Вчера, 7 февраля, Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект о мобилизации. Можно не сомневаться, что документ оперативно пройдет парламентские слушания и будут подписан Президентом. Поэтому самое время подсчитать «цену вопроса».
Новый закон о мобилизации уже проходит через парламент: где взять деньги на призыв
Мы намеренно не будем обсуждать политическую и военную часть этого процесса, так как защита нашей Родины сейчас — безусловный приоритет. И мобилизация — это сейчас необходимый шаг со стороны нашего государства. Поговорим только об экономическом аспекте данной проблемы.
СМИ озвучивают разное число граждан, которое придется призвать в армию (в основном, работоспособных молодых мужчин и, частично, женщин). На пресс-конференции 19 декабря Президент сообщил, что Генштаб предложил мобилизовать 450−500 тыс. человек, что обойдется бюджету в 500 млрд грн.
Минобороны и Минфин совместно с профильными комитетами Верховной Рады провели собственные подсчеты необходимого финансового ресурса. В открытых источниках звучали следующие данные: если в 2024 году мобилизовать от 400 тыс. до 500 тыс. человек, то потребуется 322 млрд гривен дополнительных расходов «только на то, чтобы одеть этих людей, научить их, кормить и выплачивать денежное обеспечение».
Кроме этого, представители Минобороны озвучивали дополнительную потребность в закупке и модернизации военной техники для вновь сформированных или пополняемых новыми мобилизованными воинских частей еще на порядка 400 млрд гривен.
То есть это уже порядка 720 млрд гривен в 2024 году, что составляет около 22,5% всех расходов бюджета, или 41% наших расходов на оборону, по данным открытых источников.
Нужно также учесть, что на военные затраты Украина может направлять только собственный ресурс и целевую военную помощь наших западных партнеров. Основная же часть международной помощи (правительство рассчитывает получить в этом году не менее $37 млрд), которая поступает в бюджет, может идти только на социалку и другие «мирные» статьи расходов бюджета.
Поэтому, когда мобилизационный закон будет принят с целью привлечь в армию еще до 500 тыс. человек, то доходную часть бюджета необходимо будет увеличить, как минимум, на 40%. Причем в ближайшие несколько месяцев.
Читайте также: Арест на все средства и запрет на вождение: правительство предлагает новые санкции для уклонистов
Как профинансировать
Есть несколько вариантов увеличения доходов бюджета для финансирования дополнительной мобилизации.
Новое перераспределение налогов из местных в государственный бюджет. Но доходы региональных бюджетов уже и без того основательно порезали. В этом году ресурс от НДФЛ с военных (96,3 млрд грн) будет направлен в спецфонд госбюджета для финансирования военных расходов.
Увеличение объема размещения ОВГЗ. По состоянию на 6 февраля размещено облигаций на сумму около 1,6 трлн гривен. Из которых: в портфеле НБУ и банков (в основном, государственных) находится бумаг на сумму порядка 1,348 млрд гривен, юрлица приобрели облигаций на 147,2 млрд гривен, население — на 58,6 млрд гривен, иностранцы — на 43,8 млрд гривен. Территориальные общины разместили в ОВГЗ 2,1 млрд гривен своих средств.
ОВГЗ в обращении по номинально-амортизационной стоимости
Надо быть реалистами: если не запускать «печатный станок» НБУ через схему выкупа Нацбанком облигаций напрямую у Минфина, государство может усилить заинтересованность в покупке облигаций только у двух категорий покупателей.
Первая — банки. У них есть условная переликвидность в пределах 400 млрд гривен, размещенных в депсертификаты НБУ. Вторая — население: у людей на текущих счетах и коротких вкладах размещено не менее 700 млрд гривен потенциального ресурса, который может быть направлен на покупку гособлигаций.
Повышение налогов. Скорее всего, без такого шага в условиях войны нам не обойтись. Но это очень спорный инструмент, так как перегнув палку в части нагрузки на бизнес, государство получит значительный рост цен, чреватый дальнейшим обнищанием населения. В такой ситуации придется, как минимум, пересматривать пенсии почти 10 млн пенсионеров. А это, снова таки, дополнительные траты казны.
При этом далеко не факт, что поступления в казну вырастут пропорционально существенному повышению налогов. И в более спокойное время, до войны, в тени производилось порядка 30% ВВП. Так что дополнительное давление просто увеличит размер «тени».
Тут, наоборот, государству стоит задуматься, как вывести «из тени» бизнес многих подпольных миллионеров, чтобы за счет валового объема налогов увеличить от них общий объем поступлений в госказну. Не забываем, что в 2024 году дважды будет повышена минимальная зарплата, а также, что бы там не говорили чиновники, — повышается и стоимость коммуналки (от электричества до воды).
Все это косвенно поднимает отчисления в бюджет, хотя и приводит к росту цен в Украине, и еще не раз отразится на показателе инфляции в этом году. Соберут также повышенную «дань» с банков, и пристально «следят» за игорным бизнесом. Скорее всего, повысят и некоторые налоги и сборы по импорту, алкоголю и табачным изделиям.
Усиление борьбы с расхищением средств бюджета и коррупцией «на войне» (очень больной вопрос для украинского общества). Тем самым поднять экономическую эффективность использования бюджетных средств. Тут правительство проводит работу и периодические «показательные порки» отдельных чиновников, чего явно недостаточно.
Покрытие части военных затрат Украины за счет «замороженных» российских активов и доходов по ним, но пока этот процесс из-за юридических нюансов идет очень медленно.
Вероятнее всего, затраты бюджета 2024 года на дополнительную мобилизацию будут покрывать за счет всех вышеперечисленных вариантов увеличения бюджетных доходов и сокращения его непродуктивных расходов. В том числе, в какой-то момент и за счет эмиссии, чего, к чести Нацбанка, пока в 2023 — начале 2024 года удалось избежать.
Все будет зависеть от успешности размещения Минфином облигаций среди населения и налоговой дисциплины бизнеса. Ведь все же проще гражданам и бизнесу часть своих средств разместить в облигации и получать по ним доход, чем при другом сценарии получить «эмиссионный налог» на всех и вся, что только добавит социальных проблем.
Читайте также: Проект закона о мобилизации и снижение курса гривны: как это повлияло на депозиты
Какие еще есть нюансы
Кроме того, стоит учитывать еще один аспект мобилизации — ее влияние на ВВП Украины и экономику нашей страны в будущем. Как подсчитали эксперты Киевской школы экономики (KSE), вынужденная эмиграция украинцев за границу из-за войны уже привела к сокращению населения, проживающего в Украине, до 31,2 млн человек. Уезжали, в основном, экономически активные женщины. А также дети, и частично — старики.
В итоге, в настоящее время из этих 31,2 млн человек, оставшихся в Украине, порядка 10 млн — это пенсионеры. Численность реальной рабочей силы в 2023 году оценивается в 12,5 млн человек, из которых часть трудоспособных мужчин и женщин уже призваны в ЗСУ.
«Мобилизированные в ВСУ — до 700 тысяч человек, пограничники — до 60 тысяч, Нацгвардия — до 90 тысяч, Национальная полиция — до 100 тысяч. То есть у нас сегодня более 1 млн человек в форме обеспечивают деятельность сектора безопасности и обороны», — отмечал экс-министр обороны Алексей Резников еще в октябре 2023 года.
То есть в 2023 году численность реальной рабочей силы (без учета вышеперечисленных категорий) составила порядка 11,5 млн человек.
В 2022 году ВВП Украины составил 5,191 трлн гривен, или в эквиваленте $160,5 млрд.
По информации заместителя главы НБУ Сергея Николайчука, «по итогам 2023 года ВВП Украины с высокой вероятностью пересек уровень 5%, по сравнению с 2022 годом». Если эти подсчеты будут подтверждены официальной статистикой, то в абсолютных цифрах ВВП Украины в 2023 году составит порядка 5,451 трлн гривен, или 474 тыс. гривен на 1 работающего (и то не факт, что все эти 11,5 млн человек работают легально или нелегально с учетом безработицы).
Тогда при новой мобилизации еще в 500 тыс. человек в 2024 году число реальной рабочей силы сократится до 11 млн человек (правда, без учета работающих пенсионеров), а, скорее всего, еще больше. При этом, если тенденции 2023 года сохранятся, то эти 500 тыс. человек «не сгенерируют» порядка 237 млрд гривен в ВВП Украины в 2024 году.
Понятно, что такой расчет достаточно условный, так как есть принципиальные погрешности. Например, с какого периода людей призовут в армию в 2024 году и сколько времени они до этого еще проработают, состав этих призывников тоже будет неоднороден в части формирования ими взноса в общий ВВП страны (безработный или высококвалифицированный инженер, рабочий, IT-шник
Таким образом, сейчас правительству нужно иметь четкую программу действий и реальных шагов, чтобы должным образом поддерживать и экономический фронт. И тут, к сожалению, наши чиновники не блещут инициативами, которые быстро и эффективно могли бы решать эту проблему. А вопрос эффективного использования ресурсов бюджета на армию и оборону остается одним из главных.
Комментарии - 45
Поэтому сейчас в западной прессе как основной сценарий обсуждается, что экономической и военной помощи от США в 2024 году до выборов в США не будет. Основным экспертом на Западе по аналитике украинской войны считают традиционно Кофмана из фонда Карнеги. Он известный оптимист и весьма неплохой прогнозист, он предсказал Харьковское наступление когда всем казалось это чувством юмора. Кофман в сегодняшней публикации в New York Times написал, что куда важнее не мобилизация числом, а моральный ДУХ войска.Он обращает внимание на то, с чем ЗСУ еще толком не сталкивалось — заметное дезертирство с позиций. Избитые военкомами и заброшенные в автобус чмобики, выброшенные из автобуса в окоп просто бегут из этого окопа. Кто-то ожидал другого?
По его мнению, и мнению Джек Уотлинг из Минобороны Великобритании, что заменить деньгами технологическое оружие США не получится.
По их мнению основной сценарий стагнация на фронте в первой половине 2024го и начало приличного отступления ЗСУ в во второй половине 2024го, если помощи США не будет.
По факту от самих украинцев тут мало что уже зависит. Идея закидать трупами противника мало реалистичная
https://www.nytimes.com/2024/02/07/world/europe/ukraine-us-military-aid-russia.html
Майкл Кофман:
«Украина могла бы эффективно продержаться некоторую часть этого года без поступления американской военной помощи, но со временем не будет никакой перспективы восстановить ресурсы ЗСУ, и они начнут медленно проигрывать. Отсутствие дальнейшей американской помощи, указывает на мрачную, негативную перспективу ЗСУ во второй половине этого года»
Капитан Олег Войцеховский, командир подразделения беспилотной разведки ЗСУ:
«Это некоторый фатализм из-за неуверенности в будущих поставках боеприпасов. Число дезертиров пока невелико, но постоянно».
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов:
«Каждый день у нас есть трупы, которых бы не было, если бы у нас была помощь из США. Когда у нас закончатся снаряды, мы будем грызть русских зубами»
https://www.wsj.com/articles/a-russian-victory-in-ukraine-would-imperil-us-all-abee35e6
A Russian Victory in Ukraine Would Imperil Us All
Шольц по факту пишет, что ЕС не может столько производить боеприпасов один, сколько нужно для войны с Россией. Шольц вероятно написал статью как программу ожидаемого визита в США. Он будет уговаривать республиканцев разблокировать помощь США.
С другой стороны. Ну собрал ты денег на войну, и? Нормальное оружие купить — это не в супермаркет сходить с тачкой и набрать с полок. Какой GMRLS или ракеты для Патриота в супермаркете США не продаются и важный момент, что на них очередь заказчиков. Особенно на современные ракеты ПВО, запас которых у НАТО мал. Поэтому даже если вы придете с пачкой денег, то вам скажут: «в очередь, сукины дети! приходите в 2027 м!»
Чтобы получать оружие США без очереди, нужно грести его сразу же со складов Пентагона как и было, но для этого нужно не решение Рады Украины, а Конгресса США.
Брехня, ніякого закінчення війни навесні 2022 року не планувалось. Якби закінчення було в планах Путіна він би це міг зробити сам, без участі України.
Розповсюджувати москальські фейки це настільки тупо, Макс.
а подовжує без усякого плану і сенсу Зеленський.
Ну то йди на фронт домовлятися з москалями замість Зеленського — що тобі заважає це зробити?
До слова чому ти не зробив це в березні коли Суми були в облозі москалів? Це ж був гарний шанс домовитись про мір з людьми яки збирались тебе вбити.
Специально, из-за вас и местного русского наци, заставил себя нацти то самое интервью Арахамии.
Ни про какие «запреты Джонсона» ни слова.
Из которых 10 млн — пенсионеры, до 5 млн детей и подростков, и 11 млн — экономически активное население — мужчины и женщины (6 млн — женщины и 5 млн — мужчины). Количество официально работающих составляет 9 млн человек, из них 2.5 млн пенсионеры. Из общего количества занятых 3 млн. человек заняты в госсекторе.
Еще один аспект — из 11-ти миллионов экономически активного населения, помимо прочих указанных выше нужно исключить немаленькое число граждан работающих «на себя» без каких-либо регистраций, по объявлению — строительство и ремонт, ремонт бытовой техники, бытовые и всякие услуги, стрижки и косметология и далее по списку. Также из этого списка
ЭА населения можно исключить большую часть студентов, которые в большинстве своем «сидят на шее» родителей.
Что, страна не знает сколько паспортов выдала? Да, возможно кто-то умер и это не было зафиксировано должным образом, но много ли такого у гражданских?
Определенно государство точно знает сколько у него пенсионеров получает пенсию и сколько именно платят налоги работая. Эти две цифры должны быть известны точно. Опираясь на них можно оценить и число иждивенцев просто на базе средней статистики семей.
Ничего странного. В Украине, до войны, не велся строгий учет граждан выехавших за рубеж, в Крым и имевших пропуск на территории ОРДЛО (сам имел такой). Не было также единой гос.базы данных, включающей статистику погран службы. Поэтому с началом войны и началась неразбериха с учетом, регистрацией и поиском граждан.
Мои соседи уехали до войны, а им до сих пор шлют бумажки разные инстанции и работники ТЦК интересуются, когда сосед бывает дома.
Знаю также, что Украина отказывала в лишении гражданства человеку по заявлению, «об отказе от гражданства» Поэтому люди уехавшие навсегда из Украины, до сих пор числятся её гражданами.
Зеленський чотири рази «відкосив» від армії — Міноборони.
Кандидат у Президенти шоумен Володимир Зеленський чотири рази проігнорував повістки, надіслані йому під час мобілізації 2014 -2015 років.
Про це повідомляє Міністерство оборони України у відповідь на запит народних депутатів Бригинця, Мамчура, Чорновол та Бондаря.
Зокрема, у документі йдеться, що громадянин Зеленський Володимир Олександрович є придатним для військової служби, але службу у ЗСУ не проходив.
«Для призову під час мобілізації громадянину Зеленському В. О. надсилалися повістки: 15.04.2014, 23.06.2014, 15.08.2014, 10.05.2015
«Громадянин Зеленський В. О. до військового комісаріату за викликом не прибував».
Нагадаємо, що 12 квітня народний депутат Тетяна Чорновол заявила, що звернеться до Міноборони, аби там спростували чи підтвердили інформацію, чи ухилявся Зеленський від мобілізації у 2014 році.
У штабі Зеленського відмовились коментувати це звернення.
Дуже *стремний* товарісЩ.
Сейчас весь такой патриот. На деле Зеленский постоянно переобувается. На выборы шел как «Президент Мира», типа сейчас все порешаю. Потом поперся в НАТО, которое красная тряпка для сумасшедшего деда за кордоном. Это все знали давно. Как минимум дал ему повод для вторжения.
https://antikor.com.ua/ru/articles/439575-zelenskij_so_svoim_kvartalom_davali_kontsert_v_okkupirovannoj_v_gorlovke
[в США избирается Байден]
Потом поперся в НАТО, которое красная тряпка для сумасшедшего деда за кордоном.
очень сложно было не заметить эту метаморфозу. самое смешное, если после выборов Трампа вернется Владимир «какая разница» Зеленский))
Юридически его можно оформить по-разному, но суть от этого не меняется. Один из вариантов, который мне попадался, — налог 20'000 грн в месяц (аля, дополнительный военный сбор) и ТЦК тебе не страшны. Так же попадался вариант «не трогать тех, у кого официальная зарплата более 35'000 грн».
На текущий момент, как я понял, от этого варианта открещиваются, как от «несправедливого» (мол, богатые/состоятельные просто откупятся). Хотя по факту за счёт коррупции такой вариант работает и сейчас аж бегом. Только государство с этого ничего не имеет.
Но, как я полагаю, если с западным финансированием будет совсем беда, то этот вариант вполне можно достать с полки и стряхнуть с него пыль.