5 жовтня 2011
Останній раз був на сайті:
16 квітня 2024 о 23:09
-
Mikhail6759
54 года
-
DiGek
Киев
-
Kyleta 12
Полтава
-
vetalmihey
54 года, Запорожье
-
Romancho
40 лет
-
ballistic
3 года
- 1 травня 2019, 20:58
Экономический рост в Украине: от разговоров к делу
Тема экономического роста в Украине последние несколько лет вызывает значительные споры в экспертном сообществе внутри страны. Экспертам не дает покоя вопрос: а может ли экономика страны расти более чем на 2-3% в год, и как быстро мы можем догнать Польшу? Продолжаются дискуссии и о методах стимулирования такого роста.
Украина в окружении
В 2019 году ситуация вокруг экономического роста в европейском регионе будет оставаться непростой. В марте ЕЦБ снизил прогноз по росту ВВП в евро-зоне с 1,7 до 1,1%. По данным МВФ, экономика ЕС вырастет в 2019 году на 1,3%, ВВП Турции упадет на 2,5%, а ВВП Российской Федерации вырастет на 1,6%. Неважны дела и в Белоруссии, где ВВП, по данным Фонда, вырастет в 2019 году на 1,8%. Между тем, по прогнозам МВФ, ВВП в Украине в 2019 году увеличится на 2,7%, что немного расходится с прогнозами НБУ, согласно которым ВВП вырастет на 2,5%. Глядя на наших ближайших соседей на Севере, Юге, Западе и Востоке мы понимаем, что оценка роста в 2,5-2,7% остается неплохой для европейского региона и, я бы даже сказал, весьма и весьма оптимистической.
Из ближайших соседей плохим примером остается Турция. Из-за чрезмерного монетарного стимулирования экономического роста в прошлом, в 2019 году Турция потеряет 2,5% своего ВВП и возможно вернётся к росту экономики лишь в 2020-2021 гг. Очень может быть, что инфляционный кейс с Турцией попадет в учебники. Пока же еще не известно, чем закончится «турецкая рецессия». В 2018 году до 40% турецкого экспорта приходилось на страны ЕС. Ослабление роста в ЕС может негативно отразиться на экономике Турции в большей степени, чем прогнозировал МВФ, поскольку данные Фонда, как правило, запаздывают по объективным причинам. Так, когда готовился к выпуску апрельский «World Economic Outlook», данные ЕЦБ по евро-зоне в начале марта могли не учесть, так же, как и еще более негативные прогнозы аналитиков по евро-зоне из-за отложенного BREXIT.
Справедливости ради скажу, что среди всего того негатива, который географически со всех сторон окружил Украину, есть и небольшая толика позитива. По данным МВФ, в 2019 году экономика Польши может вырасти на 3,8%, Албании – на 3,7%, Болгарии – на 3,3%, Румынии – на 3,1%. Рост доли Польши в украинском экспорте и заметный удельный вес переводов заробитчан из Польши позволяют надеяться, что для Украины 2019 год (неблагоприятный для ЕС в принципе) не станет годом катастроф или нулевого экономического роста. Хотя я могу допустить, что прирост ВВП Украины в 2019 году будет хуже прогнозного диапазона в 2,5-2,7%.
Догонялки и рецепты роста
О том, как догнать Польшу, в Украине уже ходят легенды. В публичной плоскости я видел уже несколько вариантов подсчетов и сроков от 30 до 50 лет, и даже вариант «никогда Украине не догнать Польшу». Вопрос этой игры в «догонялки» – это вопрос ощущения населением расчетов на собственном кармане. Конечно, если считать по темпам прироста реального ВВП, пересчитанного по покупательной способности, то мы догоним Польшу по размерам ВВП только если Польша перестанет расти. Однако, не все так просто, паритет покупательной способности – это довольно сложная для восприятия вещь. Мне не раз доводилось слышать от наших заробитчан как они сравнивают цены в Польше и в Украине, указывая на то, что цены на продукты одинаковые, а вот стоимость услуг в Польше цены явно выше.
Перекос восприятия «товарного благополучия» есть и в Украине: чем больше растет номинальный ВВП в долларах США и доходы украинцев в долларах США, тем более обеспеченными они себя чувствуют. Доля потребляемого импорта в корзине среднестатистического украинца остаётся высокой, и это даже несмотря на девальвацию гривны 2014-2016 гг. В 2016 году номинальный ВВП в долларах США вырос на 2,9%, в 2017 году – на 20,2%, в 2018 году – примерно на 19% до 134 млрд долларов США. Если учесть, что номинальный ВВП Польши в 2018 году составлял примерно 530 млрд долларов США, то при прочих равных условиях номинальный ВВП Украины и Польши в долларах США сравняются через 11-12 лет.
Рост номинального ВВП в долларах США неминуемо за собой тянет рост доходов в долларах США, а ведь для получателей этих доходов цена телевизора, произведенного в Китае, или телефона, произведенного в Индии, будет почти одинаковой что в Польше, что в Украине. Так что по номинальным масштабам экономики Украина может вполне претендовать на «сопоставимость с Польшей» даже при росте реального ВВП на 3-4% в год, а номинального – на 20%. Однако для того чтобы номинально «стать Польшей» через 11-12 лет, Украине стоит активнее поработать над экономическими реформами. Я бы выделил сейчас три ключевых направления:
1. Привлечение в страну крупных иностранных инвесторов. Последние лет 5 такие инвесторы приходили в страну, но этого потока не хватало, чтобы создать рабочие места и реально повлиять на структуру ВВП и характер его роста. Выборный же 2019 год скорее всего ознаменуется антирекордом по притоку реальных прямых иностранных инвестиций. Ведь именно приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину, а не денег от инвесторов-нерезидентов в ОВГЗ, должны будут сдерживать рост негативного сальдо текущего счета. Думаю, что без исполнения этого пункта, качественное ускорение прироста реального ВВП за рамки 3-4% в год будет невозможным.
2. Рост интенсивности кредитования за счет «экспортного направления» и «рынка земли». Сейчас в Украине кредиты в евро у дочек французских банков в Украине для малого и среднего бизнеса можно взять на 5-7 лет под 4-6% годовых. Но для их обслуживания нужны проекты с экспортной выручкой. Для Украинского рынка это интересный сегмент, но на рынке он пока не стал пользоваться массовым спросом. В свою очередь появление рынка земли и возможность отдавать ее в залог могло бы существенно подбросить банкам кредитов с твердыми залогами.
3. Интенсивная реализация инфраструктурных проектов за счет средств международных финансово-кредитных организаций, таких как ЕБРР и ЕИБ. Это не обязательно должны быть проекты с участием государства, но и допускать систематическое неиспользование лимитов от МФКО – тоже не совсем правильная политика, так как ЕБРР имеет достаточно большой опыт работы в Украине с частным сектором.
Понятно, что есть еще приватизация, налоговая реформа, повышение эффективности работы госкомпаний и еще добрая сотня рецептов, которые придутся кстати, и только добавят потенциала нашей экономике. Однако определяющей в стратегии обеспечения долгосрочного экономического роста станет поддержание в стране финансовой стабильности при относительно низкой инфляции и слабой девальвации.
Виталий Шапран,
Главный эксперт Совета НБУ
|
43
|
- 14:55 Середній курс купівлі готівкового долара в банках не змінився. За скільки зараз продають валюту
- 11:45 Stripe прийматиме платежі в крипті, SEC відклала рішення щодо опціонів на спотові біткоїн-ETF: що нового на ринку
- 10:33 Курс валют на 26 квітня: долар у банках подешевшав, євро — подорожчало
- 09:27 НБУ вводить в обіг пам’ятну монету «Чорнобиль. Відродження. Лелека чорний» (фото)
- 08:02 Офіційний курс: НБУ знизив гривню на 20 копійок
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ кажуть, що курсові коливання не несуть ніякої загрози
- 18:17 Блокнот із написом «Buy Bitcoin» продали на аукціоні за $1 млн
- 17:54 Активи «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень — Мінекономіки
- 17:41 Курс валют на вечір 25 квітня: долар та євро на міжбанку пішли вниз
- 17:15 Україна розраховує отримати $38 мільярдів допомоги у 2024 році
Коментарі - 62
Какой-то % из этой финпомощи в Польше был счастливо разворован.
Другое дело, что об этом не говорят)
У Польши не было наших проблем.
И, я очень не против поглядеть на польскую экономику после какого-то интересного движения русских войск из РБ и Калининграда)
В 3-х ключевых направлениях, с которыми я соглашусь, нужны условия для инвесторов: это суды, законы которые работают, ответственность перед законом, а не так что у нас сидят только дураки и бедные люди. Суть в том что Инвесторы боятся, а потенциал у нас огромен. Потому опасность у нас только от судовых, правоохранительных и налоговых органов. Ну а также семейные и друзья прокуроры, чиновники и т.д.
Имея украинские внешние условия, Китай сам никогда не стал бы Китаем :)
Лучше перестать жить категориями 20го века и пытаться заимствовать какие-то модели 50-летней давности, поезд которых уже давным давно ушел, а лучше искать новые модели и новые ниши, которые можно было бы занять. Тот же Китай, например, сейчас активно поддерживает исследования в области ИИ. Украине развивать это направление было бы вполне по силам.
В Украине она низкая.
Подтверждение — постоянно растущий дефицит ПФУ.
Слышали такое слово — ''чайна-таун''?
Живущие целыми кварталами, где все понимают только китайский.
Так же наромню, что из-за этого в начале 20 века много было разговоров о ''желтой угрозе''.
Но, вы все пропустили)
Вы историю до 1990 года знаете?)
И знаете слово ''кули''?
Так вот, это китайский заробiтчанин.
Который плыл работать на стройке в США.
Или в РИ.
Этих людей было безумно много.
И именно из их поселков развились ''чайна-тауны''.
Так что, ''масштабы трудовой миграции несопоставимы'' ©.
Не буду говорить про влиятельные диаспоры китайцев в азиатских странах.
А в США до ВМВ была еще огромная японская миграция.
Многие даже американскими гражданами стали.
А после начала ВМВ американцы их интернировали, примерно как в СССР поволжских немцев.
Так что, идите гуглить, узнаете много нового.
И меньше пафоса — вы рассуждаете о вопросах, в которых ничего не понимаете)
Вот об этом я и говорю. На одного, который решился плыть за тысячи км, есть сотня или тысяча тех, кто на такой шаг не решился. А будь у Китая США прямо под боком, просто ножками перейти границу и все, миграция была бы в 10 раз больше.
В Китае такого мощного соседа не было. В Украине он есть. Поэтому китайский путь для Украины невозможен, да это и это не единственная причина его невозможности.
«Не буду говорить про влиятельные диаспоры китайцев в азиатских странах.»
Я вам не про влиятельные диаспоры, а про самых бедных. Куда бедному китайцу 80х топать пешком или ехать на телеге за в 3 раза большей зарплатой? Как едут украинцы в Польшу. В Непал? Вьетнам? СССР?
Если же ворваться в тёмный 19 век, то в % соотношении не могло быть и речи о подобном, потому что просто не было столько кораблей, которые брали бы людей на борт, тем более из не объединённого Китая. Т.е. даже если бы ВСЕ корабли включая грузовые потели сутками на пролёт и возили китайцев- не получилось бы ничего, всё дело в масштабах грузоперевозок и технологиях. Так что ваша попытка спрятать голову в песок и как-то оправдаться в том что вы, якобы, знаете историю- выглядят еще более удручающе. В следующий раз, попытайтесь что-нибудь из первобытно-общинного строя приплести, про миграцию рас и всё в этом роде- там к цифрам не придраться. =)
И при этом конфуцианский культ учености.
Тем более, с японо-китайской войны и до 1949 в Китае было ну очень весело.
Мы упираемся в парламент, где почти у каждого депутата свой интерес.Им эти инвестиции и даром не нужны ввиде конкуренции.
Лучше расскажите, как эту систему разрушить, и построить новую.
Как там с верховенством права, все наверно знают.
И почему-то, это ничуть не мешает инвестициям.
Фигня какая-то)
Вызванный санкциями.
Но даже без них инвестиций море.
Не смотря на ''верховенство права'' и ''демократию'' по-русски)
Посмотрите объемы инвестиций, капитализацию фондового рынка.
Посчитайте, сколько это бюджетов Украины)
''Конечная цель и модель для подражания'' — я б не отказалась от фондового рыка вроде русского, но кратно уменьшенго в Украине.
А вы?)
И вот об этом и речь. Без верховенства права, защиты прав собственности, гарантии выполнения судебных решений и прочей защиты своих законных прав никакого серьезного притока инвестиций быть не может. В России так или иначе, это в какой-то мере было и есть, если сравнивать с Украиной.
На заметку сторонникам монетарного стимулирования.
Но то такЭ, мелочи)
В этому году овернайты доходили до 30+%. У них были выборы на местах, и потому власть делала все чтобы удержать курс, тратила резервы и т.д, но все равно просела нац.валюта. У нас же под выборы, если сейчас все оценить — этого не делалось. Потому нормально прошли год, в т.ч. месяц выборов Апрель.
Монетарная политика я ЗА, но только за приемлемую цену. А цена этому — учетная ставка. Вот ее нужно ниже делать.
Один минус- раздача подачек перед выборами, за счет средств от Евроблях.
У нас НБУ за 5 лет, лучшее чем за всего года существования. Больше всех реформ в этой сфере.
Дороги? Так они уже ремонтированы переремонтированы, да плохо, да не как в ЕС, но и СССР дороги строил под другую транспортную нагрузку. По сравнению с той же Польшей, у нас плотность населения и протяженность страны намного больше, и ниже ВВП, что не позволяет так же строить.
Заводы? Так уже на большинстве заводов куча модернизаций произошло, естественно доменные печи новые не строят, просто старые работают нормально и это ненужно.
На самом деле из советского не так много и осталось, и в том виде какое оно было на 91 год, оно уже не находится.
Это ложь.
Правда в том, что не делается в нужных объемах, но делается. Могло бы в нужных, но у нас народ против высоких тарифов.
Ведь если модернизацию очистных станций заложить в тариф на воду в нужном объеме, то будем как в ЕС, ванну не принимать и руки с посудой мыть не под потоком воды, как привыкли, а набирать в раковину.
И вопрос тут не к власти скорее, а к нашему населению.
По школам и больницам — а при падении населения это надо, вообще?
А точно правильная система, когда полупустые больницы и школы в селах, а их надо содержать?
Развитость промышленности страны при крайне низком качестве продукции, и большом объеме оборонки в структуре вообще не о чем не говорит. Промышленности много было, вот только большинство производимого никому не нужно в мире и в стране.
Настроить кучу заводов ума много не надо (методом кнута), а вот построить мало заводов, но производящих качественную и нужную продукцию — сложно.
А что, да была «супер индустриальная страна», «великая промышленная держава», только, то с туалетной бумагой проблемы, то с мясом, приличные шмотки только из заграницы, телевизор — очередь, машина — вообще почти не возможно, холодильник — достань, конфеты — в Москву.
Вот, мне кто-то объяснит в чем эта промышленность была, если товары плохие и их мало.
И вообще такая промышленность зачем? 50 000 танков, 1 000 баллистических ракет, при том что стиралку и холодильник не купить. 0 — цена этой промышленности. От нее осталась то, что действительно, что-то стоило:
— металл;
— нефть;
— уголь;
— еда;
В общем — сырье. Цена промышленности СССР — сырье. Остальное — непотріб!
Только есть несколько нюансов:
1. Бабушкина квартира сталинка, потолки 3,5 метра, или очень дорого утепляться и менять все окна или цены на отопление дикие. Норм советское строительство?
2. В нашем «советском» доме, забыли в 9-ти этажке сделать свайный фундамент. Ну, решили не надо. И тут «слегка» трещенки идут. Норм строители?
3. А вот родители живут в новострое, всего лишь горизонтальная проводка отопления + качесвтенное строительство. И счет за их отопление в квартире в 2 раза больше моей по площади, в 1,5 раза ниже по цене. Приходишь в гости, батареи еле теплые, а в квартире тепло.
А так ворюги капиталисты конечно. А совок моща!!!
2) свайные фундаменты практически везде были с 1960ых, и не надо путать свайный фундамент и глубокий свайный фундамент, который скопировали с развитых стран, который в тех же штатах появился в начале 80ых.
3) нужно чутко чувствовать разницу времени, иначе странно что бы на капиталистической лошадке не катаетесь в карете, а предпочитаете машину. И у вас, правда, есть опыт жизни и строительства за рубежом? Вот в той же Финляндии, очень бодрые хрущёвки: https://www.youtube.com/watch?v=ubLZO3Gs-Zg
Построены еще при совке, из совковых материалов… единственное что- фины себя больше любят, потому если написано что трубы можно использовать 30 лет- столько и используют и меняются их. Ваша новостройка через 50 лет, хорошо если не завалится, про трубы и прочие молчу, ибо в многих новостройках очень экономят на стройматериалах и работе.