Операторы мобильной связи готовятся поконкурировать с банками в предоставлении финансовых услуг населению. «Обкатанная» ими схема работает просто: оператор выпускает электронную валюту на определенную сумму и подкрепляет ее реальными деньгами на трастовом счете в банке. Далее эта валюта продается агентам, которые распространяют ее в массы.
Когда мобильные операторы заменят банки
Преимуществ у такой схемы много. Количество абонентов в разы больше, чем банковских клиентов. Не нужно тратить деньги на открытие отделений, что может быть затратно, особенно в глубокой сельской местности. О перспективах развития подобного бизнеса в Украине шла речь на конференции, организованной в рамках проекта USAID «Трансформация финансового сектора». «Минфин» послушал и выбрал самое интересное.
Что происходит в мире
Объем транзакций при помощи электронных денег в мире стремительно растет. Если в 2006 году их сумма составляла всего $96 000, то в прошлом году показатель вырос до $22 млрд. При этом за 10 лет объем ни разу не сократился.
По данным GSMA
Количество клиентов также постоянно увеличивается. К 2016 году активных пользователей мобильными деньгами было 173 млн, десятилетие назад — всего 581 000 человек. Большая часть активных пользователей приходится на два региона: Африку и Южную Азию. Здесь сконцентрировано 140 млн активных счетов.
По данным GSMA
Сеть агентов - главных распространителей мобильных денег — развивалась вместе с клиентами и объемом транзакций. Если в 2006 году активных агентов было всего 12 008, то к 2016 их количество превысило два миллиона. Как и в ситуации с клиентами, большинство активных агентов находятся в Африке и Южной Азии. Тут сконцентрировано 78% от общего количества активных агентов.
По данным GSMA
Количество операторов, работающих с мобильными деньгами, за 10 лет выросло в 40 раз и достигло 277 в 2016 году.
История успеха
Эксперт по электронным финансам проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Джордан Вайнсток утверждает, что мобильные деньги значительно удешевляют расходы на открытие и обслуживание счета, делают финансовые услуги более доступными для клиентов, а управлять ими можно круглосуточно в любой день года. В подтверждение своих слов Вайнсток приводит пример Кении, где мобильные деньги получили широкую популярность и даже изменили структуру экономики.
В 2017 году в этой стране не было ни одного активного пользователя мобильными деньгами. Сейчас их насчитывается 22 млн. В Кении это сработало по простой причине: практически каждый житель страны имеет родственника, работающего в столице Найроби. И почти каждый имеет родственника в сельской местности. До появления мобильных денег, жители Найроби передавали деньги в село с помощью водителей матату (аналог украинских маршруток).
Иногда деньги доходили в полном объеме, иногда - только их часть. Бывали случаи, когда они вообще не попадали к конечному адресату. После появления мобильных денег все стало куда проще: житель Найроби находит агента, с его помощью пополняет свой мобильный кошелек и пересылает деньги в село. Получатель денег, в свою очередь, находит агента в своем населенном пункте и обменивает электронные деньги на настоящую наличку.
Фото: ларек агента мобильного оператора M-Pesa и Кении
Агентам необязательно иметь респектабельный офис. В основном это обычный небольшой ларек.
Банковская система Кении - еще одна причина успеха мобильных денег. Когда мобильные деньги только зарождались в стране, в банковской системе было много проблем, а недоверие к ней было огромным. Более того, на руку мобильным деньгам сыграла простота: при регистрации не было сложностей, виртуальный кошелек работал на любом телефоне, а не только на смартфоне, при этом оператор взимал небольшие комиссии.
Суровая реальность
В НБУ не разделяют оптимизма по поводу стремительного развития мобильных денег в Украине.
Замдиректора департамента платежных систем и инновационного развития НБУ Наталия Лапко утверждает, что Нацбанк уже давно поднимал вопрос о мобильных деньгах. Изучив этот вопрос, регулятор говорил с украинскими операторами, но законодательство построено таким образом, что финансовые услуги в Украине могут предоставлять только финансовые учреждения. НБУ даже обращался в комитет Верховной Рады, чтобы депутаты подготовили законодательные основания для легализации деятельности операторов в этой области.
Более того, сами операторы не сильно заинтересованы в этом. НБУ пошел им навстречу и недавно разрешил эмиссию электронных денег небанковским финансовым учреждениям. Это должно легализировать их выпуск, в том числе, мобильными операторами. Однако они этой возможностью не воспользовались.
Но во всем мире, где существуют мобильные деньги, регуляторы пришли к выводу, что ими должны заниматься финансовые учреждения. Иначе нивелируется ответственность оператора за финансовые функции, которые ему несвойственны.
Мнения участников
«Минфин» поинтересовался у трех крупнейших украинских мобильных операторов – Киевстар, Lifecell и Vodafone - их видением проблемы. Первые две компании отреагировали на наш вопрос, последний – нет. У Киевстара сейчас около 26 млн абонентов, у Lifecell – 8,9 млн. Хотя обе эти компании начинают осваивать рынок финансовых услуг говорить о полноценных мобильных деньгах еще рано.
Киевстар предлагает своим абонентам подобную услугу, она даже называется «мобильные деньги». В ее рамках, абонент предоплаченной связи может оплатить товары или услугу из определенного ассортимента при помощи своего мобильного счета. Но оператор для этих целей не проводит эмиссию электронной валюты.
Начальник отдела управления и развития услуг мобильной коммерции Киевстар Леся Запорожец утверждает, что ее компания внимательно изучает мировой опыт услуг мобильно-финансовой коммерции (MFC). По ее данным, этот рынок в данный момент растет на 10% каждый год и составляет 1/3 от всей отрасли е-коммерц. К 2020 году глобальный оборот денег в услугах MFC вырастет до $750 млрд. Украина в этой области не исключение.
Из преград для развития, Запорожец выделила законодательную базу. Когда она создавалась, MFC еще не существовало, как продукта. Полноценно бизнес сможет осваивать эту сферу только после того, как власти доработают законодательные и регуляторные условия. Также компания ожидает от НБУ методологической поддержки и участия.
Еще один пример проникновения Киевстар в финансовую сферу: в прошлом году компания, через свою «дочку» СтарМани, получила лицензию НБУ на предоставление финансовых услуг. Эта лицензия позволяет Киевстар осуществлять денежные переводы, получать платежи в пользу третьих лиц, а также использовать терминалы для приема платежей.
Lifecell также также не стоит в стороне. В начале 2017 года компания запустила сервис P2P-переводов. По утверждению пресс-службы, это был первый шаг в осваивании компанией сферы финансовых услуг. Останавливаться на этом она не собирается.
Алексей Рябуха
Коментарі - 1
Apple показала как в новой IOS можно использовать P2P переводы через месенджер