Борьба с «грязными» автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которая охватила всю Европу, может затронуть и Украину.
Три сценария запрета авто с ДВС в Украине: распродажа, коллапс, автокладбище
В ЕС уже давно начали ограничивать пользование авто с высоким выбросом вредных веществ в атмосферу. Но наступление на машины с ДВС шло постепенно. К примеру, некоторые страны на первом этапе запретили въезд дизельных машин в центр городов.
Сейчас практически все европейские страны имеют четкий план — до какого года полностью запретят автомобили с двигателями внутреннего сгорания — и дизельные, и бензиновые. К примеру, в Германии это 2035 год, в Швеции, Нидерландах и Дании — 2030 год, а в Норвегии — 2025 год.
Такие сроки уже озвучены и в Украине: по одному из сценариев, время «Ч» наступит в 2028 году, по другому — в 2038 году. Но есть и третий вариант — в последний момент запрет «грязных» авто отложат на неопределенное время. От того, какой сценарий в итоге реализуется, во многом зависят ценники на авто с двигателями внутреннего сгорания и электрокары.
«Минфин» разбирался, какие есть варианты по бензиновым и дизельным авто в Украине.
В 2028, 2038 или как-нибудь потом?
Европа ополчилась на дизельные и бензиновые авто уже давно. Практически во всех странах, во-первых, идет ежегодное повышение экологических требований к машинам с ДВС, во-вторых, готовятся программы их полного запрета.
Еще пару лет назад казалось, что Украине в этом плане ничего не грозит. Более того, наши водители рассчитывали получить свою долю выгоды от «бензиново-дизельной истерии» в Европе — по дешевке скупить авто с ДВС, после того, как они станут запретными в соседних странах.
Но сегодня ситуация кардинально поменялась. Переход на электрокары как приоритет на ближайшие годы озвучивают и наши власти. Такой пункт есть в транспортной стратегии, которую не так давно утвердил Кабмин.
В ней, в частности, прописаны следующие пункты. Уже в 2022 году планируется ввести дорожные сборы с пользователей автодорог, привязав их к экологическому классу авто. То есть, чем «грязнее» машина, тем больше придется платить. Очевидно, речь идет, в первую очередь, о платных концессионных дорогах, которые вскоре появятся в Украине. Если этот пункт реализуют, водители старых «блях» будут платить втридорога, а электрокаров — проезжать бесплатно или за символическую плату.
Еще один пункт — о разработке программы экономического стимулирования покупки электрокаров. Как именно станут заинтересовывать украинцев пересаживаться на «чистые» авто пока неясно. НДС и ввозной пошлины на электрокары нет и сейчас. Кабмину только предстоит разработать такую программу.
Мининфраструктуры также разработало отдельный законопроект по запрету машин с ДВС. Там стоят вполне конкретные сроки — когда с наших дорог должны исчезнуть «грязные» авто:
- к 1 января 2028 года планируется запретить ездить на подержанных авто с дизельными двигателями:
- с 1 января 2033 года время «Ч» наступит для новых дизельных авто (до 5 лет).
- с 1 января 2033 года хотят ввести запрет на бензиновые подержанные автомобили.
- с 1 января 2038 года — новые бензиновые авто.
Пока непонятно — какую судьбу готовят для автомобилей-гибридов. В Европе их тоже собираются запрещать, но на несколько лет позже обычных авто с ДВС. У нас упоминаний о гибридных моторах в наработках чиновников нет, хотя гибриды наряду с электроэнергией потребляют и бензин, и дизель.
Также над законопроектами о запрете авто с ДВС работает сразу несколько депутатских групп. В частности, один из документов будет предусматривать запрет на импорт в Украину и первую регистрацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Но внутренние перепродажи и пользование бензиновыми авто не будут ограничиваться.
Еще один документ расписывает конкретные сроки запрета авто с ДВС. Он прописывает, что к 2030 году 75% автопарка с ДВС должно быть заменено на электрокары.
Полностью авто с ДВС должны исчезнуть с наших улиц, по расчетам депутатов, к 2038−2040 годам. Это позже, чем в большинстве европейских стран, но все же до даты «Ч» осталось не так долго, как кажется.
Финальной версии ни одного из законопроектов пока нет — все в процессе работы. Поэтому не исключено, что концепция и сроки вывода с нашего рынка «грязных» авто еще будут корректироваться.
«Что-то конкретное можно будет говорить, когда все эти идеи трансформируются в законы с четкими дедлайнами. Пока же, кроме либерализации условий для легализации евроблях, особо ничего не видно», — говорит представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.
Читайте также: Продажи легковушек в марте показали безумный рост: что и почем покупали украинцы
В экспертной среде есть мнение, что проекты о запрете дизельных и бензиновых авто наши власти пишут «для Европы». Украина присоединилась к зеленой европейской инициативе Green Deal, которая предусматривает закрытие угольных шахт, борьбу с промышленными выбросами, и в том числе, запрет двигателей внутреннего сгорания. Поэтому демонстрировать активность в этом плане наши чиновники должны. Но вот как будет на самом деле и не перенесут ли «озеленение» автотранспорта на потом, — вопрос пока открытый.
Приговор для бензина и дизеля
Есть еще одна угроза для дизельных и бензиновых авто. В Европе уже с 2025 года повышается экологический стандарт для них — вводится Евро-7. Мы пока «зависли» на Евро-5, но Украина также будет вынуждена повышать экологические стандарты, это обязательство прописано в договоре об Ассоциации с ЕС.
В самой Европе Евро-7 называют «фактическим запретом двигателей внутреннего сгорания».
Главное изменение будет по выбросам оксидов азота. Их должно быть не более 30 миллиграмм на километр пробега, что боле чем в два раза жестче, чем по стандарту Евро-6 (80 мг/км для дизельных авто и 60 — для бензиновых).
Таких показателей технически сложно добиться, особенно для дизельных моторов. Которые производители уже и так напичкали разнообразными дорогими системами очистки (скажем, системой впрыска водного раствора мочевины, которая борется с оксидами азота).
То есть, производить в таких условиях бензиновые и дизельные авто станет просто невыгодно. Некоторые автоконцерны уже назвали сроки полного отказа от производства авто с ДВС.
Скажем, Fiat c 2030 года будет производить исключительно электромобили, а постепенный отказ от авто с ДВС начнется уже с 2025 года. Ford к 2026 году планирует перейти на выпуск электрокаров и гибридных авто, а к 2030 году оставить в линейке только электромобили.
Volkswagen намерен отказаться от разработки новых бензиновых и дизельных двигателей к 2026 году. То есть, даже если у нас официального запрета на ДВС не будет, то они начнут вымываться с рынка естественным образом, ведь пополнения новыми авто не будет. Правда, на это уйдут многие годы.
Фактически для Украины есть три сценария:
- Европа запретит авто с ДВС, а наша страна — нет.
- Запрет будет и в Европе, и у нас — до 2028−2033 годов.
- Запрет «грязных авто» в ЕС и в Украине, но позже — с 2038—2040 годов.
Рассмотрим их более подробно.
Читайте также: Как меняется рынок б/у авто из США и выгодно ли их покупать
Сценарий № 1. Европа запрещает, Украина — нет
Европа называет вполне конкретные сроки запрета авто с ДВС. Поэтому в том, что бензину и дизелю там осталось недолго, сомнений не осталось.
Переломным станет уже 2030 год, когда полный запрет на авто с двигателями внутреннего сгорания введут некоторые страны (Швеция, Дания, Нидерланды и др.).
Если на тот момент в Украине никаких запретов не будет, весь «грязный» европейский автопарк хлынет к нам.
Причем цены будут низкими — фактически сравнительно новое авто реально будет купить за пару тысяч евро. Самые большие поставки могут пойти из Нидерландов, так как туда наши автогонщики и сейчас активно ездят за авто, то есть это направление уже освоенное.
Дизельные авто со скидками уже сейчас распродаются в некоторых странах. В Германии с осени 2020 года ввели существенные ограничения для дизельных авто стандарта Евро-4 и Евро-5 (им запрещено въезжать в центр). Поэтому немцы стали активно избавляться от таких машин. В итоге за год они упали в цене примерно на 15−20%, а на некоторых авто сбрасывают до 50%.
Скажем, Volkswagen Polo с дизельным мотором 2015 года можно купить за 3 тысячи евро, тогда как еще год назад такой стоил не меньше 3,5 тысяч.
В случае реализации этого сценария, на первых порах наш рынок выиграет, так как водители, которые ездят на совсем старых «Жигулях» и «бляхах», смогут обновить автопарк. Но затем Украина рискует стать европейским «автокладбищем», что не лучшим образом отразится на экологии. Также дешевизна авто (если не будет повышения ввозных пошлин) спровоцирует общее увеличение автопарка. А к этому явно не готовы ни наши дороги, ни инфраструктура.
Фактически Украина уже становится «кладбищем» европейских автомобилей. «Авто с ДВС из Европы дешевеют, хотя пока и уступают по цене американским. Со временем этот процесс будет набирать обороты. Более того, к нам уже полным ходом идут и б/у электрокары из Европы, причем многие — далеко не в лучшем состоянии. Например, с ограниченным ресурсом батарей. То есть, их уже совсем скоро придется утилизировать, и решать эту проблему нужно будет уже Украине, а не Европе», — считает глава компании Auto-Consulting Олег Омельницкий.
Читайте также: Новая налоговая реформа: почему подорожают новостройки и авто
Сценарий № 2. Европа запрещает, Украина — тоже. С 2028—2033 годов
В случае реализации этого сценария наш рынок вообще может ждать коллапс, — считают эксперты. Ведь до даты «Ч» фактически осталось всего 7 лет. И это при том, что пока не было реализовано ни одного этапа по ограничению использования авто с ДВС. Более того, не так давно власти дали отмашку на легализацию старых «евроблях».
Может случиться так, что в один момент сотни тысяч авто просто окажутся вне закона. И что с ними делать в этом случае — непонятно.
Если примут закон о начале вывода с рынка авто с дизельными двигателями с 2028 года, они начнут резко дешеветь. Но вот будут ли желающие их приобрести — вопрос.
Также к тому времени власти должны проработать возможности массовой утилизации старых автомобилей.
Не менее важный вопрос — на чем же ездить. В транспортной стратегии анонсирована популяризация и некие «экономические стимулы» для покупателей электрокаров. Но в чем они будут заключаться — пока неясно.
«Нужно понимать, что без государственных субсидий всплеска спроса на электрокары не будет», — говорит Омельницкий.
Впрочем, ситуация уже начинает меняться. Так, «Ниссан Украина», которая до недавних пор не поставляла новых электрокаров Leaf (хотя б/у модели — на первом месте по популярности), сейчас запускает поставки. «Интерес покупателей есть», — пояснил изменение стратегии Владимир Иванов.
Но к массовому увеличению парка электрокаров пока не готова инфраструктура: нет в нужном количестве зарядных станций, а «быстрых» зарядок, которые позволят заправлять авто на несколько минут, вообще дефицит.
«Под Уманью построили модный зарядный комплекс. Но летом на нем нужно было несколько часов ждать в очереди, чтобы подзарядиться. В итоге путь из Киева в Одессу растянулся на целый день», — вспоминает Олег Омельницкий.
Сценарий № 3. Тотальный запрет в Европе и в Украине — с 2038—2040 года
Такой вариант — отсрочка по запрету у нас авто с ДВС — позволит провести поэтапное ограничение. Скажем, можно начать с запрета въезда в центр городов или повышения дорожного сбора для «грязных» авто. Это может быть даже инициатива на уровне отдельных городов.
Так, во Львове уже задекларировали постепенный отказ от авто с ДВС. Львовский горсовет принял решение о создании Low emission zone, в которые смогут въезжать только авто высоких классов экологичности (Евро-5) или электрокары. Уже в этом году в некоторые районы города хотят запретить въезд старых авто (до 1991 года выпуска) без катализаторов.
Отсрочка по времени позволит подготовить рынок для перехода на электрокары, в частности, построить сеть заправок, наладить работу пунктов аренды электробатарей, их утилизацию
Да и то, на первых порах наши водители все равно станут скупать подешевевшие дизельные и бензиновые авто из Европы, рассчитывая, что у нас «как-то обойдется» и запретов не будет. То есть, параллельно нужно ограничивать импорт б/у авто с ДВС и предметно заниматься стимулированием приобретения электрокаров. Например, предлагать водителям компенсации, дешевые кредиты
Комментарии - 37
Сейчас практически все европейские страны имеют четкий план — до какого года полностью запретят автомобили с двигателями внутреннего сгорания — и дизельные, и бензиновые. К примеру, в Германии это 2035 год, в Швеции, Нидерландах и Дании — 2030 год, а в Норвегии — 2025 год.
* к 1 января 2028 года планируется запретить ездить на подержанных авто с дизельными двигателями:
* с 1 января 2033 года время «Ч» наступит для новых дизельных авто (до 5 лет).
* с 1 января 2033 года хотят ввести запрет на бензиновые подержанные автомобили.
* с 1 января 2038 года — новые бензиновые авто.
===Уже в 2022 году планируется ввести дорожные сборы с пользователей автодорог, привязав их к экологическому классу авто.
Это так характерно для правительства непрофанов — придумывать новые налоги и повышать старые.
Зе-влада ще той подарунок…
А вот стимулировать, мотивировать, развивать общ. транспорт, чтобы как-то передвигаться, если будет запрет въезда в центр города — с этим сложности.
Да и эти запреты касаются вообще всего автотранспорта или только легкового? В статье только «автомобили» и «машины».
И ничего не сказано о автомобилях на газу.
Ну, а что, если как для примера, в Украине за 6 лет с евробляхами разобраться не могут…
https://news.finance.ua/ua/news/-/493578/eksperty-nazvaly-top-nepraktychnyh-avtomobiliv-dlya-yizdy-po-mistu
Потому процесс понятен, но сначала нужно страну и жителей «подтянуть», а потом менять. Понятно ограничения нужно вводить на год выпуска и не завозить хлам 15+ лет, а лучше 12+ или 10+ лет, вот и все. А потом двигаться в плане выбросов.
1. проблема экологии от ДВС явно не на трассах, а в городах
2. решить проблему экологии городов можно исключительно развивая паблик транспорт
трамваи и электробусы
3. часть дорог нужно переразметить оставив для авто лишь одну полосу вместо 2 полос, чтобы уменьшить пропускную способность дорог и стимулировать пользование паблик транспортом в городе
4. в малых городах проблемы экологии с ДВС вообще не стоят там кол-во авто на дорогах не столь велико чтобы заставлять отказываться от ДВС
Я уже не говорю о количестве дотаций электромобилей за счет ДВС.
И то, что сейчас никого совершенно не колышит вопрос экологии при производстве/утилизации аккумуляторов — отлично это подтверждает.
Вся эта истерия с экологией и ДВС — очередной развод кроликов для продажи им нового вида автомобилей. Видать продажи авто падают и надо как-то простимулировать))))
Автор в космосе живет ??? Эта страна уже давным давно стала отбросом автохлама.