В Украине — валютный феномен. Обычно банкиры называют новогодние праздники периодом затишья. Клиенты не работают, а на свои деньги банки не разгуляются: валютная позиция ограничена. В этом году все не так. Рынок невероятно активен. Что случилось?
Что происходит с курсом доллара
Во-первых, сыграл отложенный спрос на валюту (НБУ резал заявки импортеров вплоть до последних рабочих дней прошлого года). Во-вторых, бюджетные выплаты с единого казначейского счета в конце года (остатки с рекордных на 1 декабря 2015 года 47,957 млрд гривен за последний месяц 2015 года снизились до 9,017 млрд гривне).
Плюс решение правительства разрешить досрочную выплату пенсий и пособий, начиная с конца декабря 2015 за январь 2016 года, транши выплат ФГВФЛ по обанкротившимся крупным банкам и погашение банкам депозитных сертификатов НБУ в начале этого года и вы получите общую картину нависшей гривневой сверхликвидности в банковской системе в начале января. Если на 4 января остатки по коррсчетам банков составляли 27,698 млрд гривен, то уже 13 января они были 40,967 млрд гривен, на 18 января ( начало более-менее полноценной работы банков) это уже было 45,554 млрд гривен.
Вся эта гривневая масса начала активно давить на курс. Кроме этого, из-за несовпадения праздников в Украине, в ЕС, и в США возникли перекосы между спросом и предложением валюты на межбанке. Эти перекосы были и в сторону превышения спроса над предложением, и наоборот. Это приводило к значительным колебаниям на рынке и вынуждало НБУ выходить с валютными аукционами, как с покупкой валюты у банков ( 6 и 7 января — на общую сумму 43,5 млн долларов с ценой отсечения в пределах — не выше 23,20-23,50), так и с продажей валюты банкам (15,16,18 и 19 января -на общую сумму 98,7 млн долларов по цене отсечения в пределах — не ниже 24,20-24,70).
Таким образом, с начала года чистое сальдо НБУ по продаже доллара банкам составило 55,2 млн долларов. При этом, в последние дни ощущался активный рост курса как на безналичном рынке ( вчера рынок закончился уровнем 25,25 гривен - при том, что еще 6 января на межбанке уровень котировок доллара не превышал 23,50), так и что более болезненно для гривны — на наличном рынке. За этот период, наличный доллар вырос с уровня около 24.70-24,90 до 27,60 гривен на утро 20 января.
Все это вызывает значительную тревогу у населения, которое традиционно оценивает работу правительства и состояние дел в стране по котировкам в обменных пунктах и ценах в магазинах. А и те, и другие — стремительно растут. И это при том, что заложенные в бюджете курс на уровне 24,1 гривны за доллар, а также 12%-ная инфляция в 2016 году — по утверждениям чиновников — реальны.
Что будет с безналичным курсом в ближайшие дни?
Исходя из того, что регулятор стал применять свой излюбленный прием — резать заявки импортеров - официально уровень спроса на валюту глобально расти не будет. Это создает опасность нависшего неудовлетворенного спроса, который не дает возможности Нацбанку полностью понимать масштабы проблемы и своевременно реагировать на них, но дает ему таким нехитрым способом, тушить разовые пожары-не решая проблему комплексно. При этом, в арсенале отговорок чиновников появились новые аргументы для объяснений причин роста американской валюты в стране — падение цен на нефть, а также перспектива следующего повышения ставки ФРС, укрепляет доллар на мировых рынках и в Украине. Почему при этом у нас не снижаются также существенно цены на топливо, на продукты переработки нефтепродуктов, и на перевозки — чиновники скромно умалчивают.
Несомненно, негативно на курсе гривны сказывается потеря рынка России (по некоторым группам товаров теряется до 30-40 процентов реализации), которые не замещаются поступлениями с европейских и других рынков. Также поступления валюты сокращаются из-за мирового снижения цен на продукцию сельского хозяйства и металл. Отражается также и непоступление третьего и четвертого траншей МВФ, своевременное получение которых явно профукали наши чиновники и народные депутаты. В этом, как говорится, не на кого пенять, кроме как на себя.
Расчеты НБУ на поступления средств от сдачи валюты населением, по моему мнению, сильно преувеличены. Судя по статистике самого обычно урожайного на сдачу валюты месяца — декабря, когда люди сдают валютные заначки для покупки подарков и новогоднего отдыха все достаточно грустно — в декабре население сдало в банки всего 180,3 млн долларов, а купило 59,6 млн долларов. Это смешные объемы для 42-х миллионной страны и свидетельствует только о том, что у рядового населения этой самой валюты не так уж и много и что значительную ее часть люди продали на черном рынке, а не через банки.
Эта неконтролируемая регулятором валюта с черного и серого рынков уходит: 1) к тем импортерам, которые не могут ее купить на межбанке из-за ограничений НБУ и срезанных валютных заявок; 2) вкладчикам обанкротившихся банков, получивших компенсации Фонда гарантирования, часть которых покупает валюту у менял (из-за ограничений НБУ) и это подталкивает наличный рынок вверх. Только в декабре 2015 года по банку «Финансы и Кредит» выплатили 2,5 млрд гривен ( из оставшихся более 6,5 млрд гривен), часть из которых ушло на покупку валюты.
Несомненно, что в ближайшие дни ситуация с излишней гривневой ликвидностью выравняется. Уже в период с 18 января до 20 января остатки на корсчетах банков снизились на 4,273 млрд гривен до 41,281 млрд гривен. Проводимые в ближайшие дни тендеры НБУ по депозитным сертификатам могут откачать с рынка еще до 5 млрд гривен. Кроме этого, Министерство финансов проведет внеочередные аукционы по продаже ОВГЗ со сроками погашения бумаг от нескольких месяцев до двух лет, доходность по которым будет сопоставима с доходностью по депсертификатам. Не стоит забывать и о том, что в период с 20 января до конца этого месяца, проходят бюджетные платежи и экспортеры будут вынуждены заводить валюту для обеспечения этих гривневых проплат. Все это, в сочетании со срезанием заявок импортеров и возможными валютными аукционами Нацбанка, уменьшит давление на гривну на безналичном рынке и скорее всего снизит безналичный курс доллара в пределах коридора до 23,90-24,50 уже в ближайшие дни.
Что ждет наличный рынок
Гораздо сложнее регулятору влиять на наличный рынок, который живет своей жизнью и малоуправляем. Скорее всего, после снижения безналичного доллара до пределов 23,90-24,50 гривен, наличный доллар в обменниках банков отреагирует на это и снизится в пределах до 26,00-26,50. Но если на банки у Нацбанка есть механизмы влияния, то на оптовые обменники финансовых компаний у регулятора почти нет возможности воздействовать, кроме как через повышение требований к их безопасности, наличию финансовых ресурсов у их владельцев и т.д. Поэтому, если эти субъекты рынка будут уж совсем идти вразрез с курсовой политикой НБУ, то последний может применить те способы, которые он применял часто и раньше — устраивать им повальные проверки соблюдения правил покупки/продажи валюты и выписывать штрафы за их нарушение. Эти меры чисто административные и малоэффективны. Поэтому Нацбанку стоит опять подумать — как рыночными и цивилизованными механизмами работать на этом рынке.
Кроме этого, нужно отчетливо понимать, что до исправления общеэкономической ситуации рассчитывать на реальные послабления валютных ограничений со стороны Нацбанка не приходится. Более того, при ухудшении ситуации — административное давление на банки и оптовые обменники с целью удержания курса только усилится.
Алексей Исаев
Коментарі - 17
Все факторы, которыми объясняют падение гривны — это всё односторонние отговорки. По такой логике, если эти факторы, которые «виновны» в обвале, изменятся на противоположные — то гривна должна вернуться обратно, где была. Но такого же не бывает! Обвал с 12 до 25 и выше объясняли снижением золотовалютных резервов (по вине злочинной влады). Но если завтра эти резервы станут такими же, как и до обвала, то гривна вернётся на 12? Хрен!!!
У гривны никогда не будет резкого укрепления. Возможны только обвалы. С периодами затишья между обвалами.
Одна миллионная вероятности, что доллар когда-нибудь будет 12 или 8 или 5 или 2 гривны. Зато, вероятность того, что доллар будет 50 или 100 — вполне вероятна.
В стране что перестала работать социально-административная экономика — когда соотношение «достающих из тумбочки» (сидящих на бюджете) и хоть как-то пытающихся туда ложить примерно 1к1 (18-19 миллионов фактически иждивенцев — пенсионеров и бюджетников, силовиков, чиновников) и примерно те же 20 миллионов платящих налоги. Да, я понимаю, в РФ это соотношение 4к1 поэтому для них скачки курса это просто кирдык, там 3/4 страны живет только за счет бюджета… у нас задница та же, но не так глубоко…
Или у нас в стране развивается реальный сектор экономики, ну там активно производится что-то? Не… Львиная доля пытается минимальными инвестициями организовать торговые предприятия, в массе своей на чисто импортной продукции и получить прибыль быстро.
Те немногие производства, которые каким-то чудом открываются, работают в режиме один в поле — и в массе своей тоже сильно завязаны или на импортное сырье или комплектуху.
Где тут взяться чуду?
Сначала создаем себе трудности, а потом успешно их преодолеваем. Жаль только за ошибки отвечают не виновники «торжества».
У нас же, что НБУ, что валютные махинаторы, что импортеры базарного типа — все работают в режиме «побыстрее срубить бабла». Поэтому выигрывает самый хитрозадый… Но как бы остальных не жалко, они ничем не лучше, им просто не повезло.
— Нефть будет 100!
— копеек?
;)