Украина достигнет уровня развития Польши через 50 лет. Директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен рассказала в интервью «ЗН», насколько Украина стала инвестиционно привлекательной для иностранных инвесторов и над чем еще стоит работать. «Минфин» выбрал самое интересное.
Директор Всемирного банка: 50 лет, чтобы догнать Польшу
Директор Всемирного банка утверждает, что Украина движется в правильном направлении, новая власть имеет амбициозные цели и хорошие инициативы. Сейчас темп экономического роста ускорился. По прогнозу Кахконен, он увеличится до 3,4%.
«Если Украина сможет удержать экономический рост на уровне 3-4% в год, ей понадобится около пятидесяти лет для того, чтобы догнать нынешний уровень развития Польши. Если темпы снова снизятся, то этого времени не хватит», — заявляет Сату Кахконен.
По ее словам, экономика Украины все еще очень зависит от экспорта сырья. В периоды глобальной стагнации сырьевая экономика всегда уязвима, потому что мировые цены на сырье начинают снижаться.
Именно поэтому важно, чтобы обменный курс не находился в ручном управлении, а соответствовал реальному положению внешних торговых процессов. Это защитит Украину от существенных рисков, которые она уже переживала в прошлом.
Читайте также: Украина заняла 58 место среди самых богатых стран мира
Как удержать инвестора
Больше всего иностранных инвесторов отпугивает коррупция, неравные условия и монополизация сектора. Государство должно гарантировать бизнесу невмешательство в его работу в рамках законодательства — так можно удержать инвестора.
«Иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране. Они ищут экономической и политической стабильности, которая гарантировала бы им длительную работу. Они рассчитывают на определенный уровень предсказуемости — ищут страны с верховенством права, достойной защитой прав собственников, стабильным исполнением контрактов», — отмечает Сату Кахконен.
Готовность инвесторов доверять власти основывается именно на практических моментах: выполняются ли контракты и законодательство, соблюдаются ли требования, сохраняется ли здоровая конкуренция, наказывают ли нарушителей, беспристрастное ли судопроизводство.
Читайте также: Звездный час украинских еврооблигаций: что будет дальше
Что не так с инвестиционными программами
Административные препятствия в Украине просто непреодолимы. До сих пор существует огромное количество порядков, процедур и экспертиз чуть ли не с советских времен, которые требуют больших объемов «бумажной» работы и невероятного количества подписей под каждой бумажкой на всех этапах выполнения.
Таких сложных бюрократических практик в большинстве стран мира уже нет — остались только на постсоветском пространстве. Они почти никогда не помогают выполнению проектов, но гарантированно мешают, потому что забирают очень много времени.
«Из-за бюрократии и коррупции правительство Украины ежегодно не использует миллиарды долларов от инвестиционных проектов. Деньги, которые уже согласованы международными партнерами и за которые можно было бы строить дороги, обновлять водоканалы и строить больницы, не приходят в Украину», — рассказывает Сату Кахконен.
Всемирный банк нетолерантен к коррупции: как только становится известно о таких правонарушениях, проект приостанавливается и начинается расследование. Такое происходит довольно часто, особенно на этапе закупок, и тормозит реализацию инвестиционных проектов.
Читайте также: Государственный долг и риски бюджета
Государственные банки
По словам директора Всемирного банка, из всех украинских государственных банков лучших результатов на пути преобразований достиг Укргазбанк. Пока что три других государственных банка не готовы к приватизации. Им надо решить проблемы с неработающими кредитами, которых на балансах этих трех банков очень много.
«Уровень неработающих кредитов у Ощадбанка, Приватбанка и Укрэксимбанка слишком высок — в среднем 65-70% от общего кредитного портфеля. Потенциальные инвесторы, которые могли бы войти в капиталы этих банков, не заинтересованы в приватизации банков с кредитными портфелями такого качества», — отмечает Сату Кахконен.
Для того, чтобы сдвинуть с места решение вопроса с неработающими кредитами, правительство должно принять постановление, которое по сути развязало бы руки руководству государственных банков в работе с этим кредитным портфелем и позволило бы им использовать все возможные инструменты для решения этой проблемы.
Читайте также: В Нацбанке рассказали, что мешает продать Ощадбанк
Земельная реформа
Основная задача земельной реформы — высвободить потенциал, ускорить экономический рост, трансформировать сельскохозяйственный сектор. По мнению Сату Кахконен, мораторий вредит владельцам земли, потому что их право собственности ограничено: они не могут использовать свою землю как банковский залог, не могут ее продать.
Читайте также: ЕБРР готов предоставить Украине деньги на земельную реформу
Однако реформу нужно провести правильно. Главное предостережение — это то, что землю будет покупать только ограниченное количество людей, что приведет к большим концентрациям земельных банков. Очень важно, чтобы, кроме закона, который отменит мораторий на продажу земли, были созданы другие нормативно-правовые предохранители концентрации земель.
Предохранительные механизмы предусматривают создание института земельного омбудсмена, который обеспечивал бы защиту прав землевладельцев и противодействовал бы рейдерству. А также:
- открытые данные относительно цен;
- открытый доступ к земельному кадастру и его прозрачность;
- открытые сведения относительно показателей сельскохозяйственных предприятий и их владельцев.
Читайте также: Зеленский: вопрос продажи земли иностранцам решится на референдуме
Есть еще одна крайне важная сфера — кредитование под покупку земли. Понятно, что коммерческие банки будут ориентироваться на работу с крупными и средними агропромышленными компаниями, а не на мелких фермеров.
«Мелкие фермеры — наиболее уязвимая группа заемщиков. Мы обсуждали с правительством разные варианты того, как обеспечить малым фермерам доступ к кредитам, среди прочего обсуждалась схема частичного гарантирования кредитов, использования сельскохозяйственных субсидий и их трансформации», — говорит Сату Кахконен.
Главная задача этой реформы — трансформация сельскохозяйственного сектора, которая заключается не только в изменении форм хозяйствования в АПК от латифундий к фермерским хозяйствам, а и в стимулировании перехода от выращивания и сбыта сырьевых товаров к производству товаров с большей добавленной стоимостью.
Культуры, которые дают большую добавленную стоимость, такие как фрукты или ягоды, не требуют для выращивания больших площадей и обеспечивают хороший заработок. Сельскохозяйственные субсидии должны направляться на стимулирование производства продукции с большей добавленной стоимостью малыми и средними хозяйствами.
Комментарии - 54
Откуда взята цифра 50 лет — это, похоже, сколько лет нужно нынешнему (а скорее прошлогоднему) номинальному ВВП в долларах чтобы дорости до уровня нынешнего номинального ВВП Польши, если рости по 3% в год. Только вот рост 3% — это к реальному ВВП, а не номинальному ВВП в долларах. Номинальный в долларах в прошлом году вырос на 16,7%, а в позапрошлом — на 20,2%. Учитывая нынешний курс — в этом году еще процентов на 20 вырастет.
Как вырос, так и сдутся может. До 2009 года и более 30% прирастал и достиг $180 млрд в 2008. Но потом только аж в 2013 вернулся к этой отметке, ну и вот опять догоняем. Это же неправильно, когда номинальный прирост так от реального отличается, потом за один год все эти успехи могут улетучиться.
Оказывается не инородцы виноваты в украинских экономических проблемах ....
В 1992 году ВВП Украины был 319,7 миллиарда долларов, а ВВП Польши - 252,2 миллиарда ...
Потом Украина стала отставать .
27 лет отставали, а 50 лет догонять?
*** ,да и только ....
какие 320 миллиардов долларов ВВП , если в 1992 году не по талонам был только хлеб. и средняя зарплата не достигала 20 долларов....
может 32 миллиарда долларов ? тогда поверю.
с месяц назад уже спорили здесь о ВВП Украины в 1991 году.
оказалось что немыслимые цифры появились из-за пересчета советских рублей в доллары по 61 копейке за доллар. при реальном курсе - около 40 рублей за доллар ...
И, например. масло покупали не по 200грамм, а со страха дефицита килограммами.
Помню как отстоял очередь и купил полный портфель сосисок, килограмм пять. Стояли вдвоём.
И так все - скупали под ноль и отоваривались впрок при первой возможности ....
Избыток денег - страшная вещь ....
У каждого под кроватью мешок сахара ...
поляки к нам ездили раньше. В 1992 году - уже наши ездили в польшу , отвозя туда все что осталось в магазинах (не продукты конечно - их небыло - от наборов гаечных ключей до сковородок) - продавать там за доллар-два. Потому что даже 1 доллар был огромными деньгами.
небыло никаких забитых холодильников и близко. голод и холод.
Забыли написать, что границу надо закрыть на замок, у всех отобрать загранпаспорта, чтобы ни один умник не сбежал на дикий запад ну а вас назначить смотрящим за этим трудовым лагерем.
В бюджете не всегда есть деньги на закупку вакцин для детей, постоянно не хватает денег на низкие зарплаты врачам и учителям - а вы «строить жильё и раздавать»...
За чей счёт вы планируете такие безвозвратные инвестиции - неужели за свой - маловероятно.
Ну а теперь простой пример - семья действующего президента владеет 20-ю квартирами, семья борца с несправедливостью Дубинского владеет 24 квартирами - возникает закономерный вопрос - как много надо строить, чтобы насытить хотелки по владению десятком-другим квартир различного рода чиновников и просто клептоманов, тянущих на себя всё, до чего достают их шаловливые ручонки...
В совке такое уже было - одни получали каждый год по новой квартире, другие по десять лет стояли в очереди и ничего не получали...
ДЕЛАЮ ЛЮБЫЕ 100-ЛЕТНИЕ ПРОГНОЗЫ ЗА ДЕНЬГИ.
Нищебродам в личку не писать.
Другими словами, дешёвая пропаганда загнивающего еэса от ВБ...
теория исходила из того , что первый мир - это загнивающий капитализм , второй - процветающий социализм-коммунизм , а третий - всякие движения неприсоединения. Индии и Югославии.
ссылаться сейчас на эту теорию - как-то странно.
Но там, и само определение несколько поменялось, с развалом СССР (изначально они вместе с США были старнами 1го мира)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80
Во втором еще Беларусь.
Польша, прибалтика и скандинавы - уже в 1м.
Украина теперь в 3м (т.к. из 2го ушла, но в 1й не дошла)
Есть противостояние 1го мира (запад, NATO, etc) и 2го (Росия, Китай, etc)
3й мир - те кто не проводят собственную политику, а есть «разменной монетой» в противостоянии между 1м и 2м мирами.
https://www.lavanguardia.com/politica/20191113/471576894862/reabierta-ap7-salt-cortes-tsunami-democratic.html
как там скрепы скрипят.....
Не на солдатиках единых скрепы стоят.
Это мягкий аналог украинского Донбасса, только по-испански...
Каталония тоже считает, что кормит и содержит всю Испанию и как следствие,
требует себе привилегий.
Жаль, что кроме рупора каталонских сепаратистов - лавангвардии вы больше ничего не читаете...
Кроме испанской Каталонии в ЕС есть и более интересные места и дороги.
Лично мне больше нравиться А1 - Париж-Брюссель чем А10 и А20 Париж-Барселона.
я в 1990 году покупал сахар по талонам , а в магазинах был только «белоцерковский салат» из подпорченной капусты.
зарплаты были по 200 рублей , а доллар был 30 рублей. И мои одноклассники ездили в Польшу и Румынию , везя туда все от гаечных ключей до гвоздей - продать за несколько долларов , купить на них тряпок - и продать их здесь. Потому что одеватся было невочто.
Вот такой потенциал достался Украине от СССР. причем совершенно бескорыстно.