Пандемия и кризис изменили финансовые привычки украинцев. Но, несмотря на экономическую неопределенность, лишь 10% наших граждан делают регулярные сбережения.
Только 1% украинцев инвестирует свои сбережения
О том, как мы обращаемся с деньгами, «Минфину» рассказала руководитель исследований в области финансов и розничной торговли CBR Лидия Кулыба.
Как карантин изменил отношение украинцев к наличности? Стали ли чаще рассчитываться карточкой?
Да, выросла активность платежных карт. Если на конец прошлого года 74% украинцев пользовались картами, то по состоянию на июнь 2020 уже можно было говорить о 81% пользователей.
Стремительный рост, в первую очередь, произошел за счет аудитории сел и старшей возрастной группы. Особенно возросла доля людей, которые пользуются пенсионными картами. Из-за карантина пенсионеры начали переводить свои средства с Укрпочты на банки, поскольку там меньше очереди, меньше контактируют с людьми
Мы задавали вопрос украинцам, какой объем налички вы снимаете с карты, а сколько денег тратите по безналу. В среднем массовая аудитория со средним доходом стала чаще использовать банковские карты — на 10%.
Кроме того, наблюдается необычайный рост в использовании интернет-банкинга. В конце прошлого года интернет-банкингом (и веб, и мобильным) пользовалось 30% населения, сейчас — уже 54%.
В этом году впервые доля использования мобильного приложения превысила использование веб интернет-банкинга. Несмотря на то, что люди сидят дома, мобильный экран становится основным.
фото: Сергей Владыкин для «Минфина»
Изменилось ли отношение к деньгам?
Люди, у которых ранее были сбережения, во время карантина их не тратили. Сильно упала готовность украинцев делать крупные покупки, такие как авто, квартиры, дорогая бытовая техника
Доля тех, кто откладывает средства на будущее, возросла. При этом во всех каналах: и наличными в нацвалюте, и наличными в иностранной валюте, и на банковских картах. На депозитах незначительно увеличились сбережения, но все же есть тенденция к росту.
К кому обращаются украинцы, если не хватает денег, — родственники, банки
В целом, люди надеются на собственные средства, пытаются накопить. Однако каждый второй украинец (40−50% опрошенных) сообщил, что его доходы сократились, по сравнению с докарантинным периодом.
Если не хватает денег, чаще всего украинцы берут займы у знакомых или друзей беспроцентно. Потом — или используют кредитную карту, или оформляют кредит в банке. Далее по популярности идет кредит в микрофинансовой организации. Такой рейтинг характерный для массовой аудитории. И среди отдельных сегментов опрошенных есть такие, кто совсем не рассматривает кредит в банке и пользуется только услугами МФО, поскольку это быстро и удобно.
Читайте также: Как карантин изменил бизнес и потребительские привычки
Изменилось ли отношение к кредитам после карантина? Как часто делают покупки в кредит?
В разгар карантина больше использовали кредитные карты. Банки стали более осторожными к кредитованию, однако, если человек уже имел кредитную карту, то именно в кризис стал ею пользоваться.
Показатель проникновения кредитов в посткарантинный период вырос с 9% (в конце прошлого года) до 12%.
Рост произошел именно за счет нецелевых кредитов — использование кредитных лимитов на банковских картах на ежедневные нужды.
фото: Сергей Владыкин для «Минфина»
Насколько часто сейчас пользователи просрочивают платежи по кредитам? Каковы основные причины?
Мы проводили исследование аудитории, которая пользовалась кредитами МФО или, по крайней мере, допускала такую возможность. На вопрос, были ли у вас за последний год случаи, когда нарушали срок оплаты, 50% опрошенных ответили утвердительно. Этому также способствовало то, что люди брали кредитные каникулы, которые затем по-разному трактовали.
Клиенты банков, оказалось, более ответственно погашали кредиты на карантине. То есть, у меньшего количества опрошенных были проблемы или задержки с оплатой (около 30−40%). По моему мнению, в банках люди больше боятся просрочивать платежи, поскольку те имеют больше рычагов влияния, чем МФО.
Покупай ОВГЗ с высокой доходностью и получи бонус от «Минфина»
Как отличается поведение банковских клиентов и клиентов МФО?
В банках и микрофинансовых компаниях разные заемщики. В МФО преимущественно кредитуется аудитория, которая имеет неофициальные доходы. Также отличается отношение заемщиков к финучреждениям. МФО менее серьезно воспринимаются людьми, чем банки.
Цели, на которые люди используют кредиты микрофинансовых компаний и банков тоже разные. В МФО, в основном, занимают деньги, чтобы дожить до зарплаты или покрыть непредсказуемая расходы, например, на лечение. Часто это срочные кредиты.
В то же время, на получение ссуды в банке нужен пакет документов и значительно больше времени. Клиенты банков используют кредитные лимиты на картах, как правило, на ежедневные расходы (это похоже), а также покупки потребительских товаров, как одежда, обувь, техника
В ломбарды обращаются в последнюю очередь, так как не совсем понимают, как это работает, и есть опасения, что это не совсем честно
фото: Сергей Владыкин для «Минфина»
Как выбирают, где взять кредит? И большие ли суммы занимают?
Критерии выбора ломбардов, МФО и банков тоже весьма разнятся. Когда ищут банк для оформления кредита, обычно обращаются в финучреждение, где уже имеют карту, или выбирают «свой банк» или банк, который представлен в торговой сети, в которой покупают товар в кредит.
Когда спрашиваем респондентов, по какому критерию выбирают банк для сотрудничества, все говорят о надежности. Но, когда разбираемся, что такое «надежный банк», то, на самом деле, это основывается на собственном субъективном восприятии, отзывах знакомых, родственников и тому, что пишут в прессе.
При выборе МФО важную роль играет реклама и выдача сайта компании при поиске в интернете.
Сумма займа зависит от цели. По нашим исследованиям, средняя сумма потребительских кредитов в банках составляет 10 тыс. грн. В МФО эта сумма немного ниже — в среднем 3−5 тыс. грн.
Интересно, что среди аудитории, которая кредитовалась в МФО, только 7% клиентов не брали кредиты в других учреждениях. Остальные — это пересечение с другими каналами кредитования.
А вот пользование ипотекой среди населения сейчас на уровне менее 1%. Среднестатистический украинец не может себе позволить ипотеку, поскольку не в силах покрыть ежемесячный платеж.
Читайте также: Депозиты и валютный кеш. Как хранят сбережения украинцы — опрос CBR
Как карантин изменил отношение украинцев к сбережениям?
На данный момент от 40% до 60% населения, по опросам, имеют определенные сбережения. Правда, каждый сбережения понимает по-разному: для кого-то это даже 1 тыс. грн и меньше.
Недавно в исследовании мы спрашивали, регулярно ли вы экономите и сколько откладываете денег. Ситуация такова, что только 10% респондентов сказали, что они экономят регулярно. Эти 10% в среднем ежемесячно откладывают около 17% от дохода.
Около четверти опрошенных (27%) сказали, что экономят ситуативно, когда получат неожиданный доход, премии
фото: Сергей Владыкин для «Минфина»
Как долго смогут жить украинцы на отложенные деньги?
Украинцы, которые экономят, в среднем смогут прожить на эти средства 2−3 месяца.
Как много людей вообще не имеют сбережений?
От 40% до 60%.
Каким образом украинцы хранят сбережения?
Основной способ — наличка в национальной валюте. На втором месте — банковские карты, а затем — наличные деньги в иностранной валюте. Если говорить о средневозрастной и высокодоходной аудитории, то уровень сбережений на депозитах или минимум на карточных счетах значительно выше.
По последним данным, с учетом сел и старшей возрастной группы, депозиты в банке есть лишь у 5% украинцев. Правда, с ростом дохода этот показатель значительно увеличивается.
Читайте также: За размещение валюты в банках клиентам уже приходится доплачивать
Какие самые популярные инвестиции среди населения? Изменилось ли за карантин отношение к рисковым инвестициям?
В нашем опросе есть альтернативные инвестиции: недвижимость, негосударственные пенсионные фонды, накопительное страхование. Но, на самом деле, вкладывает средства по каждому такому направлению даже меньше 1% населения.
А как насчет молодежи?
Что касается возрастных ценностей, то есть интересная тенденция: самая молодая аудитория (поколение z) менее привязана к масштабным инвестициям, менее склонна покупать жилье и авто, предпочитает путешествия. Однако из-за пандемии появились новые ценности, например, значимость собственного жилья выросла.
Беседовала Светлана Тартасюк
Комментарии - 36
Динаміка цін за останні роки та прогнози до кінця 2020.
— Ну?
— Что, ну? Там половина страниц вырвана!
— Ну и что? Пятьсот тысяч — тоже хорошие деньги.
А ось слово «МФО», яке не має нічого спільного з інвестуванням, зустрічається аж 11 раз!
Ну так конечно, попробуй в селе, даже если захочешь, открыть депозит и регулярно его пополнять. Да на маршрутку до райцентра потратишь больше чем проценты по вкладу в какой-нибудь государственном жадном банке (потому что других скорей всего там и нет).
Ну и финансовым просвещением населения как никто не занимался, так и сейчас не занимается. И если в городах есть шанс через знакомых/интернет как-то приобщиться к теме, то в сёлах это всё равно что встретить на улице динозавра - шансов очень мало.
Я б тоже не в один из этих видов не вкладывал. Недвижимость для аренды или перепродажи это бизнес не для всех, к тому же бизнес это не инвестиции. Ну и на старте такая «инвестиция» требует денег которых у большинства просто нет. Пенсионные фонды всё ещё низкоприбыльные и не имеют репутации. Страхование и не даст ощутимого результата если выбрать небольшую сумму взноса и менее выгодно в сравнении самостоятельным накоплением денег на валютных депозитах куда эти же страховые аккумулируют деньги клиентов.