Инстинктивная реакция при виде масштабных разрушений и отчаянных усилий, предпринимаемых японскими специалистами для нормализации ситуации на АЭС, заставляет многих предполагать, что за всем этим последуют серьезные экономические последствия.
Однако исследователи, изучавшие подобные катастрофы в развитых странах, дают обнадеживающие выводы: человеческая стойкость и изобретательность наряду с возможностью исчерпать накопленное благосостояние дают экономике шанс на быстрое восстановление. Даже если на первый взгляд это кажется невероятным: будь то атаки 11 сентября 2001 года в США или худшее в истории Японии землетрясение с магнитудой 8,9 баллов.
Япония сама для себя образец
Япония сама для себя является образцом №1 такого невероятного восстановления. Землетрясение магнитудой 6,8 баллов в городе Кобе на западе страны 17 января 1995 года привело к гибели 6,4 тысяч человек и нанесло ущерб на 10 трлн иен, или 2% ВВП страны. В Кобе находился шестой по величине контейнерный порт в мире, а расположение города между Осакой и западной Японией делало его более важным для внутренней экономики, чем малонаселенный регион, в котором происходили последние катастрофы. Бедствие 1995 года вызвало масштабные разрушения, но японская промышленность после падения на 2,6% в январе выросла на 2,2% в феврале и еще на 1% в марте, а за тот год ВВП вырос на 3,4%.
Безусловно, экономическая ситуация в Японии с 1995 года ухудшилась. Страна, вероятно, выглядит менее подготовленной к ущербу на данной стадии экономического цикла. Но существенно то, что обеспеченное общество постоянно адаптируется к рискам, которое перед ним возникает, считает профессор экономики в Университете штата Мичиган (США) Марк Скидмор.
В случае с Японией постоянно существующая угроза землетрясения означает постоянное совершенствование системы реагирования на стихийные бедствия и внедрение новейших технологий. «Пока мы не знаем, насколько разрушительно это [катастрофа в Японии] будет экономически, или даже с точки зрения человеческих жертв, но Кобе удалось очень быстро восстановиться, и я думаю, что и сейчас есть такой потенциал», — заявил Скидмор.
Скидмор совместно с Хидеки Тойа из университета Нагойи (Япония) изучили данные по 151 стране за период 1960-2003 годы и обнаружили, что страны с более высоким уровнем доходов, образования и финансового развития меньше теряют от стихийных бедствий. К подобным выводам приходили и другие исследователи.
«С ростом доходов в обществе вы можете выделять больше средств на безопасность. Так, экономики с высокими рисками землетрясений или ураганов предпринимают необходимые меры. Япония — одна из наиболее подготовленных стран мира, потому что у них высокие риски и высокие доходы», — говорит Марк Скидмор.
Открытая торговля помогает в бедах
Страны с открытой торговлей также лучше справляются с катастрофами, так как они создают цепочки поставок, торговые и дипломатические отношения, которые впоследствии оказываются важны. Отлаженные и хорошо финансируемые правительственные институты, которые могут реагировать и ограничивать внешние влияния, также важны. Оба этих фактора хорошо развиты в Японии.
«У них есть ресурсы. У них есть социальная, экономическая и правительственная инфраструктура, чтобы эффективно использовать ресурсы, которые могут поступать как из-за границы, так и из самой страны. Они могут фокусироваться не только на страховании, но и на государственной поддержке, чтобы эффективно реагировать», — перечисляет экономист.
Другой ученый, Джоржд Хорвич из университета Пердью, напоминает, что после землетрясения в Кобе СМИ прогнозировали 10 лет восстановления. В реальности, 15 месяцев заняло восстановление 98% производства, за год полностью восстановился импорт, а экспорт за год достиг 85% докризисного уровня.
Человеческий капитал восстановит экономику спонтанно
Хорвич пришел к выводу, что физический капитал является наиболее заметным показателем экономического восстановления, однако человеческий капитал является доминирующим экономическим ресурсом. «Уничтожьте любое количество физического капитала, но оставьте критическое число умных людей, чьи умы остаются вместилищами культуры и технологий динамичной экономики, и физический капитал будет восстанавливаться почти спонтанно», — считает ученый.
В 2008 году землетрясение в западной китайской провинции Сычуань унесло жизни около 90 тысяч человек. У Китая, развивающейся страны, не было достаточного числа сейсмоустойчивых зданий. Тем не менее, правительство Китая мобилизовало огромные ресурсы для спасения и восстановления. В результате, катастрофа принесла китайскому ВВП около 0,3 процентных пунктов в 2008 году. Это подтвердило выводы ученых о том, что развитые институты и человеческий капитал играют главную роль в процессах восстановления.
Другой пример — Ачех, расположенный на севере индонезийской Суматры, на который обрушилось цунами в Индийском океане в конце декабря 2004 года. Погибло 230 тысяч человек, 160 тысяч — из Ачеха. Ущерб составил около 4,5 млрд долларов. Были предприняты большие усилия, но спустя два года было признано, что основные задачи по восстановлению так и не были выполнены, а координация правительственных агентств с международными донорами была низкой.
В Гаити, самой бедной стране Западного полушария, 7-балльное землетрясение в январе 2010 года было гораздо слабее японского, но погибло минимум 250 тысяч человек, 1,5 млн остались бездомными, а большая часть столицы Гаити была разрушена.
Слабый финансовый сектор и отсутствие фонда на случай ЧП привели к тому, что экономика Гаити потеряла по меньшей мере 5% в 2010 году, а миллиарды долларов международной помощи осваивались слишком медленно, чтобы помочь бездомным и запустить основные службы.
Гаитянские беды подтверждают выводы исследователей, что нищета, высокий уровень безработицы, ограниченный доступ населения к основным услугам и отсутствие сильных государственных и местных институтов усиливают удар для экономики, который наносят стихийные бедствия.
16 березня 2011, 22:15
Мнение: интеллектуальный потенциал Японии позволит ей восстановиться
Джерело:
BFM.ru
Коментарі - 2
По словам губернатора префектуры Фукусима Юхея Сато, среди эвакуированных жителей царят отчаяние и гнев, а их терпение достигло предела.
Японская пресса считает, что правительство вместе с с оператором АЭС — компанией Tokyo Electric Power — не обеспечили население необходимой и полной информацией об аварии.
Около 450 тыс. человек проживают сейчас в организованных властями временных лагерях, многим приходится спать на полу школьных спортзалов.