42
#
Автомобили — главная и часто единственная причина смога и плохого качества воздуха в городах, где живет 70% населения (за исключением сильно индустриальных городов). Но даже в них — заводы оснащены высокими трубами, что немного снижает концентрацию. А вот от авто — все по низу. Потому глобальный вклад в экологию электромобилей сложно доказуем. А вот локальный вклад в экологию городов — очевиден.
+
+36
valeriyodessa
valeriyodessa
11 июня 2021, 12:27
#
«…Но затем Украина рискует стать европейским „автокладбищем“,…»
Автор в космосе живет ??? Эта страна уже давным давно стала отбросом автохлама.
+
+3
prodmaks
prodmaks
11 июня 2021, 17:34
#
Скоро на тачанках з конями поїдемо. Еко транспорт так сказать. Головне, щоб коней до центру міста пускали.
+
+11
Італій .
Італій .
11 июня 2021, 17:38
#
Коней уже запретил из-за неэкологичности (навоз) и издевательств над животными (всякие зеленые и прочие противники цирков).
+
+10
nighthawk357
nighthawk357
11 июня 2021, 21:44
#
Тільки-от шкоду наносять не екології, бо це наука, їй гірше не зробиш, а екологічному стану довкілля
+
0
TKWP
TKWP
14 июня 2021, 2:54
#
Ездил на 4х литровом двигателе и буду ездить, *** the fuel economy!
+
0
Nechriste
Nechriste
15 июня 2021, 12:06
#
Бред сивой кобылы🤦 Даже в Европе не идет речи о запрете ЕЗДИТЬ на автомобилях с ДВС — только об отказе от их производства и продаж (и то постепенном, и в достаточно отдаленной перспективе). А уж у нас — ни о каком запрете эксплуатации вообще речи быть не может. И не идет — если автор не в курсе, для импорта б/у машин у нас действует Евро-2, и ужесточать это ограничение даже не планируют! Вот дополнительные налоги — это да, это запросто, любим, умеем и практикуем☺️ Только разумнее не вводить новый налог, а повысить существующие акцизы — это более справедливо, кто ездит (и загрязняет) — тот и платит. Какой ущерб экологии от дедушкиной колымаги, выезжающей раз в год на дачу (даже если она евро-0)?
+
+8
zaNOza :)
zaNOza :)
15 июня 2021, 19:13
#
Аккумуляторы от электрокаров гадят природу намного больше
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться