Валютная либерализация на подходе. Банковская система почти перезагружена. На очереди — оффшоры. Об этом глава НБУ Валерия Гонтарева рассказала в интервью изданию «Новое время». «Минфин» выбрал ключевые тезисы.
Ключевые тезисы интервью Валерии Гонтаревой
Реформа банковской системы
Первый этап (чистку банковской системы — «Минфин») мы практически завершили. Сейчас идет перезагрузка. Банки, которые подписали программу рекапитализации, должны выполнить свои обязательства за три года. И первый этап перезагрузки мы уже прошли.
Прежде всего, программа рассчитана на 40 банков, которые представляют 96% банковской системы. Хочу сказать, что из первой двадцатки — четыре банка вообще не требовали рекапитализации. Поэтому они могут начинать кредитовать прямо сейчас. Следующие пять банков уже выполнили свои обязательства полностью. А остальные идут по трехлетнему плану. В принципе в банковском секторе уже созданы условия для реального роста, но не все зависит от Нацбанка.
Кредитование
Необходима перезагрузка судебной и правоохранительных систем, потому что без этого кредиторы не могут вернуть деньги. Ведь вносить дополнительный капитал банкам как раз и пришлось из-за того, что суды позволяли недобросовестным заемщикам не возвращать занятые средства.
Но это только одна сторона медали. Еще одна проблема в том, что сейчас сложно найти крупную компанию в хорошем финансовом состоянии, которой можно выдать кредит. У многих задолженность в десятки раз превышает операционную прибыль. Банки должны реструктуризировать эту задолженность. Мы помогли им разработать трехлетнюю программу рекапитализации. Теперь они должны помочь клиентам, которым они собираются в дальнейшем выдавать деньги.
Валютная либерализация
План валютной либерализации разработан. И его выполнение подразумевает наличие определенных макроэкономических условий. Надо понимать, что разрешив недавно репатриацию дивидендов, мы за июнь-сентябрь создали на рынке дополнительный спрос на покупку валюты в размере около $330 млн. И ожидаем, что до конца года он достигнет $500 млн. Поэтому мы все делаем осторожно. Финансовая стабильность для нас является приоритетом.
Глубокая либерализация пройдет следующим образом. Сначала мы будем стараться полностью снять ограничения с экспортно-импортных операций и прямых иностранных инвестиций. После этого – с потоков долгосрочного капитала и с работы межбанковского валютного рынка. Затем уже – для портфельных инвестиций, и, наконец, на финальном этапе будут отменены все препятствия для любых частных лиц и компаний по инвестированию за рубеж.
Офшоры
В 2010 году в США появился акт о борьбе с оффшорами (FATCA), а ЕС вводит в действие свой порядок (BEPS) с начала следующего года. Мы тоже решили идти этим путем и задумали внедрить у нас в стране 10 из 15 принципов BEPS. Речь идет о раскрытии оффшорной собственности, об обмене информацией между налоговыми органами различных стран. Я уже говорила с вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом о технической помощи в этом вопросе. Мы направили в парламент соответствующие законопроекты, но хотим, чтобы их еще оценили европейские специалисты.
Как только эти законопроекты будут приняты, и они реально заработают и у нас будет договоренность о обмене налоговой информацией с большинством стран, мы без проблем разрешим вам открывать счета в любой стране мира и покупать любые активы.
О налоговом регулировании
Валютного регулирования больше не будет, ему на смену придет налоговое регулирование. Мы идем к полной либерализации рынков. Но это потребует как ужесточения ответственности за уклонение от уплаты налогов, так и прозрачного финмониторинга, который позволит отслеживать схемные операции, а также финансирование терроризма, наркоторговли, уход от налогов и коррупцию. Прозрачность — с одной стороны, налоговые обязательства – с другой. При таком подходе валютное регулирование будет ни к чему.
Если мы примем эти акты и эти законы на ближайшей сессии парламента, то мы можем говорить о том, что к имплементации BEPS мы перейдем вместе с Европой. В таком случае первую такую декларацию можно будет подавать в начале следующего года.
Коментарі - 52
Но это старое, да
Или как Вы хотите их создавать? У меня такое впечатление, что мантра «новые рабочие места», почему-то с претензией к государству — это Ваше всё?
Другого нет.
Включите голову — РАБОЧИЕ МЕСТЕ СОЗДАЁТ ЧАСТНЫЙ СЕКТОР, А НЕ ГОСУДАРСТВО, или возврат в коммунизм, но тогда ЗК и мотыга!!!
Также у меня вопрос к модератору (насколько я понимаю это вы – МФ Юрий Аксенов), на сайте есть вообще какие то правила общения?
Правила есть minfin.com.ua/using-rules/
И если Вы не понимаете, что:
— возврат кредитования бизнеса;
— макроэкономическая стабилизация;
— курсовая стабильность;
— валютная либерализация;
а также связанная с ним судебная реформа, и есть, то что стимулирует создание новых рабочих мест, а не какие-то мантры про их создание, то меня в незнании Вам упрекать не за что. Посмотрите на себя.
(Борьба с оффшорами+ либерализация рынка валюты + усиление налогового контроля) В НАШИХ РЕАЛИЯХ и с нашими гарантиями собственности может привести к тому что отечественные крупные собственники убегут.
-офшоры массово используют не только для ухода от налогов, а и для того что бы самому себе одолжить свои же деньги под видом иностранной инвестиции (защита от рейдерства). При запрете этих движений могут и решить уйти вообще из страны, а то власть сменится и заберут.
-что бы облегчить процесс выхода как раз и валютная либерализация подоспела.
-да еще и налоговый контроль усилили, у нас из этого может выйти только налоговый прессинг.
Из офшоров надо деньги заводить назад, там их в 2 раза больше чем весь наш госдолг. Уговорить/настойчиво попросить отечественные ФПГ вернуть их назад и никакие инвесторы и даже МВФ даром не надо будут…
НО им надо давать на эти возвращенные деньги налоговые амнистии и льготы (хоть на первое время), а не налоговый контроль. + гарантировать твердое право собственности, что завтра не заберут…
Хотят перестраховываться через офшорные зоны- пускай, лишь бы вернули сюда деньги и не выводили новые (вот над выводом новых надо жесткий контроль).
То что там осталось, нужно для тех. операций (придеражать валютную выручку например) и никуда не вернётся.
Оценка ежегодных оффшорных потерь Украины… 11-12 млрд долл., что равно объему кредитов, полученных ею от МВФ в рамках двух последних приложений (2014-2015 гг.)…
farwater.net/novosti/ekspert-ezhegodno-ukraina-vyvodit-v-offshory-stolko-zhe-deneg-skolko-poluchaet-v-kredit-ot-mvf/
Об этом сообщает в своей публикации для «Зеркала недели» доктор экономических наук Сергей Кораблин.
…
antikor.com.ua/articles/103560-mehdunarodnye_eksperty_otsenili_skoljko_deneg_iz_ukrainy_mohet_nahoditjsja_v_ofshorah
Заметьте кроме, того, что у нас все олигархи в долгах как в «шелках», не успевают реструктуризировать.
И при этом сотня миллиардов в оффошорах валяется.
Это псевдо экономические исследования.
«от 117 млрд долл. (Global Financial Integrity) до 167 млрд (Tax Justice Network)»…
Не читая оригиналы ничего не скажешь. Надо учесть еще тенезацию и то, что утекают в офшоры не только деньги от экспортных операций (а заработок на внутреннем рынке что нельзя вывести?) и не только как псевдоимпорт выводят деньги. + сколько из репатриации дивидендов пошло туда?
Короче, надо почитать оригинал исследования.
Но я все же уверен, что эти гигантские цифры были получены, каким нибудь оценочным методом типа — «сколько мы продаём через оффшоры или покупаем».
Я сомневаюсь в его достоверности. Очень сильно.
Кстати подумайте о парадоксе, 117-167 млрд. в оффшорах, но банкам в тоже время трудно найти платежеспособного заёмщика, у всех большая долговая нагрузка. Как одно пляшет с другим?
Или кто-то думает, что экономику Украины составляют одни бизнесмены, а в оффшоры деньги выводят другие?
НО когда разрешили ограниченную репатриацию дивидендов? И мгновенно, даже в ограниченной схеме их выплачено и выведено треть миллиарда долларов…
Или экономику составляют одни инвесторы, которые закредитованы и докапитализируют свои филиалы в Украине… а дивиденды начисляют и выводят из страны другие?
И как же это соотнести?
ОТВЕТ: ФПГ Приват одновременно взял рефинанс, закредитован, проводил рестуктуризацию займов и рефинанса… НО 19лярдов грн в офшоры по контрактам на липовый импорт вывести не забыл. Одновременно с нагребанием кредитов и рефинанса. :)
Думаю так и все остальные.
Вопрос как их мотивировать эти деньги вернуть назад? Только простить и дать выгодные условия для инвестирования и гарантии собственности.
Принудить то не получится, а то еще сколько получится выведут и сбегут.
Где то с этой логики верю в эти цифры (+коррупционные миллиарды, или верите в байку что тот же Янукович вложился в межигорье, а остальное реально десятками камазов нал вывозил? :)
вывел деньги
minfin.com.ua/2016/08/08/22999851/
и одновременно закредитовался рефинансом еще с 2013г. Нагуглил таблицу по годам:
antikor.com.ua/articles/111045-privat_gosudarstvennogo_znachenija_chem_riskuet_nbu
Да еще и не желает/рестуктуризирует частные долги
minfin.com.ua/2015/09/08/8813007/
У них как раз всё хорошо в Украине и оффшорами они не пользуются для вывода денег.
Налоги им отменить? А не «оборзели» ли они?
Пацаны, просто доят то что отхватить смогли и у них вообще нет желания вкладывать и Украина как гос-во тут их никак не может стимулировать.
Остается только их простить, взять под контроль (что бы еще не выводили) и снизить им налоги что бы простимулировать вернуть уже выведенное. Еще и гарантии неприкосновенности собственности на уровне закона дать.
ЕСЛИ после этого не вернут, расследовать факты прошлых выводов, накладывать штрафные санкции, конфисковывать активы в Украине…
Пусть или заводят назад, инвестируют и получают прибыль или валят и больше не доят.
Кроме того, а нужны ли Украине инвестиции, которые окупаются только, если отменить налоги и выдать преференции? А как же конкуренция? И почему только им, а не всем?
Это не вариант.
Что в этом плохого?
Неужели нормальна текущая ситуация, когда например банк кредитует 5 предприятий, у которых собственники 5 разных оффшоров, а оказывается, что все 5 оффшоров принадлежат одному собственнику, а он еще и собственник банка?
Не реально пологать что все 10 принципов из 15 связаны с открытием собственников.
«Мы тоже решили идти этим путем и задумали внедрить у нас в стране 10 из 15 принципов BEPS...»
Можно конечно поискать принципы BEPS…
Неужели Вы правда думаете, что сделав компанию типа иностранной через оффшор налоговая или какие либо другие органы сразу не будут мочить?
Или Вы думаете, Ваши права как инвестора резко начнут защищать Британские Виргинские острова или Кипр, а может остров Мен или Каймановы острова?
Наивно, если так…
НО думаю что:
1. прокредитовав сам себя через Кипр, если заберут бизнес, то потребую назад уже как иностранная компания долг и нет варианта инстанциям «закошмарить» компанию-кредитора что бы не бузил и смирился.
Да и смысл «отжимать» если долг по кредиту больше активов, их потом нужно выводить с предприятия и банкротить, а собственник будет брыкаться арестовывая активы от лица своей оффшорной фирмы и требуя возврат кредита.
2. Тут предприятие заберут со всеми активами в т.ч. остатками на счетах…
А выведенные в офшор деньги и не нал и завести если надо можно назад и доступны и легализованы и в безопасности от сограждан, в отличии от Украины.
В Европе нет этих факторов, там офшор только минимизация налогов, а у нас так можно лишить отечественных инвесторов последних реальных гарантий собственности.
Сначала пусть новые создадут.
Тут уже надёжнее в банке кредит взять заложив активы.
Извините, но то что оффшор защита от рейдерства — это очень преувеличено. никакой защиты оффшор не дает.
Но этот аргумент часто используют те, кто использует оффшор для целей уклонения от уплаты налогов, сокрытия структуры собственности, инсайдерского кредитования…
А ПОКА этого нет, нужно и можно бороться только с схемами минимизации.
А мы сразу 10 тезисов из 15, интересно будет, какие не вошли?
А вот такой вопрос: Как Вы себе представляете «создадут работающие гарантии собственности»? Кто их должен дать? Как они должны выглядеть?
-Уголовное наказание для судьи, который дал явно неправосудное решение для смены собственника предприятием. да и ужесточение этой процедуры. Приравнять к соучастию и никакой неприкосновенности по этим и коррупционным делам.
-Жесткое уголовное наказание для участников силового захвата предприятия. Приравнять к разбою. Отстранить охрану и впустить нового директора может только полиция.
-Требование к полиции, в случае выявления силового захвата предприятия не стоять в стороне 1м экипажем, а реально вызывать подкрепление и всех паковать.
-Доводить эти дела до суда.
-Соучастие для нотариуса (в уголовке), а не лишение лицензии.
— Что означает поговорка „Собака лает, караван идет“?
Воин Света:
-Эт с какой стороны посмотреть. С точки зрения собаки, если бы она не лаяла, то не было бы никакого движения. Заслуга? О, еще бы! С точки зрения каравана…. Да, клал он на собак и их тявканье: захочет — идет, захочет — стоит.»
(http://ura-inform.com/ru/economics/2016/02/01/gontareva-my-nakhodimsja-pod-ambrelloj)
Не понятно только для какой цели нынешнее валютное регулирование? Какая разница — курс 15,00 или 25,00 или 35,00? на внутреннюю экономику это почти не отражается,
зато снижает импорт и выравнивает внешнеторговый баланс
Или Притул, которые дают взаймы 100 тыс. долл. без % на 10 лет.