Минфин - Курсы валют Украины

Установить
6 марта 2020, 12:57 Читати українською

Где одолжить еще 276 миллиардов для бюджета

На данный момент предусмотренные в бюджете объемы заимствований уже выполнены на 20%. Но впереди еще почти десять месяцев года и немалые долговые выплаты.

Фінансування бюджету
Фото: dengi.informator.ua

Как профинансировать бюджетный дефицит и обеспечить стабильное обслуживание государственного долга, в колонке для «Минфина» рассказал старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.

Сколько нужно занимать

По бюджетным показателям этого года нужно одолжить 342,5 млрд грн, в т.ч. 231,1 млрд грн на внутреннем рынке и 111.4 млрд грн – на внешнем. В целом, этот план за два месяца удалось выполнить на 19,3%. Это произошло благодаря успешному выходу на внешний рынок: в январе размещено 1,25 млрд еврооблигаций, что принесло бюджету  34,2 млрд грн финансирования.

Таким образом было выполнено 30,7% от плана на внешние займы. Но выполнение плана по привлечениям займов на внутреннем рынке пока что продвигается очень медленно. От размещения ОВГЗ привлечено 32 млрд грн, а это всего 13,8% от плана.

Можно было бы еще выйти на мировые рынки, подождать еще одну волну нерезидентов. Но все не так просто.

Инвесторы боятся рисковать

Сейчас окно возможностей для новых займов прикрылось. Не закрылось совсем, но Украину, которая считается страной с достаточно высоким уровнем рискованности, уже не жалуют так, как раньше. Обухом по голове инвесторов прошелся и коронавирус, вызвав нестабильность на мировых рынках.

А она дополнилась еще и нашими, украинскими проблемами – переговоры с МВФ затянулись, очень неожиданно и почти полностью изменено правительство. Неужели вы одолжите сейчас деньги такой стране? — Конечно, нет.

Бюджет надо выполнять и занимать дальше. Одалживать уже при тех условиях, которые будут складываться. Ведь бюджету не только нужны деньги, они нужны еще и в валюте. В этом году из бюджета в валюте нужно заплатить в общей сложности  $9 млрд. А одолжили пока что только $1,8 млрд, то есть нужно еще около $7 млрд.

Читайте также: ОВГЗ теряют привлекательность. Что будет с бюджетом и гривней

Где взять валюту

Как только удастся выполнить условия программы МВФ, правительство сможет получить от Евросоюза и по программам Всемирного банка (по словам министра финансов) около $2 млрд. Также можно активизировать продажу именно валютных ОВГЗ, которых в прошлом году продали меньше, чем погасили.

Да и в этом году пока что рефинансирование выплат по валютным ОВГЗ лишь 40% — одолжили чуть больше $400 млн, а выплатили уже $1 млрд. То есть спрос на валютные ОВГЗ вполне можно получить достаточно неплохой, потому что украинским банкам некуда особо вкладывать валюту, которую население собрало на депозитных счетах.

Как увеличить круг покупателей ОВГЗ

Спасательным жилетом для займов в гривне может стать дальнейшее снижение учетной ставки Нацбанком. Как только доходность ОВГЗ станет выше базовой ставки, по которой НБУ будет кредитовать банки или изымать избыточную ликвидность, государственные облигации могут стать банкам более интересными, чем депозитные сертификаты.

Этих депозитных сертификатов, которые НБУ каждые две недели погашает и продает новые, – уже больше 180 млрд грн. Это лишь на 20 млрд меньше, чем бюджету нужно одолжить с внутреннего рынка. Конечно, все они не будут перенаправлены на облигации, но значительная часть – да. Здесь еще будут важную роль играть внутренние банковские процедуры. Но доходность может стать решающей.

А что же нерезиденты?

Для иностранцев украинские облигации все еще остаются привлекательными. Но снова вспомним МВФ, коронавирус, непонятную перспективу по чиновникам. И добавим, что это будет влиять и на курс гривны. Поэтому, как только это все нормализуется и стабилизируется, а Украина станет более прогнозируемой, чем сейчас, то и эта категория инвесторов будет снова иначе смотреть на ОВГЗ или еврооблигации.

Поэтому одолжить еще 276 млрд грн, которые остались для выполнения бюджетных показателей, в этом году вполне еще реально. Главное, чтобы это было на условиях win-win – чтобы и бюджет не платил по долгам, но и для инвесторов приобретение облигаций не было убыточным.

Комментарии - 33

+
0
Oleksandr M
Oleksandr M
6 марта 2020, 17:09
#
Вот Ситибанк сегодня опять вышел и скупал валюту, видимо под нерезов, которые продают на вторичке свои ОВГЗ, но кто скупает эти ОВГЗ и будут ли находиться покупатели на них в дальнейшем?
+
0
SAndreyS
SAndreyS
7 марта 2020, 10:03
#
А может под дивиденды транснационалов, их немало в Сити.
+
0
motoruller
motoruller
7 марта 2020, 23:20
#
Почти все овгз что продают нерезы покупает сам ситибанк, часть банки партнеры-нерезы и часть укрбанки. Берут бумаги 3 и 5летки с дисконтом +1.5% к прибыли.
Все же в этой статье не пояснили последний пункт.
Нерезы не просто не покупают и не будут покупать, они продают свои овгз. Автор статьи в каком мире живет где наши овгз по прежнему привлекательны нерезам?
Касательно валютных овгз то Уманский эту тему подтвердил. А вот насчет депсертификатов то они гривневые, а овгз валютные. Что опять не отвечает на вопрос откуда возьмется валюта под конвертацию 180млрд грн сертификатов для покупки валютных овгз. Видимо продолжат размещать безлимитные грн овгз плюс валютные
+
+15
Boombarash
Boombarash
6 марта 2020, 17:58
#
«Для иностранцев украинские облигации все еще остаются привлекательными.» Ога. Щаз. Чтобы вернуть нерезов придется поднять S&P 500 выше 3000 и Dow Jones выше 26500, а заодно и ставочку к 16% вернуть. А пока не вышли первые квартальные отчеты корпораций с прогнозами, лучше бы этот аналитик сухариков подсушил.
+
0
Vvvlad
Vvvlad
6 марта 2020, 19:29
#
Прекрасное чувство юмора, полностью поддерживаю написанное!
+
+87
R S
R S
6 марта 2020, 20:59
#
«Где одолжить еще 276 миллиардов для бюджета» ??? - Нигде!
Занимать в долг деньги, чтобы их просR@ть - так поступать могут только @лкаши и украинское правительство.
Это полный финиш. Сушите вёсла, ребята...
+
+13
SAndreyS
SAndreyS
7 марта 2020, 10:06
#
Все так делают, не юродствуйте, все одалживают на проесть, в мире считанные страны имеют профицитный бюджет, а остальные дефицитный и все одалживают и не на постройку заводов, а на проесть. Так оно работает. И нормальная страна от ненормальной отличается тем, сколько и под какие ставки она одалживает.
+
+30
R S
R S
7 марта 2020, 10:49
#
Пускай другие делают, что хотят, у них своя голова на плечах.
Я считаю, что одалживать на проесть - это в корне неправильно.
Одалживать можно на развитие, на НИОКРы, на создание новых технологий с последующим их внедрением и созданием новых рабочих мест, и т.д. и т.п.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
7 марта 2020, 14:38
#
Мне вот интересно, почему все считают, что они лучше знают, чем условно правительство Польши, то нам не в коем случае не нужно идти путем развитых стран? 
Я бы еще понял, если бы такое советовали практики с мировым успешным опытом, но обычно советуют ноунеймы.
+
0
zaNOza :)
zaNOza :)
8 марта 2020, 10:20
#
Иерархический инстинкт фундаментальный...
+
+30
oleksandr2020
oleksandr2020
10 марта 2020, 3:25
#
Вы сами сказали и не подумали какую глупость. Если бы все друг у друга отдалживали, то не было бы экономики. Это больше было бы похоже на на дебильную игру. Все правильно человек говорит, постоянная жизнь в долг рано или поздно приведет к банкротству. Не важно где, на уровне государства или семьи. Если сравнивать Украину с пациентом, то химиотерапия уже не помагает. А люди все дальше продалжают покупать айфоны в кредит и ждать очередного праздника чтобы нажраться... Никто и не думает что будет дальше.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
10 марта 2020, 11:37
#
Я не сказал глупость, я написал факт, то что подтверждается в секунду гуглиньем гос. долг в мире. 
Еще 5 мин. гуглинье динамика госдолга. 
А вы пишете, размышления философа, уровня - «я лично не люблю и не беру в долг, а значит так должно делать и государство». Не должно.
+
0
knaz197
knaz197
11 марта 2020, 20:58
#
Если все одалживают, то кто одалживает?
+
0
R S
R S
11 марта 2020, 23:55
#
Одалживает тот, кто производит резервную валюту.
+
0
R S
R S
11 марта 2020, 21:25
#
Для SAndreyS

Я высказал своё личное мнение, и думаю, что многие здравомыслящие люди со мной согласятся.
Если бы Вы проводили подобную политику на своём семейном бюджете, Вы бы очень быстро и в полной мере прочувствовали всю ущербность и бесперспективность подобного поведения.
И я не говорил, что не нужно идти путем развитых стран.
Идти путём успешных, развитых стран нужно. Только не надо слушать их нынешние советы, а надо повторять их прошлые действия, которые и привели их к успешности. Вот и вся огромная разница.

А практиков с мировым успешным опытом на этом сайте не было и нет, поэтому своими мнениями здесь делятся обычные «ноунеймы», такие как я, вы, и многие другие.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
12 марта 2020, 9:52
#
В том-то и проблема, что все смотрят на гос. финансы через призму своих личных, но это ошибка. Это примерно как командир взвода критикует командира дивизии, видя только своих 30 человек, и картину на +/-5 км. в стороны. (Может не самая лучшая аналогия, но что придумал). 
И здесь не только дело в том, что командир дивизии (генерал) имеет и опыта и знаний больше, но и в том, что решения по управлению 30 чел. и 15 000 чел. и решению задачи отличаются.
Также само отличаются решения по управлению семейным бюджетом (3-5 человек), от управления бюджетом страны на 42 млн. И кардинально?
Вы правы хорошо повторять их прошлые действия, но вот скажите, британское правосудие начиналось с законов об огораживании и вешали за кражу платка. Повторять будем?
Многие экономики были созданы на 100% отсутствии любой социалки, повторим? Прямо сейчас?
Проблема в том, что многие решения требуют просто убить или вывести за край нищеты (пока этот только просто нищета), возможно несколько миллионов граждан. У которых нет не накоплений не средств существования.
Почему никто об этом не задумывается? Все хотят решения, как США стали такими богатыми. Только в США пенсии нет (кроме гос.), декрет несколько недель и.т.д. 
Отменяем прямо сейчас пенсии? Это круто: минус 22% ЕСВ - снижение нагрузки, и 180 млрд. расходов гос. бюджета на субсидирование пенсионного фонда. Представляете как уменьшится черное трудоустройство? У на 180 млрд. можно дорог сколько построить?
+
0
Владимир Поливальников
Владимир Поливальников
7 марта 2020, 5:12
#
Сталина на вас нету. Спекулянты хреновы!
+
+46
Італій .
Італій .
7 марта 2020, 6:44
#
И не говори. Спекулировать — это святое право вождя. Народ должен молча внемлить и продолжать тянуть лямку баржи.
+
+15
tarick
tarick
7 марта 2020, 19:14
#
Нигде. Жить на заработанные!
+
0
SAndreyS
SAndreyS
7 марта 2020, 19:51
#
Это дефолт и голод пенсионеров.
+
+73
tarick
tarick
7 марта 2020, 20:00
#
Не преувеличивайте, в начале 90х ситуация в экономике гораздо хуже была — но голода не было. А вот некоторое падение уровня жизни будет даже полезно — оно напомнит 73% населения, что им таки было, что терять, что рост экономики и рост доходов — это не данность, а результат правильных действий руководства, а телесериал и реальная жизнь — ни разу не одно и тоже.
+
0
Boombarash
Boombarash
8 марта 2020, 3:52
#
Технический анализ допускает кризис соизмеримый с 3-мя кризисами 1998-го или 3-мя кризисами 2008. Это вполне сопоставимо с депрессией столетней давности и такое мы еще не переживали. Менее, чем за год к такому подготовиться не возможно, а вот бездарно просрать 5 лет, как показывает украинская практика - запросто.
+
+15
SAndreyS
SAndreyS
8 марта 2020, 10:06
#
Ну и зачем нам возврат в 90-е, я голосовал против ЗЕ, но ваше предложение проучить Зе-избирателей, ударит и по нам? Ради «проучить» в разы ухудшать свой уровень жизни? Я не мазохист.
+
+15
tarick
tarick
8 марта 2020, 11:00
#
А кто вас (ну и меня тоже) теперь спрашивает? у руля — им***лы (которые кстати по вашему мнению — делают все правильно), не осознающие последствий своих действий. и все, что они нагребут в долг под проедание — в любом случае придется отдавать.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
8 марта 2020, 12:00
#
Без МВФ нам никто не даст на проедание много денег. При этом мы и до ЗЕ, каждый год занимали на проедание. 
И экономика росла. 
А если нам сейчас не дадут на проедание, будет и дефолт и мощная девальвация.
+
+44
tarick
tarick
8 марта 2020, 16:05
#
До зе никто не догадывался выйти на первое место в мире по ревальвации гривны.
Дефолт и мощная девальвация - это будет тот «волшебный пендель», который заставит думать. Только пустой холодильник может победить телевизор.
+
+19
SAndreyS
SAndreyS
8 марта 2020, 19:04
#
Да, нас 2008 и 2014-2015 научил. И война так научила, такие пенделя дала, что аж Зе выбрали?
Может надо сразу полношасштабную войну? Только до экономики ли будет?
+
+15
tarick
tarick
8 марта 2020, 21:10
#
В 14-ом пока что выбрали лучшего президента в истории этой страны. А в 19-ом, несмотря на 3,5 года непрерывного роста - вы выбрали шута. За это и будем расплачиваться все вместе.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
8 марта 2020, 21:23
#
Верно. Вот только не смогли простить Пороху, ту задницу в которую загнал Янукович. 
А что будет, если будет дефолт и девал, вообще неизвестно кого выберут.
Опасно...
+
0
zaNOza :)
zaNOza :)
8 марта 2020, 10:28
#
А как по мне все по сериалу, я правда смотрела пару трейлеров только, сравниваю с кратким содержанием в интернете.
+
0
tarick
tarick
8 марта 2020, 11:05
#
Я сериал не смотрел (даже трейлеров). А в жизни он пока победил только рост ВПП, доставшийся в наследство от «барыг».
+
0
Boombarash
Boombarash
8 марта 2020, 14:16
#
Вот сейчас за этот «барыжий» рост и расплатимся.
+
0
tarick
tarick
8 марта 2020, 16:29
#
Нет. мы расплатимся за то, что вам из телевизора рассказали, что хуже некуда, а вы - расвесили уши и побежали голосовать за шута.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться