В условиях кризиса многие украинские компании вынуждены «замораживать» свою деятельность. Как оплачивать работу руководителя (директора) в условиях, когда предприятие приостановило свою деятельность, счета закрыты и финансирование отсутствует? Каким образом оформить взаимоотношения с директором? Возможно, ли минимизировать расходы на оплату труда директора? «Минфин» рассмотрел несколько вариантов.
На предприятии остался один директор. Начислять ли ему зарплату
Директор является учредителем предприятия
Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы согласно уставу предприятия или другим учредительным документам (ч. 2 ст. 65 ХКУ).
То есть учредитель может управлять предприятием самостоятельно либо через наемного работника.
Если же учредитель будет исполнять некоторые функции по управлению предприятием, не занимая должность директора, то, соответственно, заработную плату начислять, а соответственно и выплачивать ему не нужно. При этом такой нюанс должен быть предусмотрен в уставе или другом учредительном документе.
Для того, чтобы учредитель выполнял функции руководителя, необходимо:
• возложить исполнение обязанностей руководителя на одного из учредителей, указав это в протоколе общего собрания учредителей (либо в решении собственника, если такой учредитель один). В решении следует четко прописать, что такие обязанности возлагаются на учредителя временно и он не становится директором, а только получает право совершать действия от имени юридического лица без доверенности.
• о полномочиях учредителя исполнять обязанности директора необходимо также уведомить:
1) Госрегистратора – подать Заявление о государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащимся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований; и
2) фискалов – внести изменения в Справку о постановке на учет плательщика налогов. Форма № 4-ОПП.
Таким образом, возложение на учредителя обязанностей директора возможно на основании ч. 2 ст. 65 ХКУ, в соответствии с которой собственник предприятия может реализовать свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами. Оформляется возложение обязанностей протоколом общего собрания (или решением учредителя).
Директор – наемный работник
Если же учредитель решает занять кресло директора, то на него будут распространяться нормы трудового законодательства, в частности и обязанность начисления и выплаты заработной платы.
Так, если работник, одновременно являющийся собственником, выполнял определенную работу на условиях трудового договора, заключенного согласно требованиям ст. ст. 21, 24 КЗоТ, то ему начисляется и выплачивается заработная плата (в соответствии с трудовым договором (контрактом)), размер которой не может быть меньше минимального, установленного законодательством.
При этом трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату (ч. 1 ст. 21 КЗоТ).
При этом наемному работнику не может выплачиваться зарплата ниже минимального размера (ст. 95 КЗоТ, ст. 3 Закона о труде). Соответственно, директору предприятия также необходимо выплачивать зарплату, причем не меньше размера минимальной заработной платы (далее – МЗП). Напомним, в 2017 году такой размер составляет 3200 грн. Отказаться от заработной платы директор не может, поскольку этот факт будет рассматриваться как нарушение законодательства о труде.
То есть избежать начисления и выплаты зарплаты, а также уплаты налогов (удержания: НДФЛ – 18 %, военный сбор – 1,5 %; и начисления «сверху» ЕСВ – 22 %) в таком случае не получится.
В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, условия увольнения его с должности, прочие условия найма по согласованию сторон (ч. 4 ст. 65 ХКУ).
Минимизации расходов на оплату труда директора
В целях минимизации расходов на оплату труда директора ему можно установить режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неделя). В таком случае заработную плату необходимо выплачивать за фактически отработанное время, а следовательно она может быть меньше МЗП.
Но не забывайте при этом с начисленной и выплаченной директору заработной платы уплатить НДФЛ, военный сбор и начислить ЕСВ. Кроме того, за уплаченные суммы налогов необходимо отчитаться, представив налоговый расчет по ф. № 1ДФ и Отчет по ЕСВ.
Ирина Петрусенко
Коментарі