На что вы полагаетесь — на свою интуицию или же на проверенные данные? Популярные авторы Дэн и Чип Хиты (Dan and Chip Heath) говорят, что не надо полагаться ни на то, ни на другое. Вот, что требуется для принятия действительно правильного решения.
4 метода, как научиться принимать более взвешенные решения
В последнее время поведенческие экономисты уделяют много внимания проблеме принятия людьми неверных решений. Людям крайне нужно руководство по принятию правильных решений. Вот, что хотят донести людям Дэн и Чип Хиты, два брата, которые уже разобрались в искусстве воплощения идей и науке по оказанию организациям помощи в изменениях.
На презентации, которая состоялась перед генеральными директорами компаний из рейтинга Inc. 500, братья представляли свою самую последнюю книгу «Однозначность: как сделать самый лучший выбор в жизни и работе», которая должна была выйти в марте. Братья убеждали слушателей не только дружить с интуицией, а ещё и взращивать в себе культуру мышления и механизмы, с помощью которых организации, в которых принимают грамотные решения, смогли бы расти быстрее.
Проведите опрос в любой группе, и участники опроса обязательно похвастаются тем, как хорошо они принимают решения. Затем полюбуйтесь на вложенные ими инвестиции, на компании-неудачники, с которыми они имеют дело и на то, как они подтянули пояса.
«Мы принимаем решения, которые неверны чаще, чем полагается», — говорит Чип Хит.
Вопреки взглядам Джека Уэлча, прислушиваться к внутреннему голосу — это не самое верное решение. В бизнесе всё решает аналитика. Но учтите следующую статистику: среди наиболее глубоко исследованных видов решений в бизнесе, 80% сделок слияний и покупок не дают прибыли или даже сводят её на нет. Больше половины новых работников рассчитываются, не проработав и года. Но больше всего поражает, что, по словам 60% руководителей, в их организациях принимается равное количество как верных, так и неверных решений.
Отчасти проблема заключается в том, что люди «действуют так, чтобы не запутаться в своих действиях, — говорит Чип. — У нас очень хорошо получается выхватывать части информации и выискивать в ней смысл. Это ‘эффект прожектора' — составлять выводы на основе хорошо освещённых фактов, вместо того, чтобы посмотреть на проблему под другим углом».
Как поступить, чтобы добиться лучшего эффекта? Хиты предлагают четыре метода:
1. Увеличьте количество вариантов
Чип описывает исследование, проведённое в университете Карнеги-Меллон. В нём изучалось 168 решений в сфере бизнеса и было обнаружено, что лишь в 29% случаев люди, принимавшие решения, рассматривали более одного варианта решения задачи. Чип советует руководителям, что прежде чем «влюбиться навсегда», им нужно увеличить количество вариантов. Взвешивая в уме два превосходных варианта, они вероятнее всего увидят все недочёты своей первой идеи, в которую они были так влюблены.
Другой тактикой данного метода является ‘тест с уничтожением варианта’. «Представьте, что злой джинн уничтожил основной вариант вашего решения, — говорит Чип. — Что вам теперь делать? Даже один дополнительный вариант значительно увеличит ваши шансы на успех».
2. Прежде чем принять решение, эмоционально отстранитесь
Чип говорит, что принимая решения, люди очень часто эмоционально настроены на достижение быстрого результата. Вместо этого он советует: «Сделайте краткосрочное таким же важным, как и долгосрочное». Он советует испробовать метод Сьюзи Уэлч «10-10-10». Подумайте в перспективном ключе о последствиях вашего решения спустя 10 минут, 10 месяцев и 10 лет. Ещё одной хорошей тактикой является представить, что бы вам посоветовал ваш лучший друг.
3. Будьте готовы обнаружить, что вы ошиблись
Дэн Хит считает, что чрезмерная уверенность является причиной неверных решений. Он говорит о том, что профессионалы, напротив, склонны преуменьшать количество вариантов дальнейшего развития событий. Не отбрасывайте самые неблагоприятные сценарии.
4. Расставьте ловушки
Дэн говорит, что люди, которые умеют принимать правильные решения, «ставят аварийную сигнализацию», которая срабатывают при изменении критических показателей. Поэтому, их никогда не застать врасплох. Он приводит в пример рок-группу «Van Halen» и её руководителя Дэвида Ли Рота, также ставшего известным своим требованием снабжать группу перед выступлением конфетами M&Ms, среди которых не должны были находиться коричневые драже. По словам Дэна, Род не мнил себя ведущей скрипкой. На самом деле этот пункт прописывался в объёмном и полном мелких требований контракте группы для того, чтобы выступления проходили благополучно. Если на тарелке были M&Ms с коричневыми экземплярами, члены группы понимали, что следует быть начеку, поскольку может быть упущено что-то более важное, чем конфеты.
В результате братья предложили слушателям пересмотреть и заново оформить свой способ принятия решений. «В принятии хорошего решения, способ его принятия в шесть раз важнее, чем просто его последующее рассмотрение», — сказал Дэн.
Коментарі