МВФ подумывает отказаться от программы расширенного финансирования Украины и вернуться к короткому, 18-месячному формату stand by. Из-за этого Украина может получить меньше денег. Однако в нынешних условиях сумма помощи не столь уж и принципиальна.
Украина и МВФ. Инвестиционный бум уже не за горами
Как пояснил в колонке для «Минфина» аналитик ИГ Универ Михаил Федоров, гораздо важнее чтобы Фонд закрепил сам факт сотрудничества. После этого пойдут в страну пойдут и прямые инвестиции. Конечно, если власти опять все не испортят.
Программа и требования
На дворе уже май и пока еще Украина не дошла до финальной точки в вопросе сотрудничества с МВФ. Программа EEF (деньги в обмен на структурные реформы) была предварительно одобрена еще в конце прошлого года на сумму $5,5 млрд на 3 года, затем ее объем был увеличен до $8 млрд, но стране нужно было выполнить два ключевых условия. Провести земельную реформу, закон по которой уже принят, и принять так называемый «антиколомойский закон», окончательное голосование по которому еще предстоит.
Власти Украины, по различным причинам медлили, и сейчас МВФ уже предлагает программу Standby на 18 месяцев, с меньшим объемом финансирования. Эта программа не рассчитана на структурные реформы в стране, а декларирует своей целью поддержание финансовой стабильности, но и по ней, старое требование в виде принятия «антиколомойского закона» сохранено. Других «больших» требований МВФ обещает не предъявлять.
Читайте также: Stand by вместо EFF. Почему МВФ передумал
Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков заявил, что на заседании 13 мая, Рада может рассмотреть законопроект по «антиколомойскому закону» во втором чтении. Если Рада примет его, то после этого никаких преград для сотрудничества Украины и МВФ уже не будет.
От сотрудничества не уйти
Тактически, конечно, нет никаких гарантий того, что этот закон примут именно 13 мая и процесс опять не затянется. Тем более, что многие сейчас задаются вопросом, а нужно ли теперь Украине сотрудничество с МВФ с «урезанной» программой помощи. Но даже если в мае этот закон не удастся принять, я думаю, что рано или поздно его все равно примут и Украина выполнит условия МВФ и либо в мае, либо летом дело будет сделано.
Почему я так считаю? Потому что в прошлые годы страна приняла «стратегическое решение» и выбрала вектор своего развития. И обстоятельства, которые вытекают из этого «стратегического решения», не оставляют нынешним властям Украины другого выбора, кроме как продолжить путь по выбранному пути. Украина не может отказаться от сотрудничества с МВФ, потому что это будет самоубийством для нынешней власти. В нынешних условиях это непозволительная роскошь. Поэтому, несмотря на желания, обстоятельства диктуют действия для властей страны. И команда «Зе», хочет она этого или нет, выполнит и выполняет условия МВФ.
Новая программа сотрудничества с МВФ для экономики Украины будет большим шагом вперед, даже в урезанном виде, поскольку это поставит жирную точку в вопросе обслуживания государственного долга страны. С новой программой сотрудничества с МВФ как таковой проблемы с государственным долгом Украины уже не будет. Проблема дефолта страны станет неактуальна. И дело заключается даже не в том, что МВФ даст денег. Это не самое главное. Сотрудничество Украины и МВФ было бы большим позитивом, даже если бы объем программы составлял бы $1 млрд или же всего $100 млн. Сумма помощи в этом вопросе не так важна.
Знак качества от Фонда
Важно другое, важно, что сотрудничество с МВФ запустит позитивный эффект домино для экономики страны. После МВФ Украина сможет получить макро финансовую помощь от Европейского Союза и кредит от Всемирного Банка. Но и это не самое главное.
Одобряя свою программу, МВФ как бы ставит галочку, к которой прислушиваются все деньги мира. Ведь в современном мире самыми богатыми являются не США или Китай, самым богатым является частный капитал, который считает риски и доходность. И МВФ — это знаковая организация, она, образно говоря, является аудитором в глазах частного капитала. Если МВФ дает добро, пусть даже не на $8 млрд, а всего на $1, для частных денег это знак о том, что инвестиции в этот актив или в эту страну являются безопасными.
Читайте также: Два сценария для Украины: кредит МВФ или запуск печатного станка
Сотрудничество с МВФ повышает условный рейтинг надежности Украины в глазах всего финансового сообщества мира. А с ростом надежности вырастет и спрос на долговые бумаги Украины, то есть нерезиденты со всего мира будут более охотно покупать и гривневые, и валютные ОВГЗ. Их спрос поднимет цену долговых облигаций страны и понизит по ним доходности. Страна за счет этого сможет занимать по более низким ставкам, и обслуживание долга будет стоить меньше.
Собрать лучшие оценки
Вместе с этим, после МВФ и после окончательной стабилизации государственных финансов страны, если не произойдет какого-либо другого негативного события, как я полагаю рейтинговое агентство Moody’s наконец-то повысит рейтинг Украины до уровня «B». И это будет очередной очень важной галочкой, потому что страна уже имеет рейтинг «B» от двух других ключевых рейтинговых агентств, таких как Fitch и S&P.
Если страна будет иметь рейтинг «B» от всех трех ключевых рейтинговых агентств мира, то это создаст совершенно другие, качественно лучшие условия для финансового положения страны.
С рейтингом «B» государственный долг Украины смогут покупать длинные инвестиционные деньги. Сейчас пока что такое почти невозможно, потому что рейтинг «С» не позволяет это сделать, и пока ОВГЗ покупают и покупали спекулятивные деньги. С рейтингом «B» спрос на государственный долг Украины может увеличиться в разы.
В поисках частных денег
Но тема госдолга — это далеко не все и даже не самое важное. С рейтингом «B» в Украину наконец придут прямые инвестиции. И почему это произойдет я попытаюсь объяснить, но зайду издалека.
Представьте что вы, например, немец и у вас есть банк. Вы имеете собственные деньги в размере 10 млрд евро, у вас есть депозиты в размере 40 млрд евро., то есть всего 50 млрд. Вы на эти деньги покупаете какие-либо активы или выдаете кредиты. Но поскольку вы являетесь банком, то вы обязаны следить за своим балансом и выполнять требования надзорных органов.
Надзорный орган, в лице Европейского центрального банка, ввел нормативы, которые регулируют вашу деятельность для того, чтобы вы не проиграли деньги вкладчиков играя в азартные игры с высоким доходом. Эти нормативы ЕЦБ взял не с потолка, а исполнил рекомендации «Базельского комитета по банковскому надзору», которые написаны в соглашении Базель-3, который был утвержден в 2010-2011 годах. И этим рекомендациям следуют почти все Центральные Банки мира.
И по этому соглашению Базель-3, при оценке капитала банков, различные активы оцениваются по-разному, в зависимости от степени риска. Например, государственные облигации США с рейтингом «ААА» оцениваются на 100% стоимости, активы в виде сырья, такого как медь, нефть или серебро, оцениваются с дисконтом 50%. А активы с рейтингом «C», как у Украины сейчас, оцениваются в 0%.
Читайте также: После карантина будет очень много денег
То есть, если вы, будучи немецким банком, купите ОВГЗ Украины с рейтингом «С», то при стресс-тесте капитала вашего банка этот актив будет оценен аудитором как НОЛЬ! Вы, конечно, можете купить ОВГЗ Украины, но только в случае если их полностью будут покрывать ваши собственные средства, без использования денег вкладчиков.
Рейтинг ограничивает промышленность
В другом примере вы можете быть французской компанией, у которой есть 4 завода в разных странах, которые стоят по балансу $4 млрд, и плюс у вас еще есть $2 млрд оборотных средств. Но у вас есть и пассивы в виде долгосрочных и краткосрочных займов на, скажем, $3 млрд, а свой капитал в этом случае составляет тоже $3 млрд. И вы решаете построить пятый завод за $1 млрд в Украине. У вас есть выбор построить его на свои $2 млрд, но лишиться части оборотного капитала, или же занять денег в банке.
Вы идете в вышеупомянутый немецкий банк, чтобы взять под это дело кредит. Но немецкий банк говорит вам, что у Украины рейтинг «C» и поэтому залог этого 5-го завода будет стоить НОЛЬ! А потому кредит он вам не даст. Вы не можете построить завод на свои средства, ведь так вы лишите себя оборотных средств. Поэтому вы решаете строить завод в другой стране, у которой есть хотя бы рейтинг «B», под который дают кредиты.
Рейтинг «B» от всех трех рейтинговых агентств мира, для Украины будет такой галочкой, которая откроет дверь, как для портфельных, так и прямых инвестиций. С рейтингом «В» немецкий банк сможет купить ОВГЗ Украины на деньги вкладчиков, а французская компания сможет построить свой пятый завод в Украине на кредитные средства. И в какой-то мере для страны это будет другая, «нормальная» финансовая реальность, которой до этого не было.
Читайте также: Что спасет украинскую экономику: АПК, новое производство или «тень»
Конечно же, все это не означает, что завтра в одночасье наступит светлое будущее. Но в новых условиях, если конечно оно наступит, и никто не помешает этому процессу, развитие экономики страны может быть достаточно сильным, учитывая текущую «низкую базу» экономики. Если при этом власти страны усовершенствуют законодательство и полноценно применят принцип равенства в вопросе отношений кредитора и заемщика, то есть полноценно защитят права и кредитора и заемщика, то в стране полноценно заработает рынок кредитования. И реальные ставки по кредитам, с учетом дальнейшей макро стабилизации и дальнейшего снижения основной ставки НБУ, смогут упасть до уровня 7-9% в общем, а не только по специальным программам.
Внешние и внутренние особенности
Плюс к этому стоит понимать, что разгорающийся конфликт между Китаем и остальным миром по вопросу вины Китая в пандемии коронавируса, может сыграть на руку Украине. США грозят Китаю санкциями, а это в перспективе может заставить многие западные компании искать новое место для своих заводов. И Украине критически важно иметь рейтинг «B» для того, чтобы наша условная французская компания, описанная выше, смогла на кредитные деньги построить завод в Украине, взамен своего китайского завода.
Если в добавок ко всему этому украинская власть успеет провести налоговую реформу, где как в учебнике по экономике основная фискальная нагрузка будет на прямых налогах, а косвенные налоги, как и положено, будут выполнять лишь регулятивную функцию, то таких французских, немецких, американских, китайских, украинских и прочих компаний, которые будут готовы инвестировать в Украину, будет множество.
Но, конечно же, многое зависит от того, как будут действовать власти страны. В программе максимум, пользуясь удачной конъюнктурой и стечением обстоятельств, продолжая реформировать страну, можно создать в стране условия для полноценного инвестиционного бума. Но если этого не удастся, то в программе минимум, страна хотя бы стабилизирует государственные финансы и курс гривны к доллару вновь уйдет ниже уровня 26 гривен за доллар.
Но не исключен и плохой вариант. Когда стратегия не сработает, а сработают тактические интересы различных сил внутри Украины. Первый вариант, это когда «антиколомойский закон» не будет принят и сотрудничество с МВФ провалится. Тогда ничего вышеописанного не будет, и все будет, как и раньше.
Читайте также: МВФ разрешил Украине прожить полтора года без реформ
Или же, есть второй средне-плохой вариант, это когда власти страны получат деньги от МВФ, а потом попытаются отмотать реформы назад. Тогда Украина получит только деньги от МВФ и ничего более, ведь отозвать условную одобрительную «галочку» МВФ очень легко. «Деньги» сами все увидят, и тогда никакого кредитного рейтинга «В» у Украины не будет. Но я все же думаю и надеюсь, что шансы на плохой исход очень низки, потому что стратегия всегда над тактикой.
Комментарии - 23
Просто ответьте на вопрос: почему в мекке благополучия для украинца — ЕС и евроЗоне, с уже проведёнными реформами и уже свёрнутыми программами работы с МВФ, ситуация ухудшается год от года, инвестиции падают, предприятия закрываются, безработица растёт, долги растут, налоги растут, а инфляция набирает обороты??? Чем Украина лучше периферических государств-членов ЕС, экономическая ситуация в которых находится на грани коллапса. Почему там нет а здесь, по-вашему, да — на трамплине перед взлётом?
Вместо того, чтобы нести чушь про рейтинги, реформы, и мнимые инвестиции, нужно говорить о вреде, который нанесла экономике Украины предыдущая влада: снятие таможенных барьеров и уничтожение местного производителя, потеря населения и директивный рост минималки, повышение налогов и обесценивание гривны, выход из тени и финансовый террор. Экономика инертна, а процессы по уничтожению среднего класса (локомотива эк. развития любого цивилизованного общества) и реальной экономики страны, начатой режимом порошенки, остановить уже невозможно, по крайней мере без кардинального пересмотра геополитической ориентации развития…
А вот один из примеров манипуляций евростата по ВВП, например:
В 2014 году Европейский союз постановил, что все страны-члены ЕС должны перейти на новую методологию расчета ВВП. Конкретно они должны с 1 сентября указанного года включать в ВВП доходы от проституции, наркобизнеса и нелегальной торговли оружием. Многие страны незамедлительно исполнили директиву Брюсселя. ЕС с гордостью сообщил в начале 2015 года, что совокупный прирост ВВП за истекший год в интеграционной группировке составил 1,4%, что лучше показателя предыдущего года. Мол, экономика Евросоюза пошла в рост!
Ряд стран ЕС особенно заинтересован в том, чтобы исполнять статистическую директиву. Искусственно раздувая показатель ВВП,, можно понизить такой показатель, как отношение долга к ВВП (в %). Многие страны по этому показателю не вписываются в критерии ЕС (установленные Маастрихтским договором), а Брюссель подсказывает, как это можно сделать без уменьшения реальных сумм долга.
С реальной же экономикой всё намного сложнее и её труднее контролировать: владелец бизнеса сам себе хозяин, сам распоряжается финансами, направляет их по своему усмотрению или уходит в тень в случае необходимости.
Именно поэтому экономика западных стран обречена: она не делает ставку на малый и средний бизнес — двигатель реальной экономики. Именно поэтому у экономики западных стран нет будущего, и всем, кому небезразличен малый и средний бизнес рекомендуется переориентироваться на Восток, на страны по другую сторону баррикад…
У меня спросят: «А как же экспансивный сектор украинской недвижимости?». Я отвечу: «Когда все деньги будут отмыты, что его ждёт???»
7 сентября 2001-го МВФ расширил программу сотрудничества stand-by с Аргентиной до $21.57 млрд. $6.29 млрд. были предоставлены немедленно (https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/14/01/49/pr0137)
23 декабря 2001-го Аргентина объявила дефолт.
Автору стоит задуматься, что если реальный мир не соответствует тому, что он читал о нём в учебниках политэкономии, то что-то неправильно скорее в учебниках, а не в мире.
Украина если сравнивать с Аргентиной только в начальной стадии.
Но это уже чуть другой вопрос - как распорядится деньгами в будущем.
По Аргентине дефолт произошел не после того как дали в сентябре, а после того как МВФ отказал в декабре.
Не надо говорить про ступеньку 1 и 3 умалчивая 2. )))
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/117299/
А насчёт МВФ и Аргентины, не очень понятно, что именно я умолчал. В обсуждаемой статье сказано: «Одобряя свою программу, МВФ как бы ставит галочку, к которой прислушиваются все деньги мира.». На примере Аргентины я показал, что это не так: МВФ одобрил программу, но вопрос госдолга для Аргентины решен не был.
Ну и да, был бы признателен за ответы на вопросы, заданные в предыдущей статье: https://minfin.com.ua/2020/04/24/44126992/#com3853679
Потому что заявления о том, что «в современном мире самыми богатыми являются не США или Китай, самым богатым является частный капитал» звучат красиво, но я не вижу явного подтверждения этому в реальном мире.
Но описанная картина представляется слишком радужной.
Потока инвестиций не будет.
Т.к. бизнес не создает инструментов для инвестиций.
А покупать долю корпоративных прав некой невнятной ОООшки...
Вобщем, ''нет ручек - нет конфет'' ©.
Какой «инвестиционный бум»?
В конце 2018 года очередная программа расширенного финансирования была заменена на очередную программу stand-by,и после этой замены случился бум... спекулятивный,в ОВГЗ.,а прямыми инвестициями и не «пахло».
Это ведь тоже - «сигнал»,поэтому сомневаюсь,что в этот раз «инвестиционный» бум не будет таким же - спекулятивным,и прямые инвестиции не обойдут Украину «стороной».
Без структурных реформ в Украину придут только финансовые спекуляции,а не прямые инвестиции.
И МВФ своей сменой программ даёт этому «сигнал».