Исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук в своей колонке на НВ написал, почему дорожает доллар и когда курс достигнет 30 грн/$ . «Минфин» выбрал главное.
Что происходит с курсом доллара
Если мы посмотрим на статистику платежного баланса Украины, то ничего страшного там не увидим. На протяжении октября-ноября дефицит сокращался и был ниже, чем ожидалось. Прибывала валютная выручка, на рынке металлов была благоприятная конъюнктура, наблюдался всплеск прибыли от аграрной продукции. Не думаю, что в декабре-январе ситуация кардинально изменилась.
То есть, по фундаментальным факторам причин для рывка доллара нет. Из этого можно сделать вывод, что сегодня мы наблюдаем временный всплеск. Чем это обусловлено?
Во-первых, ситуация с ПриватБанком. Сама по себе национализация крупнейшего банка страны является серьезным психологическим фактором. Во-вторых, в декабре у государственного бюджета были очень большие расходы – традиционная для Минфина практика, хотя с этим нужно что-то делать. Под конец года в бюджете накапливаются некие средства, и Минфин их выбрасывает в экономику, разбрасывая по счетам получателей. В-третьих, проведены докапитализация ПриватБанка и авансовые пенсионные выплаты. Это дополнительные вбрасывания гривны в систему, которые, на мой взгляд, и привели к росту курса доллара. Если в экономике появляются лишние сто миллиардов гривен, они где-нибудь «вылезут». Например, вырастет спрос на импорт и усилится девальвация.
По нашим прогнозам, гривня и должна была стоить в диапазоне 27-28 грн за доллар. К этому вели фундаментальные факторы. Когда была оглашена национализация ПриватБанка, я ожидал курс на уровне 30-35 грн за доллар. Этого не произошло. Колебания есть, но не очень страшные, по моему мнению. Через несколько недель вброшенная в экономику гривневая масса усвоится, выйдет статистика по торговому балансу и, возможно, МВФ примет решение о передаче следующего транша. После этого ситуация с долларом должна успокоиться.
В бюджете на 2017 год заложен средний курс на уровне 27,2 грн за доллар. Мы прогнозируем, что к концу следующего года доллар будет стоить примерно 30 гривен. Причиной тому – постоянный рост торгового дефицита. Но среднестатистический курс в течение года, по нашим подсчетам, составит немногим более 28 грн за доллар.
Коментарі - 109
КоличествоВалюты1 = Курс * КоличествоВалюты2
Все что отличается от указанной формулы как раз спекуляции или «регуляция», если предыдущий курс был равновесным. Если КоличествоВалюты2 (гривна) увеличивается, то равновесный курс линейно изменяется на размер эмиссии.
Собственно НБУ может «регуляцией» загнать часть гривны блокируя ее превращение в доллары. Но так можно сделать только с безналичной гривной и не выпуская безналичную в наличную.
Хотите я вам подскажу как это сделать, чтобы выйти на ваши показатели? ЗАМОРОЗИТЬ ВКЛАДЫ ПРИВАТА
Вот тогда получится, что вы пишите.
На счет «заморозить вклады привата» — это будет, мало того будет и ограничение по снятию денег и в Ощаде, но только не в этом году.
Как говориться, время покажет.
Что нам стоит дом построить… нарисуем низкие % ставки и будем ждать оленей с деньгами. Только не все олени идиоты. Купить валюту по 30 оказалось выгоднее, чем пристроить гривну под 16%.
Национализация Привата наоборот должна была укрепить гривну, поскольку десятки тысяч предприятий и ФОП избежали дефолта, а уровень доверия к действиям власти вырос (по крайней мере не уменьшился, как было бы если бы Приват упал).
годовой инфляции… Боком теперь как видим брехня вылазит… Если сам МВФ уровень указал оной обозначив в 15.1%. Далее… Не забываем о новых «пятидесятитысячниках»… Это ж пилять додуматься надо было ограничить потребление такой смехотворной суммой… Кто планировал покупки- само собой после этой новости «чешет репу»… Решит- пересидеть пока и посмотреть чем сия котовасия закончится… А пока свободный гривон -дабы не гулял можно и в доллар вбить… Ну и «Приват» само собой подкидывает дров в топку… Вернее уже не сам факт «национализации» а то- как комсомолец Шлапак ведёт в том «госбанке» дела… Уже рейтинговые агенства присвоили рейтинги «манагерству привата » выборочный дефолт" «Комсомолец и рыночные отношения- это ж таки СИЛА»
Это и есть уровень жизни.
Катастрофическое падение, это Новый год: с картошкой и селедкой, кусочком вареной курицы, бутылкой водки и домашними соленьями +одна бутылка шампанского на 10 человек.
И есть «ростки» оптимизма:
1. Зачищенная банковская система(процентов на 90 уже). Есть перспективы роста кредитования бизнеса в периоде 1-3 года.
2. Народ утепляется и бизнес тоже, экономит энергоносители и ставит счётчики (Экономия газа и тепла — меньше валюты платить за газ).
Дальше посмотрим…
Есть кое-какие перспективы инвестиций…
Не удивлюсь если ниже он напишет, что все вы лохи, надо работать, а не пальцы на форумах чесать. У меня был такой знакомый, тоже всем рассказывал как правильно работать и жить (пока папа тырил деньги из бюджета).
1. Не катастрофически.
2. Мы не могли этого избежать, т.к. до 2014 вообще никто «ни хрена» не делал.
3. Есть ПЕРСПЕКТИВА роста. Т.е. есть шансы, что будет лучше.
А если Вам не нравится бензин по 22 то продайте машину и ездите на общественном транспорте, в развитых странах обеспеченные люди этим не гнушаются.
Что по-вашему, нужно сделать 10 млн трудоспособным безработным (это официальная цифра озвученная министром соц.политики), чтобы заработать зарплату на уровне прожиточного минимума (чтение ваших сказок в качестве антикризисной программы — не предлагать).
Покажите мне 10 млн вакансий или другой источник финансирования жизни безработных в Украине.
Я Вам об экономике:
— причины;
— следствия;
— возможности;
А Вы: «У соседа Васи коровник сгорел».
Жирок, он используется, не на это»
Это в нем отражены причины, следствия и возможности? Или вы свои тексты не анализируете?
На машину обычно копят годами, это и есть классический «жирок». На машине иногда ездить дешевле, чем на общественном транспорте (если семья из 4х человек живёт в пригороде, посчитайте 8 поездок туда-сюда на маршрутке в день). И не надо ляля, что все от хорошей жизни резко бросились покупать машины.
Но читаю только одно: «довели іроди народ до зубожіння».
Когда чиновники говорят «безработица, безработица», то непонятно кто же с ней должен бороться. Бизнес? МВФ? Инвестор? Но у них другой тренд — распродать всё что можно и наполнить деньгами бюджет, из которого заплатить пенсии, субсидии и другие пособия.
Ага… только в развитых странах припоминаю троллейбус с кондиционером(!) и не меньше чем м2 на человека места, я за салон вообще молчу.
Потом смотрю на наш, забитый как селедкой консервы и думаю что уже лет 10 у себя в городе не садился в троллейбус, надо как то для прикола попробовать.
И готов платить за соляру и 30грн дабы не делать это удовольствие ежедневным.
Кстати, кроме «дальнего зарубежья» в соседнедней Беларуси тоже троллейбусы очень даже ничего.
Только проезд в Минске стоил 0,5долл в 2015г.
-Для начала открыть ВОРК ЮА и поискать работу. У меня в провинциальном городе (за Киев не знаю) просто ПАРАДОКС…
В Привате постоянно не хватает кассиров… На Новой Почте постоянно не хватает грузчиков и операторов… В супермаркетах постоянно объявления «требуются»… Американский завод с з/п сезонному сортировщику 5000грн/мес не может их набрать, линия не догружена, как и экспедиторов… Нам не хватает комплектовщиков, операторов… В рекламном что нас обслуживает не хватает дизайнеров… и т.д…
Объявления о работе уже в ЛИФТЕ вешают???!!!
И куча безработных. Так может господам безработным хватит уже искать 5вых в неделю и тыс долл зарплаты? При этом получать пособия от отчисления работающих предприятий?
Я бы пособия по безработице сидя дома-- отменил. Право отказываться от вакансии предложенной службой занятости 3 раза-- тоже отменил. Для получения пособия-- иди на пол дня крась бордюры и убирай обочины. Вторые пол дня ищи работу.
И уверяю, безработных станет намного меньше.
https://www.work.ua/
Вот прокомментируйте мне очереди в строительном супермаркете (из нищающего населения), они же мне не приснились? :) Не на строй рыночке где все дешевле, а в эпицентре!
А вот парковка авто стоит от 1евро/час до 2-3евро/час. И поэтому ездить на общественном транспорте в центральной части городов, выгодней на общественном транспорте.
Но если нужно выехать за пределы центра и не одному, а семьей, то выгоднее ехать на авто, так как исходя из среднего расхода топлива получается около 0,8-1,0 евро на / 10 км.
Я специально привел стоимость проезда соседней Беларуси, т.к. равняться на Германию нам как то нелепо и недостижимо…
А для тех кому дорого 22грн/литр советую посмотреть на машины на дороге обычного города.
-Какой % из них стоят более млн грн?
-Какой процент внедорожников по городу? И не уазики. Не я не спорю-просторно, удобно, хороший обзор…
Для сведения маленькая машина двигатель 1,2л ест 6л/100км, а паркетник по городу 2,5л турбодизель 10л/100км.
Почти в два раза, верно? Если я езджу на паркетнике- значит могу и хочу заплатить за топливо в два раза больше… Верно?
А теперь сами посмотрите на улице сколько «нищающих» украинцев ездят на джипах-паркетниках?
Вот как то так. Хотя сам иногда не понимаю…
(А ведь так и надо, города-то планировались еще в СССР).
Жирок, он используется, не на это.
Может кто в государственных монополиях работает или на бюджетных потоках сидит тем полегче.
Во-первых эффективно или нет нужно сравнивать с другой страной или другим временем?
Во-вторых: «все мои знакомые бизнесмены» — это не о чём, потому что я на это скажу следующее «все бизнеса, которые я знаю не закрылись и нормально работают (кстати это правда)». Какую долю занимают Ваши и мои знакомые в экономике? Неизвестно.
http://ukraine-elections.com.ua/socopros/parlamentskie_vybory
Да потому, что реформы — это не когда деньги раздают, а когда больнее делают сейчас, чтобы легче стало потом, а народ у нас ка 5-ти летний ребенок, который злится на доктора, который болезненный укол делает.
То что Вы пишете, нудно писать по другому, а именно:
Из сложившейся ситуации на такую-то дату, с такими-то параметрами, можно было сделать то-то, то-то и вот то-то, но они сделали то-то и то-то, что из-за тог-то и того-то привело к тому-то и тому-то, а если бы сделали так-то и так-то, то было бы намного лучше, а именно вот-так.
Готовы заменить выделенные жирным на факты и рассуждения и доказать свои мысли? Уверен нет.
По текущей? Нужно было просто обанкротить Приват и ввести заморозку вкладов с выдачей процентов. Это и произойдет когда все дойдут до ручки весной.
С самого начала? Нужно было не затевать вообще торговые войны и просто войны. И решать все это переговорами. Что собственно и произойдет опять же весной.
1. Обанкротить и заморозить? Ок. А если народ побежит в панике снимать по всем банкам? Заморозим банковскую систему? Это лучше? Ваши аргументы?
2. Мы не являемся зачинщиком этих войн.
Зачинщик не готов их прекращать. Так что мимо.
Неужели судьи — это Порошенко?
Про зачиньщиков там войн и прочих конфликтов это глупости там списывать на одну сторону конфликта. Военное решение конфликта или торговые санкции это последняя ступень конфликта, который был давно и требовал сделки. Не смог заключить — получил последствия.
Невозможно взять и просто снять судью.
Система такова, но ее создал никак не Порошенко с Яценюком.
2. Бла-бла-бла… Хрень собачья. В 1939, 1940, 1941 году может тоже с Гитлером договариваться надо было?
Как по-вашему?
Мало того, что он смог модернизировать разрушенную промышленность, преодолел безработицу, модернизировал армию. В то время когда основная боевая единица европейских стран оставалась конница, армия Гитлера воевала на уже танках и прочей самоходной технике.
При этом от нищего СССР Гитлер получал составы с сырьём и продовольствием, а от Англии и США — технологии и молчаливое невмешательство.
Я не оправдываю Гитлера, но большинство его «успехов» были именно политические, а не военные.
Невозможно взять и просто снять судью.
Система такова, но ее создал никак не Порошенко с Яценюком.»
Ну так я про що говорю. Влада не займається реформами, все стоїть на місці, ніхто нічого міняти не хоче, і наслідком цього буде потужний соціальний вибух.
В целом безусловно прибыль в долларах далеко не та и моржа в долл на внутреннем рынке так-же упала. Риски выросли, налоги больше, кто работал на рашку развернулись на внутр рынок и усилили конкуренцию. Внутр спрос падает… И т.д… и т.п…
Соглашусь, негатива много… но не прям уж все позакрывались.
НО я не говорю что прям все закрылись. Большинство работает. :)
Но поводов веселиться сравнивая 2011-2013 и 2014-2016 тоже как то нет.
Злятся т.к. НБУ позакрывало 80+ банков, и кричит про нормативы шатнуло доллар и т.д…
А при этом заказывает себе такси в прозоро по договору за 360грн/км(!)
https://www.facebook.com/dubinskyi/posts/1283702181681337
Потому что Платине дают 2 года работать, потом дают рефинанс(!) снимают проблемность и через 2 недели ВА.
Потому что сумму из декларации Гонтаревой невозможно(!!!) перевести в долл за год. А в последней декларации доллары. А гражданам нельзя. И т.д…
Потому что на 100м центральной улицы по 3 игровых зала. и т.д…
А по тв бла-бла потерпите, подождите, боремся. и т.п. А пока заплатите коммуналку. Он у меня очень хорошо утеплен. Нет я то заплачу, но не совсем понимаю как молодая семья снимая квартиру платит. Или вернемся к коммуналкам?
И вот Вам несколько примеров:
1. Вот допустим пришли Вы наводить порядок в ОГА, а оказалось, что там работает куча старых бюрократов. Вы их увольнять, а они «на больничку». Вы новых набирать, а з/п там 2 000. Вы премии 800% — Вас за эти премии распинают журналисты, «оппозиция», общественность.
2. Вы пришли в НБУ наводить порядок, оказалось, что 50% банковской системы по кол-ву «зомби и пылесосы», а по объему 70%. Вы их закрывать, Вам « *** убиваешь банковскую систему», Вы им «рефинанс» — Вам «украли, курс раскачали». Вы новый персонал набирать, чтобы следили за банками, а там та же проблема с з/п.
3. Вы приходите в космическую отрасль, а там на крупнейшем предприятии вор сидит. Вы его убрать, а там реально — воровство, а документами обложился, используя все дырки в нормативке, что ничего не пришьёшь + протесты «коллектива», письма «во все инстанции».
Вопросов масса. Проблем тоже. Прежде чем критиковать всегда предлагаю сравнивать и если критиковать, то точечно и параллельно выдвигая, чёткие, понятные, выполнимые, конкретные альтернативы.
-не могу удержаться от сарказма…
Вы тоже на такси ездите по 360грн/км при этом не получая никаких откатов?
И рассказываете что остальные должны быть кристально честными?
Надо одни правила для всех. Пусть НБУ не ворует и вводит нормативы честности для банков.
Я прочитал этот пост Дубинского. Он «яйца выеденного не стоит» — 0;
Тупо тех. ошибка в предложении. Но его выложили, «с манипулировали» Вами, а Вы разгоняете это по сетям.
Поздравляю: Вами воспользовались.
Никаких 350 за км нет!
Банкиры «стырили» сотни миллиардов, через инсайд, а Вы читаете «липовую зраду» про 350 грн за км и теперь Вам эти банкиры не так уж и виноваты.
Причём инфа идёт, от человека, который работает на собственника одного из банков, конкретно — Привата.
«Супер».
Вот скрин «несуществующего» тендера.
https://www.facebook.com/dubinskyi/posts/1282739655110923
Если он нарисован в фотошопе, то почему начало оправдываться «Август-Групп»?
И что это за такая единица измерений «стоимость условного километра»? ВЫ САМИ ПОСМОТРИТЕ как эту стоимость получили? (!)Сложив все услуги в прайсе (простой час+проезд днем+проезд ночью...).
Т.е. для тендера приняли что каждый киллометр поездки нацбанка стоит как проезд 1км днем+1км ночью+1 час простоя+… Итого с НБУ 350грн/км.
И один участник тендера!
Бред? Нет… это тендер НБУ с одним участником.
Вы правы, банкиры не так уж и виноваты. Пока так нагло тырит власть- не будет честных бизнесов и граждан. Нет никакой справедливости в честности для избранных.
Это как минимум.
А формально, Вы правы- то что тырят все повально не есть оправдание конкретному проворовавшемуся.
Фирма «Август Груп» выиграла тендер на услуги такси — не имея на это лицензии!
То есть, эта заявка даже не могла рассматриваться Департаментом обеспечения деятельности НБУ.
Но даже это грубое нарушение закона (без лицензии нельзя такие услуги предоставлять) — не помешало чиновникам принять предложение «Августа».
От себя. Прогуглил: «Лицензия на такси в Украине называется «Лицензией на право предоставления услуг перевозок на такси» и выдается в Глававтотрансинспекции (ГАТИ) – органе МинТранс и Связи.»
Потому что рынок тупо в черноте.
По-гуглите…
И если бы газ был уже закачан в ПГХ то было бы спокойнее т.к. деньги на ежедневные покупки нужно постоянно где-то брать. А население сильно приостановило оплату квитанций. Об этом говорит статистика — в ноябре неплатежи по ЖКХ выросли сразу на 23% от общей суммы.
Все эти разговоры о том, что потреблять стали меньше, про эффективность и т.д — болтовня. Потреблять стали меньше на 3% от всего объема и то «благодаря» снижению потребностей промышленности. Так что все результаты — это просто по-другому посчитанные те же цифры.
Сколько бы валюты сэкономило перевод экономики с газа и нефтепродуктов на электричество, выработка которого значительно меньше зависит от импорта.
Электричества хватает впритык. Перевод на эл-во будет означать снова зависимость от импорта, только уже в электричестве. Да и инфраструктуру нужно полностью отстраивать т.к. существующие хабы не выдержат возросшей мощности. На какие шиши это всё перестраивать? Давайте пару цифр: дыра привата — 20% от годового бюджета страны (власти повесили её себе на шею), Дыра пенсионного фонда так же 20% от бюджета всей страны. Оборонка 130 млрд — это примерно 18% от годового бюджета страны. На стипендии студентам 1% от годового бюджета страны… Остальные 40% в себя включают здравоохранение, всю бюджетную сферу, всю инфраструктуру, спорт, образование… и воровство чиновников. Это мы ещё не вспоминали о том, что 5 миллиардов долларов (20% от бюджета) надо будет по долгам выплатить в 2017 (где-то здесь на минфине были подсчёты). И ещё послезавтра суд по долгу РФ 3 млрд. МВФ на их стороне — полюбому отсудят. А если даже и не отсудят, а реструктурируют и вычтут 20%, то ну не 3 миллиарда, а 2,5 (а это 10% от бюджета страны) отдавать придётся — кому от этого лучше? Итого мы трат и расходов насчитали примерно на 130% от годового бюджета… Не на что даже подстанции построить, не говоря уже о новых электростанциях!
Дыру Привата закрыли ОВГЗ далеко не факт которую часть надо будет обналичивать и не факт что из бюджета (их можно продать другим банкам, пусть даже по телефонному праву и пусть получают % ниже девальвации...).
И т.д… у Вас много «перекручено» совсем в сторон негатива.
Мне странно прочитать «электричества хватает впритык».
А то, что 3 млрд для РФ придётся платить не скоро, так тут разницы нет. Придётся платить и никто в этом не сомневается — сейчас речь лишь об уменьшении суммы и отодвигании срока, чтобы это головная боль была не у нынешней власти, а у следующей. Получится уменьшить до 2,5? Ну хорошо. Только особой разницы между 2,5 и 3 млрд нет уже. Это в любом случае огромная нагрузка и на ЗВР и на бюджет.
По электричеству — не буду переубеждать. У каждого своя информация. Я своей поделился. Дельта переизбытка образовалась из за снижения пром потребления. В 15 году был период, когда электричество приходилось импортировать http://hubs.ua/wp-content/uploads/2016/03/import_5_s.jpg
Тут с другого начинать надо…
Но общая мысль была глубже, электроэнергию можно черпать из многих источников — ветер, тепло, свет, уголь, торф, отходы нефтепродуктов, гидро и т.д. А у газа всего 2 источника — собственная добыча и импорт. Дальше. Газовая транспортировка стоит в десятки раз дороже (потери больше, оборудование дороже), чем передача электроэнергии. В быту электричество безопаснее: против короткого замыкания проводки можно поставить серьёзную защиту, против утечки газа защита был и остаётся только нос (вовремя обнаруживший утечку).
Перспективы по электричеству намного лучше, поэтому в среднесрочной перспективе надо на него делать ставку в государственном масштабе. С вводом Россией в эксплуатацию новых веток газопровода, украинская труба станет никому не нужна, и себестоимость транспортировки (и хранения) газа для населения и местной промышленности снова вырастет.
Единственный выход — покупать. Т.е. если при покупках эл-ва будет выгоднее его использовать, чем газ, то со временем можно перевести и всю инфраструктуру. Только почему-то во всей европе все такие дураки, что до сих пор этого никто не сделал… Почему?
А по эл-ву «впритык» вы же сами приводите доводы, что при плановом ремонте АЭС уже приходится импортировать эл-во.
Предприятия перевести на электричество проблематично, а домохозяйства — без проблем. Достаточно подрихтовать тарифы, чтобы заставить население потреблять ночью.
Согласны вы или нет, дефакто ночное электричество в избытке, почему им не отапливать вместо дорогого газа? Потому что 1.в тарифах на газ сидит сверх прибыль некоторых олигархов 2. ночной тариф (50% от дневного) всё равно завышен, поэтому экономия получается не очень существенная. 3. Стоимость двухтарифного счётчика отпугивающе неадекватна, видимо чтобы на ночной тариф не переходили. Энергогенерирующие компании в этом не заинтересованы.
1. В любом случае суммарное КПД процессов: топливо в электричество, передача, э/э в тепло ниже чем топливо в тепло.
2. Переход на э/э требует масштабных инвестиций в инфраструктуру передачи в том числе и в самих домах.
3. Из-за относительной дешевизны урана выгодна только атомка и более ничего.
4. Ночное то хорошо, но не в быту (мыться, стирать, гладить после 23 выгодно), но много э/э в любом случае используется с 19 по 22 (пришёл с работы, включил освещение). Вообще, кто считал что больше влияет на потребление стиралки, утюги или освещение и на сколько.
Больше всего потребляют (по убыванию) 1. Электрокотёл 2. Кондиционер 3. Бойлер 4. Насос газового котла (если газовое отопление включено) 5. Холодильник 6. Мультиварка
умножьте эту задолженность на общеукраинский масштаб.
Ума поднять тарифы до «экономически обоснованных» — много не надо, а ума предложить населению альтернативу явно не хватает.
К примеру, ночное электричество потребителям фактически не нужно, но ядерные реакторы не остановишь на ночь. Почему бы не субсидировать установку двухтарифных счётчиков и электрокотлов? Возможно это было бы дешевле, чем выбивать ярд долгов (которые выбивать никто не будет, продадут коллекторам за 15% от номинала, а убытки включат в новый тариф, который не за горами).
В экономике чудес не бывает, экономические проблемы будут постепенно перекладывать на плечи платежеспособного населения, и так без конца по кругу (пока гром не грянет). Потом свалимся либо в галлопирующую инфляцию, либо диктатуру и персональные экономические ограничения. Либо и то и другое вместе.
1. Объемы.
2. Отрасли. (Например пищевикам на экспорт выйти сложнее).
Я просто не знаю, что у нас малый бизнес такого производит, что будет интересно на экспорт.
Я может ошибаюсь, но мне всегда казалось, что малый бизнес — это или:
1. Торговля.
2. Перевозки.
3. Пищевики.
4. Плюс сборка (например окон) из импортных комплектующих (где 50-70% от реальной стоимости именно в этих комплектующих).
Может я не знаю конечно. Даже интересно было бы.
Комментарии куда содержательнее.