Мінфін - Курси валют України

Встановити
23 жовтня 2009, 18:10

Корпоративные клиенты начали наращивать остатки на банковских счетах

До этого почти целый год корпоративные клиенты активно изымали средства из банковской системы. При этом наиболее активно опустошались счета в национальной валюте. Положительная динамика зафиксирована впервые с сентября 2008 года.

Спонсоры

Отметим: нынешний положительный результат был обеспечен за счет увеличения остатков в гривне — почти на 900 млн гривен. Тогда как валютные вклады, наоборот, сократились — приблизительно на 70 млн долларов. Участники рынка высказывают различные предположения относительно причин, обусловивших подобную динамику. «Оживление бизнеса всегда приходится на вторую половину года. Особенно это касается предприятий агропромышленного комплекса, которые начинают торговать продукцией нового урожая. Соответственно, увеличиваются выручка и остатки на счетах», — объясняет Дмитрий Гриджук, председатель правления банка «Хрещатик».

В свою очередь, Владислав Кравец, член правления Проминвестбанка считает, что юридические лица просто перестроили свою работу. «Корпоративные клиенты, недополучающие финансирование от банков, долгое время вынуждены были обходиться собственными денежными потоками. Но к сентябрю они составили свои финансовые планы таким образом, что у них начали появляться свободные ресурсы, которые и размещаются на срочных депозитах», — отмечает банкир. В то же время финансовые директора компаний не видят особых предпосылок для роста депозитной базы банков за счет средств корпоративных клиентов. «Мы не держим срочных депозитов в банках — все временно свободные средства уходят на погашение кредитов, пишет »Бизнес".

Теоретически остатки на текущих счетах могли увеличиться, но в условиях ажиотажа на валютном рынке очень сомневаюсь, что компании оставляли гривню на своих счетах«, — говорит Вячеслав Кондрашов, заместитель директора по финансовым вопросам ООО »Карапуз«. Подобные сомнения разделяют и некоторые банкиры. »Сложно понять, что может служить источником роста, о котором отчитался НБУ. Ведь даже до кризиса депозиты корпоративных клиентов росли очень медленно в сравнении со вкладами населения", — отмечает Павел Крапивин, заместитель председателя правления банка «Контракт». Есть мнение, что бизнес аккумулирует деньги в финучреждениях для расчетов по бюджетным платежам. «Скорее всего, это связано с накоплением средств для осуществления налоговых платежей за третий квартал. Для этих целей деньги из наличной формы (теневого оборота) переводятся на текущие счета», — говорит финансовый директор крупной компании, пожелавший остаться неназванным.

Впрочем, банкиры называют и ряд ситуативных факторов, которые могли привести к увеличению остатков на счетах корпоративных клиентов в октябре. «Многие банки наращивали капитал, чтобы показать источники средств, акционеры предварительно направляли деньги на банковские счета. Кроме того, грядут выборы, и компании, являющиеся спонсорами отдельных кандидатов, активно возвращают деньги в страну», — отмечает Дмитрий Гриджук.

Миграции

Неоднократно говорилось о том, что уменьшение остатков на банковских счетах корпоративных клиентов связано с тенизацией бизнеса. Банкиры не считают, что сентябрьский прирост остатков обусловлен обратным процессом. Поэтому говорить о тенденции пока рано. «Да, паника, которая имела место в первом полугодии, постепенно утихла, клиенты возобновляют свои банковские операции. Я бы еще не говорил о смене тренда, нынешний прирост не так уж велик. Восемь месяцев подряд депозиты уменьшались, в девятом месяце — небольшой прирост. Такая динамика не может служить однозначным сигналом. Вот если будет прирост до конца четвертого квартала и при этом перекроется сокращение депозитной базы за третий квартал — тогда можно будет говорить о тренде», — рассуждает Павел Цетковский, заместитель председателя правления «Эрсте Банка (Украина)». В принципе, такую позицию разделяет и Дмитрий Гриджук: «Думаю, что такая тенденция (прирост депозитов юрлиц) будет иметь место до конца текущего года. Тем не менее пока вряд ли можно говорить, что деньги начали массово возвращаться в банковскую систему из теневого оборота».

По данным НБУ, по состоянию на 1 октября объем средств юридических лиц на банковских счетах лишь немного превысил 119 млрд гривен, что составляет всего 15,4% совокупных обязательств банковского сектора. До кризиса доля таких ресурсов достигала 22% совокупной ресурсной базы. Банкиры отмечают жесточайшую конкуренцию за деньги компаний. «Банки наперебой предлагают корпоративным клиентам разместить депозит на более выгодных условиях», — констатирует Владислав Кравец.

Неудивительно, что из месяца в месяц огромные объемы ресурсов кочуют между банками. Так, в августе большинство крупнейших финучреждений теряли средства юридических лиц. Наибольшие потери понес «Альфа-Банк (Украина)» — более 2 млрд в гривневом эквиваленте. Банкиры говорят, что межбанковская миграция денег корпоративных клиентов могла быть еще более масштабной, если бы заработал рынок кредитования. Дело в том, что банк-кредитор всегда требовал от заемщика держать большую часть оборотов у себя. Сейчас в условиях кризиса банки еще жестче контролируют исполнение этого требования. «Если банк предоставляет хоть малейший кредит, он требует перевести к себе 100% оборота», — утверждает Владислав Кравец. Вячеслав Кондрашов подтверждает ужесточение такого контроля. Кроме того, обычно переход клиента на комплексное банковское обслуживание является одним из условий банков при реструктуризации задолженности по кредиту.

В то же время банки не могут позволить себе переманивать корпоративных клиентов путем рефинансирования их кредитов в других банках. «Никто не переманивает клиентов на расчетно-кассовое обслуживание путем их перекредитования. Используются другие доводы — например, быстрое проведение платежей, более низкие комиссионные, высокие процентные ставки по депозитам», — говорит Павел Цетковский. Банкиры признают, что некоторые клиенты предпринимают попытки увести свои обороты в банк, который не является кредитором, но предлагает очень выгодные условия расчетно-кассового обслуживания. Однако такой трюк проходит не всегда. «Если клиент обязался держать 70% оборотов в банке, который его прокредитовал (как правило, такое обязательство прописывается в кредитном договоре), он может работать с другими банками только с ведома банка-кредитора. Иначе заемщик рискует подпасть под штрафные санкции — скажем, под повышение процентной ставки по кредиту. Официальный оборот клиента банк может проконтролировать без проблем — по результатам анализа квартальной отчетности», — поясняет Павел Цетковский.

Накоротке

Банкиры сетуют, что юридические лица соглашаются размещать временно свободные средства только на сверхкоротких депозитах. При этом чаще всего деньги зависают на текущих счетах (до востребования). Действительно, по данным НБУ, более 60% средств компаний — это остатки на текущих счетах, еще 22% — средства, размещенные на депозитах сроком до одного года. Однако более детальный анализ статистических данных показывает, что юрлица редко доверяют банкам свои средства более чем на один месяц.

Например, в августе корпоративные клиенты разместили в банках срочные депозиты на общую сумму 25,5 млрд гривен. Почти 65% этой суммы были размещены на срок до одного месяца. По итогам августа обнаружилась еще одна любопытная тенденция — валютные депозиты стоили дороже гривневых. По данным статистического бюллетеня НБУ, процентная ставка по срочным депозитам в гривне составила 7,3% годовых, в валюте — 9%. «Сейчас банки не особо охотятся за валютными депозитами, но всем интересны ресурсы в гривне, которые проходят через текущие счета», — рассказывает главный бухгалтер предприятия, пожелавший остаться неназванным.

Павел Крапивин объясняет парадокс спецификой депозитного рынка. "Краткосрочных депозитов в валюте на рынке крайне мало. В основном временно свободные ресурсы в валюте размещаются на относительно длительные сроки. В то же время сроки размещения депозитов в гривне начинаются от одного дня. По таким вкладам банки платят процентный доход на уровне ставок межбанковского кредитования, т.е. 2-6% годовых”, — комментирует банкир.

В статистических данных Нацбанка зафиксированы существенные колебания стоимости ресурсов в зависимости от региона страны. Так, дешевле всего срочные гривневые депозиты стоили в Киеве и области — всего 4,6% годовых, тогда как в Житомирской области процентная ставка по таким вкладам достигала 18,8% годовых. Доходность срочных вкладов в валюте колебалась в диапазоне 4,1-12,6% годовых (соответственно, в Винницкой и в Луганской областях). «Признаться, я удивлен такими различиями. Скорее всего, они возникают из-за разного уровня банковской конкуренции в каждом конкретном регионе», — резюмирует г-н Крапивин.

Коментарі - 1

+
+1
vsv
vsv
23 жовтня 2009, 23:16
#
очень странно. Нормальня компания всегда испытывает «нормальный» дифицит. Нет ничего более расточительного чем зарабатывать на депозите. Что это за бизнес такой, который довольствуется депозитной ставкой. Возможно у них проблемы с финановым планированием?
Особенно удивила фраза о «накоплени сумм для уплаты налогов»!!!
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися