Банковская система заканчивает год с рекордными показателями. За 10 месяцев чистая прибыль банков составила 52 млрд грн — это в 3,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Отчисления в резервы были самыми низкими за последние 10 лет, а рентабельность капитала — небывало высокой.
Катерина Рожкова: Если Приватбанк остановить, клиенты в него уже не вернутся
Стабильная ситуация в экономике помогает финучреждениям. Инфляция замедлилась до показателя в 5%, доходы украинцев растут, а предприятия готовы брать кредиты.
Но вот вопрос: как долго все это может продолжаться? В НБУ утверждают, что время рекордных прибылей банков подходит к концу. Так что расслабляться не стоит.
Согласно результатам стресс-тестов, которые провел регулятор, сейчас проблемные банки можно пересчитать на пальцах. Но что неприятно: в их число затесались и крупнейшие игроки с государственным капиталом. Если ситуация в экономике изменится, а это вполне вероятно, деньги на их капитализацию придется искать в госбюджете — то есть в наших с вами карманах.
Есть и другие риски. Украина договорилась с МВФ о заключении новой программы. Но чтобы получить деньги, правительству придется выполнить ряд условий. Одно из главных — сделать так, чтобы на рынок не вернулись банки-зомби, а национализированный Приватбанк — не попал в руки Игоря Коломойского.
О том, как выполнить это условие, и насколько прочна стабильность на финансовом рынке, в интервью «Минфину» рассказала первый заместитель главы правления Национального Банка Катерина Рожкова.
Кредит МВФ
— Украина и Международный валютный фонд в принципе договорились о новой программе сотрудничества объемом $5,5 миллиарда на 3 года. Но пока только на словах. Когда могут быть улажены все формальности по этому вопросу, и Украина получит первый транш?
— Прошлая программа была достаточно простая и короткая — она должна была поддержать Украину между выборами. Теперь мы говорим о новой. Список требований, которые Украине нужно выполнить для ее подписания, выглядит немного иначе. К старым условиям, которые мы не выполнили, добавился ряд новых.
Чтобы выйти на Совет директоров МВФ, подписать меморандум и получать деньги от Фонда, Украине нужно выполнить несколько prior actions. Понятно, что в этом году времени у нас уже нет — вопрос откладывается на следующий год. Является ли перенос чем-то страшным? Ответ — нет. Украинская экономика выглядит наилучшим образом за последние «надцать» лет. Все параметры на отличном уровне — инфляция, резервы, соотношение госдолга к ВВП. Международные инвесторы очень внимательно смотрят на эти показатели. И чем они лучше, тем дешевле мы можем занимать деньги. Это значит, что Министерство финансов меньше тратит на обслуживание госдолга и дефицит госбюджета не растет.
Вот сейчас звучат упреки, что Украина строит «пирамиду из гособлигаций». Мы уже шутим между собой и называем ее параллелепипедом. На самом деле, пирамида — это когда ты занимаешь все чаще и дороже, а сроки займов сокращаются. А когда ты занимаешь дешевле и на дольше — это не пирамида, это замещение дорогого и короткого ресурса более дешевым и длинным. Украина движется к тому, чтобы сократить расходы госбюджета на обслуживание долга и постепенно делать реформы.
Мы часто повторяли, что для нас сотрудничество с МВФ — это не только о деньгах. Это якорь для реформ, сигнал для инвесторов. МВФ в посткризисных странах — это как знак качества. Если страну кредитует Фонд, значит, она движется правильным путем, ее можно кредитовать, инвестировать в ее долговые бумаги. Дальше должны следовать реформы, благодаря которым в страну придут прямые иностранные инвестиции. А это уже даст рост экономики, рабочих мест
— В 2020 году Украине предстоят крупные выплаты внешним кредиторам. Первые значительные платежи правительство должно сделать в марте. Мы справимся, если до тех пор МВФ не даст нам кредит?
— В следующем году Украина должна выплатить порядка $6 млрд по внешним займам, еще $2,8 млрд — по валютным внутренним долгам. И еще около 129 млрд грн нужно, с учетом процентов, заплатить по внутренним гривневым обязательствам Минфина.
Но проблем быть не должно. Мы видим, что Минфин проводит аукционы по размещению ОВГЗ и каждый раз ставка становится все ниже. Почему? На наши ценные бумаги очень высокий спрос. Инвесторы видят, что экономика идет правильным путем. К тому же, валютную внешнюю задолженность Минфин постепенно замещает внутренним гривневым ресурсом, чтобы уйти от валютных рисков. Плюс — золотовалютные резервы растут. Только с начала декабря Нацбанк выкупил с рынка $1,4 млрд. То есть у нас есть «подушка безопасности», которая позволяет более уверенно смотреть в следующий год.
Читайте также: Рекорд года. За прошлую неделю НБУ выкупил на межбанке $565 миллионов
— Но если получение транша будет откладываться снова и снова, то и количество желающих вложить деньги в госдолг Украины уменьшится, и ставки по заимствованиям придется снова повышать…
— И в НБУ, и в Кабмине, и в Офисе Президента есть понимание, что реформы, о которых мы говорили с Фондом, необходимо проводить. Нам нужен Меморандум с МВФ, чтобы этот «знак качества» был не вербальным, а настоящим.
— Какие prior actions Украине осталось выполнить?
— Например, Фонд хочет, чтобы у нас заработал рынок земли. Для Украины это ресурс, который способен поднять экономику. МВФ не важно, кто получит право покупать землю, только резиденты Украины или и иностранцы тоже. Главное, чтобы появилась возможность инвестировать и инвестиции были защищены.
Если же говорить о финансовой сфере, то это законопроект № 2571, который недавно подал в Раду Кабмин. В СМИ его называют «антиколомойским», но это ошибка. Он совершенно не о Коломойском. Мы работали над этим документом очень долго. Просто некоторые вещи совпали.
«Антиколомойский» законопроект
— МВФ хочет гарантий, что банки, которые ранее были признаны неплатежеспособными и находятся в процессе ликвидации не вернутся на рынок. И, главное — что Приват не вернется к бывшим собственникам даже в том случае, если украинские суды признают национализацию незаконной…
— Такой закон был нужен еще в 2015—2016 годах, когда с рынка выводилось большое количество банков. Законодательство, которое сейчас регулирует эти вопросы, писалось в период, когда на рынке не было банкротств. Оно было и остается чисто теоретическим. Когда мы начали применять его на практике, оказалось, что есть много моментов, которые не позволяют Нацбанку и Фонду гарантирования оперативно реагировать и принимать решения. Законопроект это меняет. Не могу сказать, что он дает больше полномочий Нацбанку. Но они выписаны четче.
Читайте также: Новые факты в деле Приватбанка. Чем закончатся суды
Важная норма документа — признание банка банкротом и ликвидация финучреждения — процессы необратимые, их нельзя развернуть вспять. Если ФГВФЛ уже выплатил деньги вкладчикам, а завтра собственник банка подает в суд и требует остановить ликвидацию — что должно происходить дальше? Вкладчики должны вернуть деньги Фонду гарантирования? Или кто-то другой должен отдать эти деньги ФГВФЛ?
Точно так же нельзя отменить продажу банка новому владельцу. Возьмем, например, неплатежеспособный Астра Банк, который являлся сателлитом Дельта Банка Николая Лагуна и был, по сути, «пустышкой». В 2015 году банк был признан неплатежеспособным, Фонд гарантирования его продал. Теперь он работает под названием Агропросперис — входит в международный холдинг и специализируется на обслуживании небольших сельскохозяйственных предприятий. У него прекрасные кредитные программы для фермеров, прекрасный портфель. Но экс-собственники подали в суд и требуют признать продажу недействительной и вернуть им банк. Возникает вопрос — что и кому теперь вернуть? Из банка — «пустышки» был создан фактически новый банк, который кредитует реальный сектор экономики. Получается, что теперь нужно вернуть новому акционеру деньги, которые он вливал в капитал, компенсировать все интеллектуальные инвестиции. А банк придется снова отдать в ФГВФЛ? Это тупиковая ситуация.
Поэтому законопроект № 2571 — это, в первую очередь, закон на перспективу. Чтобы в будущем процессы признания неплатежеспособности банка, его продажи или ликвидации проходили более просто и понятно. Кроме того, мы хотим установить механизм защиты собственников финучреждений, которые будут признаны неплатежеспособными.
— Как именно он будет работать?
— Сейчас в законе «О системе гарантирования» есть норма, согласно которой собственник получает компенсацию в размере суммы, которая осталась после продажи всех активов и расчетов с кредиторами банка. В частности, такой механизм сработал в случае с Госзембанком и Классик Банком.
Законопроект № 2571 усовершенствует эту процедуру. Алгоритм следующий: Нацбанк признает банк неплатежеспособным, учреждение отправляется в ФГВФЛ и тот определяет, как с ним дальше поступить. Собственники не смогут остановить процесс банкротства и ликвидации финучреждения через суд. Но если экс-собственник считает, что ему был нанесен ущерб, он может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Ее размер будет рассчитываться как разница между стоимостью активов и обязательств, которые были в банке на момент признания неплатежеспособным. Например, если у банка было привлеченных средств на 80 единиц, а кредитов он выдал на 100 единиц — владелец может требовать выплатить ему оставшиеся 20. Но все расчеты должен подтвердить аудитор. Если суд примет решение в пользу экс-собственника, государство компенсирует ему ущерб.
— Сколько времени отводится на то, чтобы оспорить решение НБУ?
— Экс-собственники могут подать иск и обжаловать решение Национального банка в течение 90 дней.
— Не слишком ли это короткий срок?
— Многие говорят, что этого мало. Давайте дискутировать. Мы основывались на нашей практике, когда по одному и тому же банку идет лавина исков, которые затягивают процесс на годы. Если народные депутаты решат увеличить срок на обжалование — не проблема. Главное, чтобы все было цивилизованно и прозрачно.
— В финансовом комитете ВР также недовольны и формулой, по которой рассчитывается сумма компенсации собственникам неплатежеспособных банков. Мол, при таких расчетах она может получиться отрицательной…
— Глобально есть одна причина, по которой НБУ выводит банк с рынка, — это недостаток капитала. Если у банка есть капитал и нормальные активы, проблема с ликвидностью всегда решаема. У НБУ есть для этого достаточно инструментов. Если капитала нет, то нечего и возвращать владельцу. Это справедливое решение. Хотя были прецеденты, когда банки выводились из-за непрозрачной структуры собственности, когда не было вопросов к финансовому состоянию. В таких банках был положительный капитал, и владельцы таких учреждений могут потенциально получить компенсацию.
Приватбанк
— Но все же, самая болевая точка сейчас — ситуация с Приватбанком. Каким образом закон поможет урегулировать ее, если государство проиграет и суд все же признает национализацию Привата незаконной?
— Мы не писали этот закон под Приват, и напрямую он вроде как ничего и не дает. Проект еще раз подчеркивает, что решения, принятые в процессе выведения банков с рынка, нельзя остановить. Статья 41 действующего закона «О системе гарантирования» четко оговаривает, что банк, который национализирован в соответствии с этим законом, не может быть возвращен предыдущим собственникам. Поэтому эта норма уже существует в действующем законодательстве.
— Да, но она работает только в случае, если национализация была законной и проведена без нарушений. А если суд решит, что нет… У вас есть план действий на этот случай?
— План есть. В этом случае произойдет двусторонняя реституция и Приватбанк снова окажется в Фонде гарантирования. Тут-то и будут нужны нормы законопроекта, которые помогут провести все процедуры быстрее. Вы ведь понимаете, что банк такого размера нельзя ликвидировать, иначе мы дестабилизируем всю финансовую систему. С ним придется что-то делать — возможно, передавать активы и пассивы, возможно, — создавать переходный банк. Но при этом Приватбанк должен продолжать работать. Банк — это как доменная печь: если ее один раз затушить, то снова разжечь уже нельзя. Так и Приват. Если его остановить, клиенты в него уже не вернутся. А это значит выплаты, оттоки по системе, инфляция
— Как вы оцениваете шансы принятия проекта?
— В законе около 100 статей и, естественно, народным депутатам нужно его прочитать. Я знаю, что в принципе члены парламентского комитета по финансам поддерживали идею о невозможности возврата выведенных с рынка банков бывшим владельцам. Нам нужно будет встретиться и рассказать, какие идеи НБУ хотел вложить в проект. Возможно, для их достижения найдутся альтернативные пути, какие-то компромиссные варианты. Очень надеюсь, что эта работа начнется в начале следующего года. Но никаких гарантий по срокам принятия документа нет.
— Если Рада не успеет с принятием закона и суд признает национализацию незаконной. Как будет действовать Нацбанк?
— Надо понимать, что помимо возможного решения административного суда, есть же еще дело в хозяйственном суде о возврате акций Приватбанка. На это потребуется какое-то время. Естественно, на такое решение рынок отреагирует негативно, и у нас уже есть план по поддержке финансовой стабильности в системе. С этим мы точно справимся.
Дальше должна быть обоюдная реституция — если отменят национализацию, значит будет аннулирована докапитализация Привата. Значит НБУ примет решение о его неплатежеспособности и, по действующему законодательству, обратится к Кабинету Министров. И поскольку Приват — системно важный банк, мы будем предлагать принять решение о его национализации.
Даже если суд вернет акции Привата Коломойскому, у нас в регулировании есть норма, которая позволяет регулятору лишить акционера банка права голоса, если он не прошел согласование в Нацбанке.
— Предположим, произошла реституция, Приват признан неплатежеспособным. В этом случае последствия очевидны — бегство клиентов, отток вкладов… Как будете спасать банк?
— На сегодняшний день у нас достаточно широкий и апробированный инструментарий для того, чтобы поддержать банк, не допустив глобальной паники на рынке и сохранив финансовую стабильность.
Конечно, в шоковой ситуации однозначно придется вводить какие-то ограничения, чтобы завтра все 170 млрд депозитов не вылились нам на рынок. Ведь в этом случае мы бы сразу забыли об инфляции 5% и заимствованиях Минфина под 10% сегодня и ожидаемых 8% завтра.
Не будет нового закона, значит, будем предпринимать какие-то другие действия, чтобы ФГВФЛ в этом случае не останавливал обычные розничные платежи. Этого нельзя делать. Если будет решение, что банк снова пойдет под национализацию, мы будем готовы поддерживать его ликвидностью. У нас есть инструментарий, чтобы сбалансированно удержать ситуацию. Но мне бы не хотелось это все снова проходить. Это все равно будет серьезный стресс для рынка.
— А как отреагирует МВФ, если закон не будет принят? Ни меморандума, ни транша не будет?
— Закон должен быть принят до того, как мы подпишем меморандум, который будет вынесен на совет директоров Фонда.
Я уже говорила, что острой необходимости в средствах Фонда сейчас нет. Но я надеюсь, что закон будет принят и Украина выполнит свои обязательства перед МВФ. Если мы, достигнув в декабре предварительных договоренностей, в течение разумного периода не будем их выполнять, то инвесторы почувствуют себя некомфортно.
Кроме того, нельзя менять те нормы проекта, которые согласовывались с Фондом. МВФ также расценит это как невыполнение обещаний.
К счастью, сейчас все органы власти понимают, что нам нужно сотрудничество с Фондом, а МВФ, в свою очередь, не выдвигает условий, которые для нас были бы невыполнимы.
— Какие еще важные новации есть в документе?
— Он меняет порядок рассмотрения судебных дел о банкротстве банков. Эта категория дел достаточно сложная, их рассмотрение часто нужно начинать с того, что судьям приходится разъяснять основы банковского дела — что такое капитал, что такое базельские принципы
Поэтому законопроект предлагает рассматривать такие дела в Верховном Суде как суде первой инстанции. А апелляция или кассация будут проходить в Высшей палате Верховного Суда. Это должно повысить и качество, и скорость рассмотрения таких дел. И если бы этот документ был принят сегодня, дело Привата и остальных банков-банкротов нужно было бы передать в Верховный суд.
Документ также упростит для ФГВФЛ процедуру создания переходного банка.
— Кстати, вы знаете, что депутат Дубинский готовит альтернативный законопроект?
— Я знаю, что он много критиковал наш. Наши критики нам не верят, но у нас абсолютно нет задачи ущемить чьи-то права. Мы хотим, чтобы процесс был цивилизованным. И если бы не история с Приватбанком, то можно уверенно сказать — что этот закон писали на будущее, ведь банкротства банков время от времени случаются. И для этого не нужен всемирный кризис. И это должно быть урегулировано так, чтобы минимально пострадали вкладчики, государство и акционеры. Как это сделать — давайте обсуждать.
Привилегии Ощадбанка
— Этот же законопроект № 2571 предусматривает, что с 1 июля 2020 года Ощадбанк присоединится к ФГВФЛ. Это лишит его вкладчиков привилегии — 100%-й гарантии по депозитам на любую сумму, а не только до 200 тыс грн. Эта гарантия перестанет действовать только для новых вкладов?
— Да, все депозиты, которые были размещены до 1 июля, будут гарантироваться в полном объеме до окончания строка договора, после этой даты — в размере гарантированной суммы (сейчас 200 тыс. грн).
Правильная мера. С точки зрения Нацбанка такие изменения — вопрос конкурентности среды. Ведь взносы в ФГВФЛ — это дополнительные расходы банков на депозиты. И, понятно, что они их учитывают при расчете реальной ставки. Получается несправедливая ситуация, поскольку у Ощадбанка этих затрат нет.
Другой вопрос — это эффективность самого Ощадбанка. В последние годы он очень много сделал, но он продолжает оставаться неэффективным. Государственный банк — это форма собственности, но вид деятельности — это коммерческий банк. Он априори должен быть эффективным и выстраивать свою политику, не имея преференций, и конкурировать с другими банками за счет качества услуг, каких-то ноу-хау для клиентов
Также не стоит забывать, что в 2018 году Кабмин одобрил стратегию развития госбанков. Она предусматривает привлечение в капитал, в том числе и Ощадбанка, международного инвестора. Она должна помочь сделать из «постсоветского» банка структуру мирового уровня. В этом случае банк перестанет быть 100% государственным. Как с этим быть? Международных инвесторов интересуют одинаковые условия работы на рынке. Они не могут заходить в институцию, которая сегодня имеет преференции, а завтра их могут забрать. Поэтому Ощадбанк должен присоединиться к ФГВФЛ до того, как, в его капитал зайдет международный инвестор. Тогда никаких сюрпризов в будущем ждать не придется.
— Есть предварительные расчеты, сколько Ощадбанку нужно будет заплатить за присоединение к Фонду?
— Первый взнос — это 1% от уставного капитала — 495 млн грн. Гораздо большая нагрузка — регулярные взносы, которые ему придется платить в Фонд. Это по предварительным подсчетам на 1 октября этого года — 334 млн грн в квартал. Эти цифры мы передали Фонду гарантирования и Ощадбанку. Возможно, будет речь о плавном вхождении Ощадбанка в Фонд и поэтапном внесении взносов. Чтобы мы не пришли к ситуации, когда Ощад станет участником ФГВФЛ, но Министерству финансов придется его докапитализировать.
— Сейчас у Ощадбанка не так много козырей в конкуренции с другими банками. Если государство не будет гарантировать всю сумму депозита, у банка вырастут расходы и ставки по вкладам упадут, не приведет ли это к оттоку депозитов?
— В случае необходимости мы всегда можем поддержать Ощадбанк ликвидностью. Это вообще не обсуждается. Но мне кажется, это просто надуманные мифы.
Есть очень много клиентов, которые исторически обслуживаются в Ощаде. Госбанки все предыдущие годы имели преференции — при выплате пенсий, субсидий, в программе «Карта киянина» и так далее. Кроме того, большинство клиентов — достаточно инерционны. Те, кто уже привык к какому-то банку, не будут спешить его менять. Не стоит забывать и о том, что у Ощадбанка большая сеть отделений и поэтому жителям небольших городов может быть удобно обслуживаться именно в нем.
Важно и то, что изменения не приведут к тому, что условия обслуживания в Ощадбанке станут хуже, чем в других учреждениях. Если бы все платили 13% годовых, а Ощад — 9%, тогда, вероятно, начался бы отток. Но мы говорим, что условия станут такими же, как у других банков. Поэтому причин уходить из Ощада не будет. Посмотрите на банки с иностранным капиталам, которые практически ничего не платят по депозитам в иностранной валюте. У них ставки в валюте 0,5% годовых, и оттока нет.
Читайте также: Ощадбанк собирается закрыть до 600 отделений
Сейчас нужно говорить не о потенциальном оттоке клиентов, а о том, что участие в ФГВФЛ поможет Ощаду привлечь иностранного инвестора и быстрее модернизироваться.
О депозитах. Гривна или валюта
— Национальный банк резко снизил учетную ставку. Примеру регулятора следуют и банки. Например, ставки по депозитам очень заметно упали в Привате…
— Наша задача не просто принимать решения и ждать, пока рынок их прочитает. Поэтому мы написали письма набсоветам, правлениям банков — не только Привату, но и всем остальным, кто «зашкаливал» по депозитным ставкам. В конечном итоге Приват отреагировал, Ощад еще нет. Кстати, мы это делаем не впервые. Мы пишем такие письма каждый раз, когда меняем ставку. Зачем мы это делаем, понятно: пойдут вниз ставки по депозитам, начнут дешеветь кредиты.
— А оттока вкладов не будет, если ставки начнут резко падать? Не боитесь, что гривна пойдет на валютный рынок — ведь доллар сейчас дешевый.
— И что? Ставки по депозитам в долларах, если не брать Укрэксим и Ощад — 1−1,5% годовых, а в гривне — пусть упадет до 13%, но разница все равно значительная. Поэтому я не вижу экономического смысла в том, чтобы забирать деньги из банковской системы при экономически обоснованном снижении депозитных ставок. Люди не заработают, а потеряют, если будут отдавать предпочтение иностранной валюте вместо гривны.
Размести депозит в надежном банке и получи до 18,75% годовых
Процентная ставка по депозиту должна защитить вкладчика от инфляции и дать немного заработать. Это пассивный доход. Если у нас инфляция 5% и еще 5% дополнительно вкладчик может заработать — это 10% по депозиту. Но это не должно быть 18%. Ведь есть и другая сторона: люди, которые хотят брать ипотечные кредиты и кредиты на развитие бизнеса. Рентабельность в 15% — это очень хороший показатель для бизнеса. Но если ставка по депозитам высокая, то и по кредитам тоже, и тогда бизнес развиваться не будет. А это значит — не будет рабочих мест, поступлений в бюджет
Продажа госбанков
— Какие у вас ожидания по срокам полной приватизации государственных банков?
— Я думаю, что на это потребуется больше двух лет. Первым, безусловно, будет Укргазбанк. Уже в ближайшее время Международная финансовая корпорация частично войдет в его капитал. Банк проделал действительно большую работу, он нашел свою социально-финансовую миссию, нишу экологического банкинга. С точки зрения перспективы экобанкинг — очень важное направление. Там заложена немножко другая философия, но она все равно коммерческая.
Укргазбанк первым из госбанков расчистил свой баланс, он эффективный и прибыльный. Сейчас в его капитал войдет МФК, и он продолжит совершенствовать корпоративное управление, управление рисками. Хотя, конечно, остаются еще проблемы, которые нужно решить. У нас все госбанки, кроме Привата, и в активах, и в пассивах слишком зависимы от госмонополий, а инвесторы этого не любят. Поэтому Укргазбанку нужно избавляться от госмонополий. Особенно от тех, которые конфликтуют с его бизнес-моделью — того же «Энергоатома». После этого он будет готов к тому, чтобы полностью выставляться на продажу.
Вопрос — стоит ли спешить с полной приватизацией госбанков? Наша задача — сделать их конкурентными и эффективными. Иначе их придется продавать с дисконтом. Кроме того, чтобы мы могли выгодно продать госбанки, должна развиваться экономика страны, чтобы была потребность в кредитах, рос ВВП. В противном случае, банковский бизнес не будет привлекательным для покупателей.
— Для Ощадбанка сроки приватизации еще больше?
— Ощадбанк нужно будет «привести в форму», сделать его эффективным. А на это потребуются годы. Сейчас наша цель — сделать его абсолютно рыночным. Речь не только об участии в ФГВФЛ. Набсовет должен провести ревизию бизнес-модели банка, определить, какой она должна быть. После этого банк сможет готовить бизнес-планы и двигаться к частичной или полной приватизации.
Могут быть различные варианты. Посмотрите на Сбербанк РФ — 50% плюс одна акция принадлежат
Все зависит от размера банковской системы и от концентрации в ней. В некоторых странах, например, она очень концентрирована. У нас же я вижу разные движения. Негосударственные банки быстро подрастают, многие из них имеют очень хороший потенциал. У них есть все шансы потеснить главенствующее положение госбанков. В зависимости от этого и будет разрабатываться план приватизации последних.
Ситуация на рынке
— Есть ли сейчас на рынке проблемные банки, чья история может окончиться ликвидацией?
— В целом, сегодня среди 30 крупнейших банков таких нет. Периодически какие-то проблемы могут возникать, но даже стресс-тесты говорят о том, что ситуация нормализовалась.
Есть несколько банков, которые из года в год демонстрируют по стресс-тестам плохие показатели. Мы видим там структурные проблемы с балансами, с которыми нужно работать. Но чего-то страшного мы не ожидаем. У них есть возможность исправить ситуацию.
Что касается небольших банков, то есть несколько, которые вызывают у нас опасения. Но они не занимают какой-то значительной доли на рынке, поэтому серьезной угрозы не представляют.
По итогам прошлого года оставалось 10 банков, бизнес-модели которых были нежизнеспособными. Эти учреждения — преимущественно наследие банковского «беби-бума» 2011−2013 годов. У них были пустые балансы, эффективно они не работали. Стратегия собственников этих банков была в том, чтобы продать финучреждения, когда закончится кризис и на рынок придут инвесторы. Но бизнес по продаже банковских лицензий уже закончился в Украине. Такого количества потенциальных инвесторов попросту нет.
Некоторые из этих банков сейчас пытаются выйти на рыночный уровень, но это сложно. Во-первых, их никто не знает, кроме их собственников, менеджмента и Нацбанка. Во-вторых, непонятно, что они могут предложить клиентам. Этим банкам нужно не только придумать бизнес-модель и купить технологии, им нужно также обучить персонал. Момент для этого уже упущен. Возможности для старта были тогда, когда на рынке были проблемы, когда большие игроки были заняты расчисткой балансов и восстановлением после кризиса. Сейчас же банковская система восстановилась, все банки развиваются, а у них не хватает средств, чтобы сделать рывок вперед.
— Слияние может быть выходом из ситуации для таких банков?
— Если они объединятся между собой, вместо двух маленьких не очень качественных банков появится один, побольше, но все так же не очень качественный, без бизнес-модели, без значительного количества клиентов. Поэтому им стоит выбирать для слияния банки покрупней, которые уже нашли свое место на рынке.
Возможно, наилучший выход — стать финансовой компанией. Сейчас эти банки пытаются зарабатывать, вкладывая деньги в ценные бумаги. Будучи финкомпанией, они смогут делать то же самое, но существенно уменьшат свои расходы. Уверена, в какой-то момент владельцы этих учреждений пойдут таким путем.
Сплит
— Этой осенью был принят закон о сплите, который отдает под контроль НБУ небанковские финансовые рынки. Как вы оцениваете ситуацию на рынке финкомпаний и стоит ли ожидать «чистки» на нем?
— Работу, связанную с законом о «сплите», мы ведем в нескольких основных плоскостях. Первая — наша внутренняя трансформация, инвентаризация процессов нынешних регуляторов и построение зеркальных процессов в НБУ. Это очень кропотливая работа. Наша цель к середине первого квартала 2020 года быть готовыми с точки зрения организационной структуры и понимания процессов. Конечно, мы рассчитываем, что к нам перейдут работники из Нацкомиссии по регулированию рынков финуслуг.
Второе большое направление — это законопроекты. Сейчас уже практически готов новый закон о финуслугах, вместе с представителями сектора мы его дорабатываем. Кроме того, в начале следующего года мы планируем подготовить наши предложения для ряда других законопроектов, которые будут регулировать отдельные рынки. Наша ключевая идея — это пропорциональный надзор. Для финучреждений, которые не привлекают средства кредиторов, надзорная функция должна быть минимальна. Останутся требования к лицензированию, к прозрачности структуры собственности, к финмониторингу, но если компания не привлекает вклады населения и средства юрлиц на счета, то фактически она рискует только собственными деньгами. Поэтому мы сосредоточимся только на надзоре за их рыночным поведением и на защите прав потребителей.
Но чем больше вкладчиков и рисков, тем жестче будут требования надзора. Это коснется страховых компаний и кредитных союзов. В мировой практике и страховщики жизни, и кредитные союзы являются участниками фонда гарантирования вкладов. Но чтобы это сделать у нас, нужно взять под контроль кредитную политику КС и политику принятия рисков в страховании.
Третья часть — это улучшение работы на рынке. Например, сейчас мы совместно с USAID работаем над совершенствованием регулирования процедур лизинга и факторинга. Эти отрасли очень важные для мелкого бизнеса, но сейчас сталкиваются со сложностями. Также мы хотим обсудить с международными партнерами и банками возможность более простого доступа к финансированию лизинговых компаний.
Читайте также: Новый регулятор. Что Нацбанк обещает страховым компаниям и кредит-кафе
Что касается чистки, то такой задачи никто не ставит. Любые чистки наносят удар по рынку, к нему теряется доверие, которое потом нужно восстанавливать. Если регулирование будет меняться, мы будем давать достаточно времени, чтобы компании имели возможность подготовиться к новым требованиям.
— Нацбанк возьмет под контроль и микрофинансовые организации. Регулятор уже говорил о планах заставить подопечных давать клиентам достоверную информацию о кредитных ставках. Будете ли вы устанавливать ограничения на ставки по кредитам, которые сегодня достигают невероятных размеров?
— Я не сторонник административных ограничений на рынке. При ограничении вместо процентной ставки попросту появится какая-то дополнительная комиссия. Если есть высокий спрос на услугу, цена предложения всегда будет расти.
Сейчас и банки занимаются потребительским кредитованием. Мы им объясняем, что нужно снижать ставки по депозитам и после этого эффективные ставки по кредитам будут не 50%, а 40%, например. Маржа останется все равно высокой, но для клиента она будет более подъемной. Снижение ставок по кредитам в банковском секторе приведет к их снижению и у микрофинансовых организаций.
Кроме того, мы выдвинем к таким учреждениям требования по раскрытию информации. Сейчас там ставки часто настолько завуалированы, что клиент не может в них сориентироваться.
Мы уже разработали стандарты раскрытия информации для банков, в том числе, мы будем контролировать прозрачность и честность их рекламы. Эти же правила будут распространяться и на микрофинансовые организации. Если у клиента будет одинаковая информация о кредите и его цене, ему будет проще сориентироваться. Ведь сейчас, когда банк указывает скажем, 46% годовых по кредиту, а микрофинансовая организация — 0,01% в день, второй вариант кажется более привлекательным. Хотя в реальности это может быть совсем не так.
Административные ограничения приведут только к тому, что часть кредитного бизнеса уйдет в тень. И там он исчезнет из поля зрения регулятора. Наша цель — этого не допустить.
Беседовали: Алексей Писарев, Татьяна Очимовская
Комментарии - 18
Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать...
Если есть деньги в Привате - лучше перевести в другой банк... Не спеша, не в пожарном темпе, понемногу, просто закрывая то что закрывается, и не открывая нового.
Так что то что если приват остановить клиенты побегут это просто ложь. Уже бегут кто поумнее.
Ни один из действующих на сегодня банков не «потянет» увеличение
своей клиентской базы на 20 млн клиентов даже чисто технически.
Подписывайтесь на youtube-канал «Минфина» и оставляйте комментарии с вопросами под видео;)
Рожкова - «мы написали письма набсоветам, правлениям банков — не только Привату, но и всем остальным, кто «зашкаливал» по депозитным ставкам»
Одно высказывание полностью противоречит другому...
С КДВ на универсальную кредитку переводы без комиссии — так что не надо придумывать страшилки…
:-)
Универсальная кредитка «заточена» под расчёты в торгово-сервисной сети и оплате товаром или услуг через интернет, и её тарифы не оптимизированы для «торговли» на ОЛХ путём р2р-переводов.
Если же необходимо перевести деньги между счетами разных физлиц — воспользуйтесь переводом по банковским реквизитам — цена вопроса фиксирована и равна 3 грн не зависимо от суммы перевода…
Спасибо.