Кризис банковского сектора прошел. Об этом говорят не только финансовые результаты финучреждений, но и растущие расходы на рекламу.
Какие банки больше всего тратятся на рекламу
Банки существенно наращивают бюджеты рекламных кампаний. И если раньше они отчаянно пытались «пропихнуть» в широкие массы свои депозиты, чтобы решить проблемы с ликвидностью, то сейчас ситуация поменялась. Финучреждения созрели к раздаче денег и вовсю рекламируют потребкредиты и займы малому и среднему бизнесу (МСБ).
За 9 месяцев 2017 года украинские банки суммарно потратили более 618 млн грн на рекламу и маркетинг. Это на 31% или 145 млн грн больше, чем за аналогичный период 2016 года (473 млн грн). Львиная доля этих расходов — 84% или 518 млн грн — приходится всего на 15 банков. «Минфин» посмотрел, какие финучреждения больше остальных тратили деньги на рекламу в 2017 году, и что из этого получилось. С динамикой рекламных бюджетов всех банков, можно ознакомиться тут.
Вне конкуренции
Абсолютный чемпион по тратам на рекламу в этом году — Альфа-Банк. За 9 месяцев он израсходовал на эти цели более 100 млн грн. Если сравнивать с тем же периодом 2016 года (23 млн грн), рост удивительный — на 76 млн грн или 321%.
Альфа-Банк активно продвигает кредиты наличными. Причем суммы, которые он готов ссужать населению, растут как на дрожжах. Если в начале 2017 года Альфа рекламировал займы с «верхней планкой» в 100 000 грн, то с весны лимит поднялся в три раза — до 300 000 грн.
На рекламные расходы повлияло и объединение с Укрсоцбанком, клиентов которого сейчас прибирает к рукам Альфа-Банк. Отделения Укрсоца в буквальном смысле завалены рекламными буклетами кредитов и депозитов Альфы. При этом рекламные расходы самого Укрсоцбанка сокращаются драматическими темпами. За 9 месяцев 2017 года он потратил на рекламу 11,5 млн грн. Это на 14,9 млн грн или 57% меньше, чем за тот же период прошлого года.
В 2017 году Альфа-Банк начал серьезно рекламировать свое мобильное приложение. Среди других проектов — Business Hub, в рамках которого банк поддерживает малый и средний бизнес, а также Sikorsky Challenge 2017 — программа развития финтех стартапов.
Также стоит отметить грандиозный фестиваль Альфа-Банка Alfa Jazz Fest 2017, который прошел в Львове. Альфа-Банк выступал в качестве его титульного спонсора. Но в 2018-м фестиваль пройдет уже под новым брендом — Leopolis Jazz Fest и для его организации будут искать новых спонсоров.
Госзаказ
Второй по размеру рекламный бюджет оказался у национализированного ПриватБанка. За январь-сентябрь 2017 года он потратил 66 млн грн.
Хотя в целом после национализации расходы банка на рекламу сократились. За 9 месяцев прошлого года Приват потратил на эти цели более 85 млн грн, за январь-сентябрь 2017 - на 19 млн грн или 23% меньше.
Среди серьезных проектов ПриватБанка можно отметить продвижение программы КУБ — кредитование малого и среднего бизнеса, а также запуска Android Pay.
Другой крупный госбанк — Ощабанк — наоборот, нарастил рекламный бюджет на 23% за 9 месяцев 2017 года. За этот период он потратил 36,2 млн грн, что на 6,7 млн грн больше, чем за аналогичный период прошлого года (29 млн грн).
В этом году Ощадбанк разработал и запустил программу поддержки малых и средних предпринимателей «Строй свое». Ее очень просто распознать среди других подобных программ по логотипу — огромному зубастому бобру.
Укрэксимбанк за три квартала 2017 года растратил на рекламу 5,6 млн грн. Это на 15% или 73 000 грн больше, чем за тот же период прошлого года. Куда пошли эти деньги — непонятно. В информационном поле рекламы Укрэксимбанка вообще не видно. И из маркетинговых «заслуг» этого госбанка можно выделить разве что организацию конференции, посвященной участию Украины в новом Шелковом Пути.
А вот Укргазбанк значительно уменьшил траты на рекламу. За 9 месяцев этого года он израсходовал 9,3 млн грн. Это на 7,4 млн грн или 44% меньше, чем в прошлом году. Из рекламных кампаний Укргазбанка в этом году запомнилась программа кредитования бизнеса на покупку энергоэффективной продукции для МСБ «Еко-Банк». Более того Укргазбанк активно поддерживает украинский спорт. Так, Укргазбанк выступает спонсором Национальной сборной команды Украины по футболу, Национальной федерации баскетбола и даже выпустил специальную платежную карту для болельщиков.
Римский след
На третьем месте по размеру рекламного бюджета в январе-сентябре оказался ОТП банк с расходами в 44 млн грн. По сравнению с тем же периодом прошлого года (11,5 млн грн), ОТП внушительно растратился на пиар: расходы выросли на 32 млн грн или 285%.
ОТП, как и другие банки, в 2017 году активно рекламировал свои кредиты. Например, для малого и среднего бизнеса ОТП продвигал программу овердрафта «Гостеприимный». Рекламщики ОТП позаимствовали слоган у римлян: «Пришел, увидел, овердрафт».
Среди других разрекламированных кредитных продуктов ОТП — займ на новое авто, агрокредит «Мгновенный» и кредитная программа на покупку энергосберегающей техники IQ Energy.
Более 1000%
Нашлось и два банка, которые увеличили свои маркетинговые бюджеты более чем на 1000%. Так, Укрбудинвестбанк за этот период потратил на рекламу 946 000 грн. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост просто невероятный: на 927 000 грн или 4897%. Главный профиль этого банка — инвестиции в строительство. Вместе с восстановлением этой отрасли после кризиса, нужно отвоевывать свою часть рынка. Видимо, без рекламы это сделать невозможно.
Айбокс Банк — второй банк, значительно увеличивший расходы на рекламу в процентном соотношении. Хотя в абсолютных значениях бюджет выглядит очень скромно. За три квартала 2017 года банк потратил 301 000 грн. Это на 1209% больше, чем в прошлом году, когда он фактически не рекламировался. Летом этого года экс-менеджеры ПриватБанка объявили об открытии первого украинского банка без отделений на основе Айбокс Банка. И хотя работать он начнет только в первые месяцы 2018 года, раскручивать новый проект потихоньку начали уже в этом году.
Кредит Европа Банк также значительно нарастил расходы на маркетинг и рекламу в процентном исчислении. Но как и в предыдущих двух случаях абсолютные цифры не впечатляют. Так, за 9 месяцев 2017 года Кредит Европа Банк потратил на рекламу 18 000 грн. Это на 17 000 грн или 1700% больше, чем за тот же период прошлого года.
Расходы банков на рекламу и маркетинг*
Банк | Расходы за 9 месяцев 2017 года, млн грн | Изменение по сравнению с 9 месяцами 2016 года, млн грн | Изменение по сравнению с 9 месяцами 2016 года, % |
Альфа-Банк | 100,914 | 76,919 | 321% |
ПриватБанк | 66,253 | 19,410 | 23% |
ОТП | 44,560 | 32,989 | 285% |
ПУМБ | 42,002 | 9,019 | 18% |
Ощадбанк | 36,246 | 6,766 | 23% |
Таскомбанк | 29,717 | 23,685 | 393% |
Идея Банк | 26,629 | 8,463 | 24% |
Кредобанк | 26,591 | 20,737 | 354% |
Райффайзен Банк Аваль | 26,487 | 10,667 | 67% |
Креди Агриколь | 25,921 | 4,419 | 21% |
УкрСиббанк | 24,627 | 5,174 | 27% |
Банк Восток | 23,224 | 8,268 | 55% |
Аркада | 17,558 | 2,110 | 14% |
Банк Кредит Днепр | 15,997 | 8,356 | 109% |
Укрсоцбанк | 11,512 | 14,964 | 57% |
Пивденный | 9,913 | 0,753 | 7% |
Мегабанк | 9,674 | 0,156 | 2% |
Укргазбанк | 9,343 | 7,439 | 44% |
ПроКредит | 8,822 | 0,770 | 8% |
Банк Форвард | 8,162 | 5,360 | 191% |
Укрэксимбанк | 5,653 | 0,073 | 15% |
Сбербанк | 5,396 | 0,064 | 1% |
Глобус | 3,925 | 3,170 | 420% |
Пиреус | 3,811 | 0,962 | 34% |
Мисто Банк | 3,604 | 0,300 | 8% |
ВТБ | 2,751 | 1,277 | 87% |
Правэкс-Банк | 2,141 | 1,282 | 37% |
Марфин | 2,017 | 0,029 | 1% |
Универсал Банк | 1,753 | 0,567 | 24% |
Коминвестбанк | 1,749 | 0,662 | 27% |
Вернум Банк | 1,599 | 0,071 | 5% |
ОКСИ Банк | 1,511 | 0,270 | 22% |
Мотор-Банк | 1,449 | 0,655 | 82% |
Индустриалбанк | 1,173 | 0,035 | 3% |
Радабанк | 1,133 | 0,181 | 19% |
Альпари | 1,055 | 1,055 | - |
Проминвестбанк | 1,037 | 3,584 | 78% |
Конкорд | 0,990 | 1,964 | 66% |
ДиВи Банк | 0,972 | 0,552 | 131% |
Укрбудинвестбанк | 0,946 | 0,927 | 4879% |
ВиЭс Банк | 0,845 | 0,994 | 54% |
Банк Украинский Капитал | 0,840 | 0,708 | 536% |
Львов | 0,784 | 0,060 | 8% |
БМ Банк | 0,771 | 0,396 | 34% |
А-Банк | 0,738 | 0,049 | 7% |
Банк Инвестиций и Сбережений | 0,667 | 0,485 | 266% |
Полтава-Банк | 0,521 | 0,101 | 24% |
Юнекс Банк | 0,487 | 0,333 | 216% |
Кристалбанк | 0,449 | 0,355 | 378% |
Кредитвестбанк | 0,388 | 0,185 | 91% |
Кредит Оптима | 0,306 | 0,306 | - |
Айбокс Банк | 0,301 | 0,278 | 1209% |
Центр | 0,293 | 0,019 | 6% |
АП Банк | 0,266 | 0,082 | 45% |
Асвио Банк | 0,263 | 0,664 | 72% |
Скай Банк | 0,245 | 0,175 | 250% |
Альтбанк | 0,193 | 0,193 | - |
КИБ | 0,174 | 0,095 | 35% |
БТА Банк | 0,158 | 0,0479 | 75% |
Земельный Капитал | 0,152 | 0,136 | 850% |
Ситибанк | 0,114 | 0,046 | 29% |
МИБ | 0,109 | 0,054 | 33% |
Экспресс-Банк | 0,103 | 0,046 | 81% |
ПФБ | 0,101 | 0,005 | 5% |
ПИБ | 0,093 | 0,047 | 102% |
МетаБанк | 0,073 | 0,005 | 7% |
Поликомбанк | 0,068 | 0,037 | 119% |
Банк Богуслав | 0,067 | 0,114 | 63% |
Апекс-Банк | 0,058 | 0,36 | 164% |
Аккордбанк | 0,049 | 0,49 | - |
Украинский Банк Реконструкции и Развития | 0,045 | 0,18 | 67% |
Банк Сич | 0,043 | 1,909 | 98% |
СЕБ Корпоративный | 0,032 | 0,032 | - |
РВС | 0,024 | 0,070 | 74% |
Кредит Европа | 0,018 | 0,017 | 1700% |
Расчетный Центр | 0,018 | 0,006 | 50% |
Банк Грант | 0,015 | 0,015 | - |
Клиринговый Дом | 0,015 | 0,060 | 80% |
Дойче Банк | 0,011 | 0,011 | - |
Банк Альянс | 0,011 | 0,009 | 450% |
ИНГ Банк | 0 | 0 | - |
Банк Фамильный | 0 | 0 | - |
Траст-Капитал | 0 | 0 | - |
Банк 3/4 | 0 | 0 | - |
Финансовый Партнер | 0 | 0 | - |
Банк Авангард | 0 | 0 | - |
Банк Портал | 0 | 0 | - |
Европромбанк | 0 | 4 | 100% |
*банки отранжированы по размеру расходов на рекламу и маркетинг за 9 месяцев 2017 года — от большего к меньшему
Алексей Рябуха
Комментарии - 5
Рекламма, рекламма. рекламма! Вы попробуйте взять хотябы 20-30 тысяч. Алфабанк попросит у вас даже анализы крови и всего отсального, и после откажет.
В другом очень крупном банке сказали, хорошо, но ставка ~110% годовых, брать будете?
Наилучший вариант сейчас кредитка привата с возобновляемым кредитныи лимитом о оплатой частями. Их мгновенная рассрочка ~36% годовых.
Никого не интересует ипотека под 18-20%. Кредиты наличкой заполонили всё, ибо маржа чудовищная.
В другом очень крупном банке сказали, хорошо, но ставка ~110% годовых, брать будете?''
Совершенно неудивительно, учитывая риск невозврата.
Впервые слышу о таком.
Вторая ''Аркада''?
Неужели большинство клиентов тупо ведётся на рекламу, а изучать тарифы и читать условия обслуживания
начинает только после подписания договора с банком.
Печалька…