Клиенты Приватбанка и monobank в отзывах на нашем сайте неоднократно жаловались на факты несанкционированной оплаты с их карт покупок в интернете. «Минфин» разбирался, почему так происходит и как вернуть свои деньги.
С банковской карты списали деньги без вашего согласия: что делать
Как воруют деньги: разные сайты — одна схема
Одну из типичных историй рассказал пользователь под ником Герман Демидов, который неожиданно обнаружил, что стал «счастливым» обладателем настольных игр где-то в штате Миссури, США.
«З моєї картки незаконно були списані кошти $258, що в гривні становить 7363,25 грн. Я цієї операції не проводив, ба більше навіть не підтверджував ніяким наявним способом — ні смс, ні в додатку, ні телефонним дзвінком, як це відбувалось завжди при оплаті будь-де карткою Приватбанку», — пишет автор отзыва.
По его словам, третьим лицам ни карта, ни информация с нее не передавалась, никаких переводов или оплат клиент тоже не делал. В выписке речь шла о покупке на иностранном сайте, к которому он не имеет отношения.
«Як побачив цю незаконну операцію з моєю карткою, одразу зателефонував оператору Приватбанку. Вона спочатку казала, що то я щось купив і забув про це, проте потім все ж таки заблокувала мою картку та порадила погуглити сайт на який пішли гроші (просто „суперський“ клієнт-сервіс!)», — рассказывает дальше клиент Привата.
В выписке сайта не было, просто писалось «покупка — магазин игр: Saint Joseph, США». Однако, после трех часов поисков пользователь нашел сайт. Это оказался локальный магазин настольных игр в американском штате Миссури.
Герман Демидов пожаловался на свою проблему владельцам сайта, службе безопасности Приватбанка и даже Нацполиции Украины. Однако, решение его вопроса до сих пор не нашлось.
В Приватбанке прокомментировали ситуацию так: «З нашого боку вже створена заявка. Вона прийнята в роботу. Регламент розгляду заявки становить до 120 днів з моменту її реєстрації. Ці терміни строго встановлені платіжною системою, щоб у всіх сторін оскарження був час зібрати потрібні документи. І разом з тим ми докладаємо максимум зусиль, щоб рішення було позитивне для вас».
Как объяснили в службе поддержки банка, для проведения оплаты на сторонних сайтах и сервисах или для привязки карты (сохранение ее для дальнейших оплат) необходимо ввести реквизиты карты. Мол, списание средств возможно только в том случае, если ранее на сайте были введены данные карты.
Читайте также: Как пенсионеров вынуждают покупать смартфоны и отрубают сервисы за границей
Тем не менее, с подобной ситуацией клиенты сталкиваются не впервые. В частности, владелицу карты monobank вместе с подругой ждал один и тот же сюрприз — вроде покупка на одном из крупнейших регистраторов доменных имен Godaddy.
«4 жовтня 2020 року о 20:29 мені приходить сповіщення про списання 504,85 грн для сайту https://ua.godaddy.com/. Працівники банку лише співчувають та рекомендують мені, як особі, котра проживає за кордоном, звернутись до поліції та перевипустити картку», — возмущается пользовательница под ником Yulia Voytovych.
По словам автора отзыва, платеж не подтверждался ни одним способом: ни через смс, ни через приложение. Не мог быть использован и динамичный cvv-код, поскольку он меняется в приложении каждый час. Чтобы вернуть средства, в банке посоветовали обратиться в поддержку Godaddy.
В monobank объясняют: «Рік назад у вас була проведена така сама операція, але на іншу суму. Найімовірніше, тоді була оформлена підписка, яка продовжується через рік. Цю інформацію ви можете перевірити у виписці за жовтень 2019 року. Також радимо перевірити вашу електронну адресу, адже дуже часто про продовження підписки надсилаються листи на пошту».
Читайте также: Народный рейтинг банков в сентябре: чем остались недовольны клиенты
Почему банк списывает деньги без ведома пользователя
«Минфин» обратился в пресс-службу Приватбанка и monobank за объяснением, но, к сожалению, ответа не получил.
Мы пришли за помощью в Украинскую межбанковскую ассоциацию членов платежных систем (ЕМА), где получили ответы, почему клиенты оказываются в таких ситуациях и как вернуть потерянные деньги.
Заместитель директора ЕМА Олеся Данильченко заявила, что это мошеннические операции в интернете, которые являются следствием компрометации реквизитов платежной карты. В частности, 16-значного номера карты, 4-значного срока действия и 3-значного кода безопасности, который находится на обратной стороне карты возле ленты для подписи.
Как мошенники могут завладеть вашими данными:
- вишинг — звонят и выманивают у жертвы информацию, благодаря психологическому воздействию;
- фишинг — получают информацию через фальшивые сайты, на которых жертва сама вводит конфиденциальные данные;
- вредоносное программное обеспечение на телефоне или ПК клиента, которое перехватывает информацию, когда жертва вводит данные для оплаты на легальном сервисе;
- e-skіmming — вредоносное программное обеспечение, функционирующее на сайте, на котором жертва вводит данные для оплаты на легальном сервисе.
Банки по-разному обрабатывают транзакции в сфере электронной коммерции. Существуют онлайн-продавцы, банки-эквайеры которых не поддерживают технологию 3DSec. Это означает, что на данном ресурсе не нужно вводить код из смс, чтобы подтверждать операцию. — Банк-эквайер просто не отправляет запрос на генерацию такого кода.
По правилам платежных систем клиенты, банки которых не поддерживают технологию 3Dsec, имеют возможность обжаловать операции и вернуть деньги. «В таком случае финансовая ответственность за ущерб от мошенничества переходит от пострадавшего клиента и банка-эмитента к торговой точке и банку-эквайеру», — уточняет Олеся Данильченко.
Читайте также: Банки отказываются принимать «старые» деньги: что делать
Что делать клиенту
В ЕМА советуют срочно обратиться в свой банк и подать заявление на обжалование операции, в соответствии с существующими в банке процедурами. Это определено условиями договора пользователя с банком. Важно получить подтверждение от финучреждения, что заявление принято.
Банк-эмитент, как отметили в пресс-службе Нацбанка, обязан рассматривать заявления клиента, касающиеся использования электронного платежного средства. «Порядок обжалования операций, возврата средств пользователям и действий сотрудников банка по рассмотрению споров определяются внутрибанковскими правилами» — объясняют там.
В НБУ отмечают: если пользователь считает, что банком нарушены договорные условия, нужно идти в суд, а если против него совершены противоправные действия — в правоохранительные органы.
Согласно статье 37 Закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», на время установки инициатора и правомерности перевода банк-эмитент имеет право не возвращать на счет клиента списанные деньги. Однако, не более чем в течение 90 календарных дней.
Какие нужны документы для обжалования операции?
Об этом клиент может узнать непосредственно в своем банке. Универсального пакета документов и стандартной процедуры подачи заявления об обжаловании операций не существует.
«В целом процедуры во всех банках очень похожи, но могут быть различия, особенно в части электронного или бумажного документооборота», — рассказывает Олеся Данильченко.
Читайте также: За размещение валюты в банках клиентам уже приходится доплачивать
Как долго ждать решения?
Срок возврата средств зависит от конкретной ситуации, но длится не более 180 дней. В основном, обжалование таких операций осуществляется быстрее.
Процесс проходит в три этапа. Сначала нужно обратиться в банк. Задача — выяснить, как правильно подать заявление в случае возражения операции, проведенной по счету.
Как отмечает Олеся Данильченко, целесообразно сразу поинтересоваться у своего банка, какой срок он дает на подачу данного заявления. Чтобы вовремя выявить мошеннические действия, удобнее отслеживать операции в мобильных приложениях и сообщениях. Ведь вариант, что вы через месяц увидели непонятную операцию в выписке по карте и решили ее обжаловать, не работает.
Второй шаг — подать заявление на обжалование операции, которую вы не проводили, в соответствии с процедурой банка. В таком заявлении банки часто вспоминают о штрафе за предоставление ложной информации. «Это на тот случай, если кто-то будет оспаривать операции, который он на самом деле проводил. Если вы оспариваете мошенническую операцию — пугаться таких последствий не стоит», — успокаивает Олеся Данильченко.
После этого остается ждать положительного решения и возврата списанных средств.
От чего зависит, вернет банк деньги или нет
Успех зависит от конкретной ситуации, правильности ваших действий в случае отрицания операции и своевременности обращения.
«Обращение к оператору с уточняющими вопросами — не является заявлением об обжаловании операции. Вы должны убедиться, что по вашему обращению оператор сформировал заявление, или же собственноручно его оформить», — отмечает Олеся Данильченко.
По правилам платежных систем, операции в интернете, совершенные с вводом кода из смс-сообщения (на телефоне или в мобильном приложении клиента), не оспариваются. То есть, они расцениваются как операции, которые осуществляет сам клиент, и списанные деньги по ним не возвращаются. Даже если операцию провели мошенники, которые получили конфиденциальные данные обманчивым путем.
Читайте также: Изменение мобильного оператора. Какие трудности могут возникнуть с пополнением счета
Как обезопасить свои расчеты в интернете
«Минфин» получил в ЕМА несколько рекомендаций, которые помогут владельцам банковских карт безопасно оплачивать товары и услуги в интернете, не рискуя потерять средства.
10 советов:
- осуществляйте расчеты на проверенных интернет-ресурсах;
- проверяйте репутацию сервиса, если рассчитываетесь на нем впервые;
- никогда и никому не сообщайте коды подтверждения из смс-сообщений от банков, финансовых сервисов и мобильных операторов;
- ни в коем случае не сообщайте информацию о платежной карте или счет (пин-код, пароли доступа к счетам, срок действия платежной карты, кредитные лимиты, персональные данные
и т. д. ); - не переходите и не вводите данные по ссылкам на оплату, которые вам прислали в мессенджерах, сообщениях или письмах;
- поставьте лимит на интернет-операции или оформляйте отдельную карту для интернет-расчетов;
- подключайте смс-информирование или устанавливайте мобильное приложение для контроля операций по карте;
- изучите, как быстро обратиться в банк и заблокировать свою карту;
- позаботьтесь о безопасности своего финансового номера, на который вы получаете коды подтверждения от банка;
- позаботьтесь о безопасности мобильного телефона или ПК — устройств, с которых вы осуществляете расчеты в интернете.
Нацбанк Украины разработал специальный сборник рекомендаций для владельцев платежных карт. Подробнее ознакомиться можно по ссылке.
Светлана Тартасюк
Комментарии - 52
Хотите сами расчитаться, поднимаете лимит до нужной суммы, делаете расчёт и возвращаете лимит обратно на 1 гривну. И Ваши карты в безопасности.
Одни простой совет вместо 9-ти бесполезных :)
Для подписок правильнее использовать дебетовые анонимные карты предоплаченного сервиса,
либо научиться отписываться от ранее подписанных платных сервисов...
«не проблема провести через другой процессинг»
А можно поподробнее с расшифровкой текста «провести через другой процессинг»...
Было бы интересно увидеть, как вы сможете провести платёж по карте Альфа-банка,
например, через процессинг Приватбанка да так, чтобы в процессинг Альфа-банка
не поступало никаких запросов от слова вообще...
Спокойно китайцы с хакнутым терминалом через свою же систему проведут списание и пофиг какой там у тебя лимит.
Все лимиты работают только в рамках 1 процессинга и общий блек-лист обычно региональный от мпс.
В остальном даже овердрафтом спишет с лимитом -1
«Поступит, только запрос на списание со счета.»
Ну да, запрос поступит, но каждый запрос должен быть подтверждён ответом.
При отсутствии ответа на запрос - транзакция отклоняется.
А ведь банк сдуру может даже отказать, если есть лимиты на интернет-платежи
и у банка свой карточный процессинг, а не сторонний.
«китайцы с хакнутым терминалом»
Хакнуть подписанный сертификатами софт - это не такая уже и тривиальная задача.
Для проведения транзакций через терминал нужен либо дамп магнитной ленты карты клиента и пин-код
либо реквизиты карты - минимум номер и срок действия БПК, ведь ручной ввод реквизитов карты на терминале доступен не всем контрагентам и не со всеми МСС-кодами, да и «хакнутые» терминалы вычисляются на раз после первой же выгрузки транзакций по картам МПС.
===========
К чему такие извращения?.....ридер не дороже 20 баксов стоит....
Алгоритм работы не меняется - ведь в каждый конкретный момент времени вы пользуетесь только одной БПК...
«Задача становиться сложнее.»
Затратнее по времени, только и всего...
Просто классный совет, если у тебя таки одна карта в Приват, а другая в Моно.
А если, к примеру, у Вас их по 2-3 карты в 10 банках?
Я же не говорю не делать, потому что это сложно. Делать обязательно нужно, но зафакаться можно на раз...
Никаких транзакция БЕЗ подтверждения от клиента.
А уж какой это метод - СМС, пуш в приложении - не имеет значения.
Мне в привате ответили, что возврат в таком случае может быть произведён только по разрешению получателя. И я не думаю, что закон украины о банковской деятельности позволяет отличать простые счета и vip-счета.
И хочу напомнить вам, что по закону у нас все равны и что? Расскажите нам, что это так , даже интересно :)
По закону так и есть, выше вы заявили что в приват банке есть услуга по возврату платежей. я так понимаю услуга закреплена законом о банк. деятельности? или у вас отдельные сведения об услугах действующих вне закона?
повторюсь, максимум что формально даёт vip-счёт — это обслуживание без очереди с прикреплением отдельного менеджера. всё.
что касается vip-клиентов, то в приват банке они никогда не обслуживались. приват всегда был шарашкой. vip-клиенты работают с citybank c его AAA-рейтингом, а мафиозные vip-деньги работают через частные фин-пром группы типа бывшего банка финансы та кредит.
хотя может под vip вы имели ввиду клиента с 20кой баксов…
P.S.И кстати, я к мафиозным деньгам отношения не имею, поэтому смысла в работе в очень vip AAA-рейтингом не вижу.
«Даже платёж , сделаный мошеннику и подтверждённый вами, возвращают» если платеж был успешно проведен, то вернуть эти деньги может, только получатель или с его разрешения.
«Счёт закрыли после жалобы» так пишите однозначно, Ваши мысли читать я не умею.
«поражает ваша глупость» это самообман.
платежи проходят практически мгновенно" по действующему законодательству до двух банковских дней.
«если бы счёт был закрыт, деньги бы и не ушли с моего счёта» еще как могут списаться, у банка много разных видов счетов для таких целей и будут находиться там некоторое время.
— Нет.
— Оформим?
— Нет.
— Почему?
— Не собираюсь сюда возвращаться.
— Почему?
— Слишком навязчивое обслуживание.
— Почему?
https://www.youtube.com/watch?v=CPxeskFWk-0
Подписывайтесь на youtube-канал Finance.ua и делитесь своими историями в комментариях под видео ;)
А по поводу вредоносное программное обеспечение Ага на apple как раз я поставлю вирусняк
«пришло сообщение о неудавшейся транзакции на сумму 375 usd.
Транзакция была осуществлена несмотря на интернет-лимит 100грн.»
Вы противоречите сами себе…
Транзакция может быть либо проведена банком либо отклонена.
В вашем случае транзакция на $375 была отклонена…
А вот с каким кодом отклонена — из-за превышения лимита интернет-платежа
или из-за недостаточности средств на карте, вы решили не акцентировать на этом…
С другой стороны, да, интересен приоритет проверки, что проверяется в первую очередь наличие нужной суммы или лимита на расчёт в интернете.
Во всех других случаях он не помогает...
==============
В других случаях банк отдаёт свои деньги и идёт лесом
«Ситуацию спасло то, что на этой карточке я обычно держал не более 2000грн, периодически переводя на нее деньги с другой, которую я никогда не использую в интернете.»
Я так полагаю, что исходя из вышеприведенной информации сообразить, по какой причине транзакция была отклонена, не так уж тяжело.
«что исходя из вышеприведенной информации сообразить, по какой причине транзакция была отклонена, не так уж тяжело.»
«Транзакция была осуществлена несмотря на интернет-лимит 100грн. Никаких запросов на код активации не приходило.»
Исходя из вышеперечисленных цитат вы сами не спешили делать правильные выводы...
Хотя самый важный вывод и так известен - не оставлять не дебетовых картах, которыми рассчитываетесь в интернете,
достаточно много денег, потеря которых вас может огорчить.