Доля беженцев, которые планируют или надеются вернуться в Украину в будущем, уменьшилась с 77% до 65%, по сравнению с прошлым годом. В то же время, доля тех беженцев, кто еще не решил — возвращаться или нет, — увеличилась с 18% до 24%. А тех, кто перестал надеяться на возвращение, — увеличилась с 5% до 11%. Такие результаты показало свежее исследование ООН о намерениях и перспективах наших беженцев, репарантов и переселенцев. «Минфин» собрал ключевые выводы.
Собираются ли возвращаться наши беженцы, и как чувствуют себя те, кто вернулся, — исследование ООН
Среди внутренне перемещенных лиц доля тех, кто планирует или надеется на возвращение в будущем, уменьшилась, по сравнению с прошлым годом, с 84% до 72%. Напротив, количество тех, кто не решил, вернется ли, увеличилось с 9% до 12%. Тех, кто не планирует возвращаться, — с 7% до 15%. Почему так происходит?
Кто и почему вернулся в 2022 году
Большинство опрошенных беженцев (64%) вернулись в Украину в 2022 году. Больше всего возвращались с мая по сентябрь (46%), что совпало с возвращением Украиной контроля над территориями северных регионов Украины. ¾ возвратов происходили в западные, северные и восточные области. 58% возвратов происходило из стран, соседствующих с Украиной, особенно — из Польши. 28% пришлось на такие страны, как Германия, Болгария, Италия и Чехия.
Более четверти опрошенных домохозяйств вернулись не в свои города и села, в которых они жили до начала вторжения. Особенно это касается выходцев с востока страны (60%) и юга (34%). На остальные регионы пришлось менее 10%.
Большинство хотели вернуться в родную культурную среду (43%), воссоединиться с родственниками (34%). Приблизительно треть была мотивирована доступом к образованию и медицине, пятая часть сообщила о трудностях с работой или адаптацией в стране пребывания.
Читайте также: 5 млн украинцев покинули страну из-за войны: чем грозит их невозвращение
Что с ними происходило дальше
92% вернувшихся смогли поселиться в свои дома, остальные — поселились в других населенных пунктах. Из них 27% сообщили, что их предыдущая квартира была значительно повреждена, а 13% не были уверены в статусе жилья.
Только 37% вернувшихся чувствуют себя в безопасности. Этот показатель выше среди вернувшихся в другой населенный пункт (47%), и ниже у тех, кто вернулся в свои города и села (33%). Более защищенными чувствовали себя жители западных регионов (50%), на востоке таких было только 24%.
Значительное количество вернувшихся говорят, что их ожидания не оправдались. 55% говорят, что экономические возможности оказались хуже. В основном, это те, кто сейчас проживает на юге и востоке страны (60%).
Только 27% из вернувшихся говорят, что могут покрыть все или большинство своих основных потребностей. 47% из них сейчас проживают в Киеве. Только 14% семей, которые состоят из пожилых людей, могут позволить себе такой ответ. Основные потребности закрывают семьи, где есть работающие (34%). Там, где есть безработные, этот показатель составляет 20%, и 18% — там, где есть экономически неактивные.
Половина из вернувшихся сейчас работают (среди ВПЛ таких 39%), 15% — безработные, или экономически неактивные (35%, в основном пенсионеры, или люди, которые ухаживают за родственниками). В Киеве доля работающих больше (65%), что может быть связано с тем, что у большинства таких работающих нет иждивенцев. Среди всех работающих 30% говорят, что у них хуже работа, чем раньше, у 10% — лучше.
Лишь незначительное меньшинство (3%) сообщили о конкретных планах переехать в течение следующих двенадцати месяцев, примерно четверть из них — все еще не были уверены в своих планах. Подавляющее большинство планирующих переехать сообщили о намерении уехать из страны (60%).
Тех, кто не вернется, становится больше
С прошлого года около трети выборки беженцев и ВПЛ, у которых раньше были планы на возвращение, изменили их — не уверены в возвращении, или не планируют этого делать.
81% беженцев и 76% ВПЛ, изменивших свои планы, указали, что основной причиной было ухудшение ситуации с безопасностью в Украине или их городов/сел. Вторая веская причина — опасения по поводу экономической ситуации в Украине (18% — беженцы и 6% — ВПЛ). Третья причина — то, что имущество украинцев было значительно повреждено, уничтожено (20% и 7% соответственно).
Среди тех, кто изменил планы на возвращение, 65% беженцев и 41% ВПЛ, которые испытывают неуверенность из-за войны и ее течения. 47% беженцев и 52% ВПЛ предполагают ухудшение ситуации в Украине или на малой родине.
37% беженцев и 17% ВПЛ обеспокоены возможным ухудшением экономических возможностей в Украине. А также отсутствием достаточной поддержки или наличием/отсутствием ресурсов для возвращения (27% и 7% соответственно). Повреждение или отсутствие имущества повлияло на планы 23% беженцев и 12% ВПЛ.
Читайте также: За 10 лет население Украины сократилось почти на 40%: как это изменит экономику
Кто из беженцев хочет возвращаться и почему
Большинство украинских беженцев хотели бы вернуться в Украину (59%). 6% уверены, что вернутся, или планируют вернуться в течение года. Тех, кто не решил, вернется ли в будущем, — 24%. Нет планов или надежды на возвращение у 11% беженцев.
Так, например, более солидные планы на возврат у тех, кто находится в соседних с Украиной странах (75%). Из других европейских стран таких меньше — 62%.
С большей вероятностью будут возвращаться те, у кого в Украине есть семья и родственники, — 72%, и с меньшей — те, у кого таких обстоятельств нет (только 57%).
67% беженцев, у которых сохранилась, или лишь частично пострадала недвижимость, хотят возвращаться. Но процент тех, у кого нет собственной недвижимости, тоже достаточно высокий — 60% планируют или надеются вернуться.
Более склонны к возвращению те, чьи семьи состоят, в основном, из пожилых людей (79%), или где есть более 2 иждивенцев на одного взрослого (76%). Если нет иждивенцев, то планов на возвращение меньше (61%).
Больше хотят возвращаться те, кто не работает в стране пребывания (77%), по сравнению с теми, кто ищет работу или работает (62%).
В региональном разрезе больше планируют вернуться из следующих регионов: Черниговская, Херсонская, Сумская — более 76% в каждом регионе. При этом, из Полтавской области, Закарпатья и Киева таких менее 60%.
Читайте также: Действие статуса украинских беженцев в ЕС прекратят до 4 марта 2025 года: что дальше
Что думают о возвращении ВПЛ
68% ВПЛ хотели бы вернуться в свое предыдущее место пребывания. 5% уверены, что вернутся, или планируют вернуться в течение года. Тех, кто не решил, вернется ли в будущем, — 12%. Нет планов или надежды на возвращение у 15% ВПЛ.
Самые крупные планы у людей из Херсонской, Николаевской, Харьковской, Запорожской и Днепропетровской областей — более 77% в каждой. У тех, кто из Луганской, Киева или Киевской области, надежд на возвращение меньше (по 67% и меньше).
Больше планов на возвращение у тех (86%), у кого на малой родине остались родственники и близкие, меньше — у тех, у кого родственников там нет (69%).
81%, у кого недвижимость осталась целой или почти невредимой, хотят вернуться в родные места. Среди тех, у кого нет там жилья, таких 53%.
80% тех, у кого семьи, в основном, состоят из пожилых людей, или те домохозяйства, у которых более 2 иждивенцев, хотят вернуться домой. Показатель семей, где нет таких обстоятельств, меньше — 64%.
77% неработающих ВПЛ хотят вернуться, и 70% работающих или ищущих работу также планируют, или надеются вернуться.
Читайте также: Украинцы стали меньше тратить за границей: как это повлияло на платежный баланс
Кто больше всего уверен в возвращении и почему
Хотя более десятой части беженцев и ВПЛ рассматривают возможность возвращения в ближайшее время, конкретные сроки возвращения назвала меньшая часть респондентов (6% и 5% соответственно). Эта часть также предприняла некоторые шаги для своего возвращения (информирование родственников в Украине, предупредила арендодателей
Большинство беженцев хотели бы вернуться в родную культурную среду (55%) и воссоединиться с родственниками (35%). Основной мотив возвращения для ВПЛ — забота о своем имуществе (28%) и воссоединение с родственниками (21%).
По сценарию, если война продлится еще следующие 12 месяцев, значительное количество беженцев (60%) указывают, что могут быть вынуждены вернуться (даже если это не будет их выбором), если столкнутся с проблемами доступа к правам и услугам в принимающих странах. В частности, если возникнут проблемы с правовым статусом и отсутствием возможностей трудоустройства.
Менее четверти ВПЛ (23%) говорят, что вынуждены будут вернуться, если они столкнутся с такими проблемами в месте пребывания, как отсутствие стабильного жилья и работы.
Военные действия — не самый главный фактор
Хотя многие перемещенные украинцы говорят, что обязательно вернутся в Украину, если война закончится в течение следующих 12 месяцев, а таких среди беженцев 35%, а среди ВПЛ — 43%, большинство — 58% среди беженцев и 49% среди ВПЛ — не настолько уверены. Это указывает на то, что решение о возвращении зависит также от других факторов.
Доступ к работе важен для 42% беженцев и 18% ВПЛ. Другая важная предпосылка — окончание оккупации (34% и 28% соответственно). А также — наличие доступа к собственному или альтернативному жилью (23% и 26% соответственно). В топ-5 факторов, способствующих возврату, также входят наличие достаточных ресурсов или поддержки для возврата (18% и 4% соответственно), а также возможность воссоединения с родственниками (17% и 8% соответственно).
Для тех, кто обязательно вернулся бы в Украину в случае окончания войны, эти факторы также важны. 49% беженцев переживают из-за экономических возможностей в тех местах, куда они планируют вернуться, 21% — беспокоит вопрос оккупации. Для ВПЛ наиболее проблемным является вопрос их имущества или недвижимости, которые были повреждены или уничтожены (34%). Беженцев этот вопрос беспокоит меньше (12%).
Источник: предварительное исследование УВКБ ООН и Ipsos SA. Анализ основан на интервью, проведенных в период с января по февраль 2024 года при участии 4 тыс. домохозяйств беженцев, 4,8 тыс. домохозяйств ВПЛ и около 1,1 тыс. домохозяйств беженцев, вернувшихся в Украину.
Комментарии - 47
Тоже самое у меня было в семье в другую сторону. У меня польские корни, но когда семья переехала в СССР, то дети через поколение перестали говорить на польском языке.
65% біженців планують повернутися з-за кордону в Україну. Раніше охочих було 77%. У 2024 році не мають наміру повертатися додому 11% біженців. Все менше і менше. Гірше ж точно не буде? © Про це йдеться в дослідженні УВКБ ООН, передає unhcr.org. Зазначається, що наразі майже 6,5 млн біженців з України шукають прихистку по всьому світу, а близько 3,7 млн людей мають статус ВПО.
Да був Безвіз, всі їздили куда хоч і АТО було, то надо було коней на переправі замінити, щоб посміятися та Країну в руїнах та в клітці себе побачити.
Зьйом грошей, це тільки початок, влітку он Е-Гривню пропонують, ото буде АМБА, а відкіля в тебе на рахунку 1000 грн оце буде жах, банки вмруть як такові.
Як що вже плавці у Европу через Тіссу поліцейські нещодавно, то мабудь щось робиться не так.
Так ли уж необходимо их возвращение? Ведь их отъезд можно сказать что экономика даже не заметила. Может пусть теперь их немцы кормят?
Воно то поведінка типова для цієї статі, але хто народжувати буде?
Тут хтось на каналі останнього капіталіста вже навіть імпорт дівчат з Філіппін пропонував.
В общем это личное дело каждого, кому то может быть нравится депресовать в эмиграции, работать на лоховской работе, перебирая морковку в подвале супермаркета, и утешать себя тем что «может быть хоть внуки мои будут жить по-человечески в этих германиях».
С чего вы решили что через 5 лет будете жить лучше? Пособие повысят? Или надеетесь что за 5 лет дорастете с уборщицы до председателя правления банка?
Реально аж стыдно перед немцами становится за таких «беженцев», позорят украинскую нацию, которая всегда считалась трудолюбивой и жизненно активной.
І найголовніше — якщо піти на роботу, то соц виплати уріжуть практично рівно на суму зарплати. Тобто, грошей буде стільки ж, але потрібно працювати. А великі зарплати нашим біженцям там якось платити не хочуть.
Заодно они там будут тырить кошельки и телефоны из карманов наивных европейцев. Потом они возможно вернутся назад