Минфин - Курсы валют Украины

Установить
27 февраля 2019, 7:01 Читати українською

За использование ФОПов уже штрафуют​

Попытки государства прикрыть схему трудоустройства через ФОП объясняются  желанием государства увеличить доходы в госбюджет. 

Однако работодатели не просто оптимизируют налоги, используя ФОП, а избегают дискриминации трудового законодательства. Ведь Кодекс законов о труде в большей степени защищает работника, а не работодателя. О том, почему работодатели не хотят официально трудоустраивать сотрудников, рассказал член Совета НБУ Тимофей Милованов. 

Трудовое законодательство в целом является большей проблемой, чем ФОП.

Об этом мало знают, но за использование ФОПов штрафуют уже сегодня. Но об этом редко говорят публично, потому что боятся. Даже если новый закон МинСоца против использования ФОП не примут, угроза штрафов не исчезнет. Потому что основные проблемы заложено в КЗоТ

В самом КЗоТе так много глупостей, что официальное трудоустройство и выполнение требований трудового законодательства мешают бизнесу развиваться. Вот несколько примеров:

1. Сотрудника нельзя уволить, если нашли кого-то получше или более дешевого на замену.

2. Сотрудника нельзя уволить, если он скандалист, ведет себя токсично, разрушает коллектив, не соглашается или открыто саботирует миссию компании, или не соответствует этическим стандартам.

3. Нельзя увольнять работников, даже если в компании трудное экономическое положение (кроме случаев реструктуризации). То есть обанкротиться можно, а увольнять лишних людей при изменении условий рынка — нельзя.

4. В случае реструктуризации можно увольнять, если предложить альтернативную (похожую) позицию и человек откажется.

5. Определенные категории сотрудников уволить нельзя вообще. Это 12 защищенных категорий. Подумайте как при таком кодексе освободить половину бюрократов и сотрудников на госпредприятиях — даже если их эффективность нулевая. Ответ — никак. Возобновятся через суд.

7. Снизить зарплату, например, из-за экономического кризиса почти невозможно. Это считается существенным изменением условий труда и защищено процедурой. Сотруднику легко выиграть суд.

8. Сложно официально создать условия труда из дома, или коворкинга, ведь работодатель должен предоставить рабочее место, не менее 6 кв метров, и т.д.

9. Трудно оформить свободный график. Почти невозможно компенсировать сотруднику использования своих материалов, оборудования, интеллектуальной собственности.

10. Сложно или невозможно правильно оформить работу по совместительству особенно для директоров, бухгалтеров, членов советов и т.д.

11. Существуют неадекватные ограничения по сроку работы. Например, можно оформить дежурство: сутки — трое. Все нарушают, и поэтому могут быть оштрафованы.

12. Ограничения на отпуск. Это должны быть календарные дни, а не рабочие.

13. Многие дискриминации, которую называют защитой. Пример — женщины не могут работать ночью. Даже если согласны. Даже если нет альтернативы.

14. Зачем существует трудовая книжка? В цифровой экономике в 21 веке.

15. Невероятное количество бумажной работы, которая формальная, постоянно подделывается — то есть по факту одно, на бумаге другое. Зачем это все? Чтобы была возможность штрафовать и возобновлять людей?

Похожие проблемы конечно и в налоговом кодексе. Рынок труда также искривлен потому, что определенные компании имеют определенные привилегии, предусмотренные в госбюджете или в других специальных законах

Я бы очень хотел, чтобы читатели поняли, что штрафы за ФОП и другие штрафы выдают на основе КЗоТ и Налогового кодекса. И что есть системная проблема искажения рынка труда, в том числе и через ФОП. Она вредит всем. Нужно выравнивать налоги, упрощать регулирование и администрирование, и переходить к нормальным рыночным правилам, где работает конкуренция, а не государство определяет кто, где и сколько спит — на работе или нет.

Комментарии - 49

+
+101
Игорь Коляда
Игорь Коляда
27 февраля 2019, 8:28
#
Я бы очень хотел, чтобы читатели поняли, что штрафы за ФОП и другие штрафы выдают на основе КЗоТ и Налогового кодекса.

Вот в этом и проблема, что штрафуют — на основании КЗоТ.
ФОП — это ЮРлицо и обособленный субъект хозяйствования, а значит его отношения с другими ЮРлицами и обособленными субъектами хозяйствования должны регулироваться «ГОСПОДАРСЬКИМ КОДЕКСОМ УКРАЇНИ» https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/ru/436-15
Потому что КЗоТ — регулирует отношения между ФИЗлицом(наёмным работником) и ЮРлицом(работодателем).
И в случае с ФОП, КЗоТом могут регулироваться только отношения между ним, ФОП и ФИЗлицом(наёмным работником).
Об этом я уже писал здесь https://minfin.com.ua/blogs/igor68/120046/
+
+51
Barmaley33
Barmaley33
27 февраля 2019, 14:50
#
Всё верно. Вот только когда ФОП по результатам проверки «переходит» в физлицо, то как раз КЗоТ здесь и применяется со всеми его нормами. Об этих штрафах и идёт речь, чтобы выявить физлиц под прикрытием ФОПов. И, кстати, ФОП — это не юрлицо (к сожалению), а «фізична особа с особливим юридичним статусом». Где-то в комментах проскакивала ссылка на решение верховного суда щодо тлумачення поняття фізичної особи-підприємця.
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
27 февраля 2019, 17:09
#
Вот только когда ФОП по результатам проверки «переходит» в физлицо,

Насколько мне помнится, весь «сыр-бор» наоборот из-за того, что физлицо из статуса наёмного работника — переходят в ФОП со статусом предпринимателя и признаками ЮРлица.
И именно за это и штрафуют, потому что рассматривают это как оптимизацию налогов со стороны ЮРлица-работодателя.
+
+37
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
27 февраля 2019, 9:41
#
Спасибо за статью. Только это крик вопиющего в пустыне.
Эта система настолько прогнила, что порождает только проблемы.
Тут нужны храбрые реформаторы для изменений.
+
+77
Oligarh
Oligarh
27 февраля 2019, 9:49
#
Когда власть в тупике и не знает как можно стимулировать экономику чтобы она приносила больше отчислений — решение одно, нагибать бизнес и штрафовать!
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
27 февраля 2019, 10:07
#
В 2020 нужно менять систему, в Этом году никто не рискнёт.
+
+35
yarg
yarg
27 февраля 2019, 10:58
#
Да ее же только поменяли.
нужно признать печальный факт — наша Рада выродилась в локальный вариант российского «бешеного принтера». Штампуют сотни бессмысленных законов каждый год, но не в состоянии решить реальные проблемы — страшно, народ не поймет, выборы…
+
+42
Tisha ™
Tisha ™
28 февраля 2019, 13:05
#
«Да ее же только поменяли.»
Не поменяли. Только сказали, что поменяли. :) Все то же и всё те же… только под другим углом…
+
0
irakez
irakez
27 февраля 2019, 14:00
#
Чтобы менять систему, нужно иметь большинство. В парламенте, в правительстве, в головах и сердцах людей. Кто бы ни победил на выборах, убедительного большинства этот человек и эта политическая сила не получит. А значит будет очередной политический кризис или даже затяжная 5-летняя политическая война. В таких условиях никто не решится на непопулярные среди пролетариата меры.
+
0
Артур М.
Артур М.
27 февраля 2019, 12:08
#
Ви то праві, і вас розуміє будь який керівник чи власник бізнесу, тілки не зрозуміє елехторат, тому до парл. виборів змін чи реформ точно ніхто робити не буде.
«Пример — женщины не могут работать ночью. Даже если согласны. Даже если нет альтернативы.» це ви звідки взяли? :)

Це ви ще забули про профспілки, про те, що лодарям і тим, хто шкодить підприємству, ще треба відвальне заплатити, щоб воно пішло за згодою сторін :)
+
+62
Danconia
Danconia
27 февраля 2019, 13:51
#
1. это прямо по Амазоновски — рабы должны стоить дешёво и никак иначе
7. Снизить зарплату — это уже по украински, желательно иметь возможность ее не только снизить но и не выплатить последний месяц-два, это прямо станет драйвером роста бизнесочков вроде спортлайфа
+
+29
irakez
irakez
27 февраля 2019, 14:01
#
Зато сейчас все зашибись, по пролетарски. По крайней мере, на бумаге.
+
+14
yarg
yarg
27 февраля 2019, 15:07
#
А что с Амазонкой не так? там рабы недорогие?
+
+11
irakez
irakez
27 февраля 2019, 13:51
#
Либерализация КЗОТа возможна только в условиях огромного доверия населения к правительству и разным ветвям власти в целом. Это было возможно в 2014-2015 годах.

Но эта возможность благополучно просрана и в ближайшие 5 лет уже не появится. Как это ни прискорбно.
+
+15
Алексей Яковлев
Алексей Яковлев
28 февраля 2019, 10:49
#
Все проще. Есть состояние — его просто надо узаконить. Типа предприятия до 100 человек имеют упрощенные правила. Больше — полный кзот. И человек сам на рынке выбирает куда ему лучше идти — он четко будет знать что его ждет. Знает хозяина, имеет доверие, понимает условия — идет в малый, хочет полной защиты, правил — идет на большое.

главное увеличить конкуренцию за сотрудника и бизнес сам будет предлагать и зарплаты и плюшки.
+
+11
irakez
irakez
28 февраля 2019, 19:47
#
Ну вы ж понимаете реакцию зубожилых на это узаконивание. Она будет точно такая же, как и на предложение узаконить фактическое отсутствие бесплатной медицины.
+
0
Volos86
Volos86
1 марта 2019, 10:15
#
Этот комментарий нужно выбить в камне
+
0
Barmaley33
Barmaley33
27 февраля 2019, 14:56
#
Подписываюсь под каждым пунктом. Почти всегда перечитываю КЗоТ с фейспалмом. Особенно когда вижу, как он на практике трактуется и применяется. Как мне кажется, там даже половины того, что там написано, не предоставляется работнику. И это по части обычных работников (не беременные, с детьми, инвалиды и т.п.) на обычной работе (без вредных, тяжелых условий и т.д.). Лютый треш, одним словом
+
+52
roman731
roman731
27 февраля 2019, 15:14
#
Поперхнулся на фразе

> В самом КЗоТе так много глупостей… Сотрудника нельзя уволить, если нашли кого-то получше или более дешевого на замену.

Посмотрел что за гений вскрывает нам такие глубины закона о труде и нашел интервью деятеля от 2015 года. Смешно, но этот же человек рассказывает, про работу в Киеве: «… такого нет в Киеве. В Киеве нет гарантий. Нет гарантий, что тебя не выгонят...».

А тут бац он уже на жирном месте в Киеве и «лечит» окружающих на тему, что по КЗоТу нельзя вот так вот просто взять и выгнать человека, если нашелся более дешевый.
+
0
54022684
54022684
27 февраля 2019, 15:39
#
Ну, из Вашего коммента трудно судить говорил ли этот чел об официальной работе раньше или нет. Если не официальная, то гарантий нету. Даже если официальная, то Вы только закрепили то, что говорил автор этой статьи — КЗоТ прописан неадекватно, де-юре куча странноватых гарантий, де-факто обойти их не сложно. То есть, раньше автор говорил о реальности, а сейчас лишь обобщил то, что есть на бумаге.
+
+36
roman731
roman731
27 февраля 2019, 15:53
#
Чел говорил об официальной работе, конечно, какая ещё неофициальная с учетом его биографии?

КЗоТ прописан как раз по делу. Учитывая, что в отношениях работодатель-работник стороны не равны и имеют разную, что называется, bargaining power, КЗоТ выполняет функцию защиты социального стандарта. Это — очень простая концепция и уж кто-кто, а почётный президент Киевской Школы Экономики это знает отчётливо. Вот только до плебса доносит иное.

Товарищ пишет (https://glavcom.ua/publications/129761-dotsent-pittsburzkogo-universitetu-timofij-milovanov-pivroku-tomu-i-ja-b-perejihav-pratsjuvati-v-ukrajinu.-zaraz-%E2%80%93-ni.html )

> Нам потрібно запустити в Україні іноземні сильні корпорації для того, аби сприяти переведенню роботи на західні правила гри, а вони кращі за українські.

> Це правда, що на Заході кращі умови праці

И шо он хочет нам рассказать, что «на Западе» можно уволить просто потому что нашли другого на замену подешевле, и шо вот эти условия получше нужно непременно импортировать. Однако! Вроде как страна топчется на месте потому что рядовой украинец сильно защищён законом. Ну ничего, поправят, конечно.

+
+30
Алексей Яковлев
Алексей Яковлев
28 февраля 2019, 10:46
#
Вы «защищен законом» имели ввиду — по факту или на бумажках? Просто интересно заходя на рынок зимой смотря как они мерзнут понять кто эти люди. Защищенные законом?

Не путайте — это все придумано не для того чтоб кого-то защитить. А для того чтоб вы *** это исполнять. И тогда два пути — неофорлмленный или на завод там где есть юристы, экономисты. А правила такие пишут сами владельцы заводов которые избирают себе людей в парламент. При этом даже не важна суть правил — главное чтоб их было много, чтоб вы не смогли за ними уследить.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
27 февраля 2019, 18:01
#
«Вопрос закрыт». Порошенко и Гройсман высказались против дополнительного налогообложения украинского IT-сектора
Больше читайте тут: https://gordonua.com/news/politics/vopros-zakryt-poroshenko-i-groysman-vyskazalis-protiv-dopolnitelnogo-nalogooblozheniya-ukrainskogo-it-sektora-771391.html
+
+27
yarg
yarg
27 февраля 2019, 21:56
#
… бараны. и популисты.
+
0
Алексей Яковлев
Алексей Яковлев
28 февраля 2019, 10:41
#
Это называется — купи козу, продай козу. Не было проблемы, они ее подняли, и в итоге — скажите спасибо что мы даем вам право дышать через трубочку. напомнили об этом.
+
+37
yarg
yarg
28 февраля 2019, 13:46
#
Это называется — «все платят налоги, а вася-жопорук не платит. Но трогать его страшно — он сильно вонючий»
это не государственный подход. Это продолжение истории с инвесторами Елита-центра, вкладчиками Михи или бляхерами
+
0
roman731
roman731
2 марта 2019, 10:14
#
Кстати, если вы не в курсе, то «вопрос снова открыт». Сколько дней успело пройти? Встречаем «новую группу ЕН для ФОП креативных профессий» с повышенными ставками.
+
+30
yarg
yarg
2 марта 2019, 10:39
#
Дело не в ставках. Дело в принципе в мошенничестве с использованием подставных ФОПов
+
0
roman731
roman731
2 марта 2019, 11:43
#
Согласен, что жульничество здесь — основной момент. Минсоцполитики поднимает вполне правомерный вопрос маскирования трудовых отношений, но судя по всему и в этот раз желающие заболтать его имеют перевес в силах.
+
+15
yarg
yarg
2 марта 2019, 11:54
#
Об этом и говорю. наше государство постоянно боится кого-то обидеть, из-за этого создает постоянный бардак.
+
0
roman731
roman731
2 марта 2019, 11:59
#
Справедливости ради, Минсоцполитики — это тоже государство, и поднимая вопрос они вполне хотят обидеть кой-кого наводя порядок. Но всякий раз оказывается, что другая рука государства оказывается сильнее и пресекает попытки наведения порядка. У всего кажущегося бардака есть вполне неслучайные и влиятельные бенефициары и никакой порядок им не нужен.
+
0
yarg
yarg
2 марта 2019, 12:53
#
Я не верю в теории заговора. не унас. у нас — только в теорию бардака.
+
0
1112VFRFH
1112VFRFH
27 февраля 2019, 21:26
#
Скільки й ским? чи тільки СКІЛЬКИ??
+
+15
zaNOza :)
zaNOza :)
27 февраля 2019, 22:07
#
Обычно такое решается контрактом.
Зачем существует трудовая книжка? В цифровой экономике в 21 веке. — затем, что есть ПСБО и нехилые штрафы. Хранить в БУМАЖНОМ ВИДЕ отчетность бух на предприятии обязан 70 лет!!!
+
+6
Алексей Яковлев
Алексей Яковлев
28 февраля 2019, 10:40
#
Ни один контракт не может противоречить действующему законодательству. Если он противоречит то суд признает любой из этих пунктов недействительным. Вы можете хзоть анальное зондирование включить в контракт — это все через суд будет отменено и не в вашу пользу — ибо еще и пострадать можете.
+
0
Алексей Яковлев
Алексей Яковлев
28 февраля 2019, 10:39
#
Автор еще очень поверхостно копнул.

в нашей стране прежде чем поставить продавца на рынок от своего имени — надо сначала университет закончить, и потом постоянно отслеживать изменение.

все это расчитано на то чтоб люди вместо основания собственного бизнеса шли в найм на заводы порошенко, ахметова и других которые сами и устанавливают эти правила. там есть юристы, экономисты.
+
+6
yarg
yarg
28 февраля 2019, 13:45
#
«все это расчитано на то чтоб люди вместо основания собственного бизнеса шли в найм на заводы порошенко, ахметова и других которые сами и устанавливают эти правила. там есть юристы, экономисты»

не фантазируйте. У нас действует Трудовой Кодекс. принятый в 1971 году. Тогда небыло ни порошенков ни ахметовых.
+
+42
Nedvigapro777
Nedvigapro777
28 февраля 2019, 11:30
#
Большая часть вышеперечисленного плохо работает в неправовой Украине. На практике у работодателя с деньгами и юристами в штате больше прав, чем у нищего сотрудника.
+
+49
RagnarUa
RagnarUa
1 марта 2019, 0:16
#
# 1-7 — это лютый треш! В Германии полгода на пособии по безработице будешь сидеть при сокращении. И оно будет схоже с твоим реальным доходом. Аналогичная социалка в Канаде. А вы хотите, чтобы в нашей стране терпил, рабов можно было официально выгонять на мороз в любой момент?

КЗоТ защищает работника, это нормально, т.к. работник более уязвим. У нас уж тем более. И особенно, учитывая что даже по КЗоТу правды ещё поди добейся.

Не нормально понижать зарплату, когда подписан договор. Это просто кидалово. Вы если торговец или производитель подпишете договор, в котором будет сказано, что уже по отгруженному товару покупатель может поменять цену в меньшую сторону на своё усмотрение? Вы пойдёте в магазин, в котором условия покупки товара «в течение 3х месяцев после покупки мы можем с вас потребовать доплату, если посчитаем нужным»? В каких ваших любимых ФОП договорах так делается?

# 9. Никаких проблем на практике. Подсчитывается отработанное время за отчетный период. Ото дня до недели\месяца из учета 8ч на рабочий день.

# 11. Не дают круглосуточно гонять рабочих. Отдых им, видите ли положен! Сутки через сутки за минималку и вперед, быдло! А то ж смены — накладно и сложно.

# 12. Отпуск и так в календарных! Нуждающиеся в деньгах, могут отпуск на выходные расписывать. Я зеленым ещё с трудовым стажем в два года это знал. 14 дней только подряд

# 13. У работника должен быть достойный доход. С ним переработки и н
+
+6
mary27
mary27
4 марта 2019, 0:05
#
Поставила б +1000, но можно только +15.
+
+36
Иван Такеда
Иван Такеда
12 марта 2019, 9:45
#
«Поперхнулся на фразе» (roman731; 27 февраля 2019, 15:14)
Да задолбали уже эти «либерасты», лоббирующие изменения в законодательстве под дудку воротил бизнеса.
Женщины пусть работают ночью.
Шило в ж%пе у «хозяина» повернулось, уволим половину работников нафиг.
Взвалим всю работу на оставшихся за те же деньги.
Вам только шанс дай. 24/7 и без отпусков.
Да это все неделю можно перечислять.
Европейское законодательство им подавай.
А европейский менталитет и отношение к закону вначале, не хотите ли?
И равноправие перед законом, а не то, что у нас?
Извините, накипело!
При нынешнем тотальном невыполнении действующего законодательства, каким бы оно ни было, все изменения, я считаю, бессмысленны.
И я согласен с тем, что работодатель и работник находятся в неравных условиях. И защищать надо именно работника.
Женщины и молодежь до 21 года, к примеру, может и очень хотят работать ночью, во вредных и опасных условиях труда, но кто будет потом в зрелом возрасте их лечить и компенсировать утрату трудоспособности? Опять мы с Вами?
Тот бизнес, что лоббирует все это, не живет, по большому счету, в этой стране, не учиться и не лечится здесь.
Задумайтесь о том, кто будет составлять цвет Украинской нации через 10-20 лет!
И снова прошу прощения за излишнюю эмоциональность!
+
+70
SAndreyS
SAndreyS
12 марта 2019, 10:02
#
«Либерасты» — это термин в ходу у самых дремучих совко… ов (мечтающих back to USSR) в РФ.
+
+15
Tisha ™
Tisha ™
12 марта 2019, 10:15
#
+++
+
+15
mary27
mary27
12 марта 2019, 20:56
#
Но по существу он прав.
+
+45
Иван Такеда
Иван Такеда
13 марта 2019, 8:56
#
Ой как вы «аргументировано» отвечаете. Сразу видно, что подходите к вопросу с размахом, а не просто для того, чтобы развести срач (зачеркнуто) словесную перепалку.
Термин использовал только потому, что подобные взгляды, как правило, пропагандируют те, кто требует либерализации законодательства для бизнеса. Этим прикрывая желание снизить социальные стандарты для работающих. И «совок» я не застал. Теперь видимо назовете меня «школотой»?
И заканчивайте уже всех, чье мнение отличается от Вашего, поливать этим «дремучих совко… ов (мечтающих back to USSR) в РФ». Вы думаете, что за счет этого поднимаетесь над толпой?
Трудовое законодательство писалось потом и кровью (а иногда и жизнями) рабочих. Когда вы, не дай бог, поработаете в у мартена, или в шахте, или на конвеере лет 10-15. А потом останетесь один на один с необходимостью лечиться очень дорого. Я думаю, многие пересмотрят свою точку зрения.
Необходимо думать не на год вперед. А на десятилетия. Это задача государства. И если мы хотим стать развитой страной, а не источником дешевой рабочей силы и земель, пора бы уже начинать думать.
+
+27
irakez
irakez
12 марта 2019, 10:52
#
Давайте мужчины и женщины будут сами решать, сколько и в какое время суток им работать
+
+8
roman731
roman731
12 марта 2019, 13:58
#
В нынешних обстоятельствах мужчины и женщины не решают сами в любом случае. Выбор состоит из вариантов участия и неучастия государства в установлении и контроле минимальных стандартов в отношении трудоустройства.

Если государство способно установить стандарты и обеспечить их исполнение, то работники и работодатели используют этот ориентир.

Если государтсво отказывается по факту (почти как сейчас) или же формально (за что сетует Тимофей Милованов выше), то бизнес навязывает свои условия, которые, вполне ожидаемо будут для большинства ещё жёстче нынешних.

А сами мужчины и женщины ни в каких вариантах не решают. Ну да, во втором варианте они как бы «сами» выбирают в предложенных им, вполне вероятно, что довольно людоедских, границах.
+
+6
mary27
mary27
12 марта 2019, 20:55
#
Полностью согласна.
Нашему бизнесу только дай волю, они будут нанимать за еду.
+
+15
Volos86
Volos86
13 марта 2019, 10:01
#
Не работайте за еду. Станьте таким специалистом, чтобы работодатели, сами ставали в очередь за вами, и на перебой предлагали большую зп.
Не такого работодателя? Откройте свой бизнес, все что заработаете только Ваше и сами будете набирать людей за еду.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться