Банковская система ставит рекорды прибыльности. Но банкам приходится проявлять изобретательность — на быстро меняющемся валютном рынке, в высококонкурентной рознице, а также в сегменте малого и среднего бизнеса.
Тамаш Хак-Ковач: Прибыль всего банковского сектора сконцентрирована в 6-7 банках
О перспективах украинской экономики и банковского сектора, состоянии валютного рынка, влиянии госбанков, рынке ОВГЗ, планах группы ОТП в Украине и многом другом в интервью «Минфину» рассказал председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач.
О рекордной прибыли
За 10 месяцев 2019 года украинские банки заработали около 52 млрд грн чистой прибыли. Это почти в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период 2018 г. Благодаря чему такие результаты?
Результат банковского сектора очень неоднороден. За первый и второй квартал 2019 года 33 млрд грн прибыли приходится на небольшое число банков. Из них 14 млрд грн – на Приватбанк. Еще 30% результата банковского сектора приходится на 5 частных банков. Это показывает, в каком состоянии находится конкуренция на финансовом рынке Украины. 90% прибыли дают 6 банков.
Не стоит забывать, что государство докапитализировало доходными ОВГЗ все госбанки. Только у Приватбанка госбумаг – на 160 млрд грн. Если мы уберем из результата банковского сектора эти объемы, эти проценты от госбумаг, то картина будет выглядеть совсем иначе.
Главная же особенность в том, что прибыль всего банковского сектора сконцентрирована в основном в 6-7 банках. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, но так сложилась ситуация.
Как долго еще банковская система сможет ставить рекорды?
Ситуация постепенно меняется и это вызвано двумя факторами. Время высоких процентных ставок постепенно завершается. НБУ прогнозирует учетную ставку на уровне 9% до конца следующего года. Возможно, маржа еще продержится на прежнем уровне в 2020 году, но 2021 году уже будет совсем другая ситуация. Конкуренция на рынке медленно, но уверенно растет, а настроения инвесторов улучшаются.
Если учесть, что ставки будут снижаться, то мы обязательно увидим увеличение объемов банковского бизнеса, потому что более низкая цена приводит к повышению спроса, но при этом происходит уменьшение его доходности. В этом году мы наблюдаем уникальную ситуацию, когда банки могут одновременно продавать много и дорого. Отчасти эта ситуация продолжится в 2020 году, но уже в 2021 году банкам придется продавать больше услуг, но по более низкой цене.
На чем сейчас зарабатывают банки? Большинство из них нацелено на розницу и сегмент МСБ. Хватает ли всем места на этом рынке?
Что касается направления МСБ, то зачастую это скорее декларации банков. Реально с этим сегментом работает не так много финучреждений. В этом сегменте почти нереально построить большой портфель, поскольку проникновение и в Украине, и в других странах очень низкое. Количество МСБ клиентов достаточно большое, но только около 5% из них берут кредит, и сам объем таких займов очень маленький.
Эффективными остаются по-настоящему универсальные банки, представленные во всех сегментах рынка. Это важно, так как по отдельности то или иное направление недостаточно велико, чтобы зарабатывать только на нем. Выигрывают большие игроки, а те банки, которые зависят от одного направления бизнеса, уже начинают проседать.
Если проанализировать показатели работы ОТП Банка, то можно увидеть, что мы присутствуем в каждом сегменте рынка, развиваемся как универсальный банк. Есть только 2-3 банка на украинском рынке, которые и в корпоративном, и в розничном сегменте по росту нового бизнеса являются лидерами. В нашем случае сейчас на розницу приходиться 45% бизнеса, а на корпоративный сегмент – 55%. Но розница растет быстрее.
О стратегии в Украине
Что было основными вызовами для банков в этом году? Как они с ними справились?
Интересно то, что наконец-то для нас не было особых внешних вызовов, несмотря на выборы и другие события.
Для нас больше важны наши стратегические вызовы. Основной из них заключается в том, что мы, украинские банки, все еще очень малы в международном сравнении и масштабе. У аналогичного банка в Венгрии портфель кредитов в 5-6 раз больше, чем у нас. В результате украинский банковский сотрудник оказывается менее эффективен, чем европейский. И это не потому, что он хуже работает, просто капитал на одного сотрудника намного меньше. Помимо работы сотрудников, должен работать и капитал.
В чем заключается стратегия ОТП Банка?
В целом наша стратегия сфокусирована в трех основных направлениях:
— лучший работодатель;
— европейский банк, с которым легко работать;
— значимая составляющая OTP Group.
И насколько успешно вы продвинулись в данных направлениях?
Мы сильно продвинулись в том, чтобы стать лучшим работодателем. Трудовая миграция обострила многие проблемы, повысив актуальность вопросов, связанных с удержанием квалифицированных кадров. Сегодня важной задачей является восстановление покупательской способности зарплат. Мы постоянно улучшаем условия труда, предоставляем сотрудникам возможность развиваться в хороших условиях. Для меня очень важно, чтобы сотрудники считали, что в украинском ОТП Банке работать лучше, чем, например, в любом варшавском супермаркете.
К тому же, мы очень много вкладываем в технологии. В 2014-2015 годах мы провели масштабное сокращение расходов. В результате нужно было нормализовать нагрузку на сотрудников. Конечно, какое-то время сотрудники могли справляться с увеличившимся объемом работы, но это не могло длиться долго. Сегодня на каждого сотрудника приходится тот объем работы, который он может выполнить за рабочий день.
Читайте также: Четыре беды бизнеса: от чего украинцы бегут за рубеж
А как обстоят дела с точки зрения размеров банка и его места в ОТП Групп?
Банковский бизнес – это тот случай, когда размер банка и объем его бизнеса имеет значение. Если ты недостаточно большой, то проигрываешь конкуренцию за ресурсы внутри группы. По данным первого квартала, 12% прибыли группы обеспечил именно украинский ОТП Банк.
Я очень горжусь тем, что все это время могу уговаривать акционера не выплачивать нашу прибыль в качестве дивидендов, а реинвестировать в развитие. Это позволяет нам увеличивать объем кредитования украинского бизнеса.
Девиз банка звучит как easy to deal with. Что банк вкладывает в это понятие и что хотелось бы улучшить в этом направлении?
В следующем году мы хотим сделать прорыв в качестве обслуживания. Опыт развития нашего проекта «Агро-фабрика», направленного на кредитование мелких и средних фермеров, показывает, что выдавать финансирование фермерам можно быстро, с минимумом документов и без твердых залогов. Чего хотят клиенты МСБ? Они хотят получить решение о кредите быстро, качественно, без лишних бумаг и твердых залогов. Таких же результатов мы хотим добиваться во всех сегментах рынка.
О перспективах роста экономики
Ваш прогноз по росту украинской экономики и банковского сектора в 2020 году. Вы считаете реалистичным план Кабмина — 40% роста ВВП в ближайшие 5 лет?
В OTP Group считают, что Украина стоит на пороге экономического прорыва. Конечно, 40% роста – это слишком много, но мы верим, что экономика может расти на 4%+ ежегодно. Чтобы достичь 40% роста в ближайшие 5 лет, необходимо радикально улучшить инвестиционный климат.
А банки готовы обслуживать этот рост?
Да. У нас есть капитал и аппетит к риску, чтобы сопровождать рост рынка. Если использовать аналогии с футболом, то на рынке есть 11 игроков, которые пребывают в хорошей физической форме и умеют играть на этом поле.
Каковы главные риски для экономики и банковской системы в ближайшее время?
Я думаю, что основной риск – высокие ожидания инвесторов, которым новая власть может не соответствовать. Для начала нужна договоренность с МВФ – декларация, от которой все остальные могли бы оттолкнуться. Ведь пока сложно понять, что хочет делать новая власть, какая у нее экономическая идеология, хотят ли они сохранить достижения предыдущей власти. Вопросов, на которые нужно давать ответы, очень много.
О валюте и ОВГЗ
В этом году мы наблюдаем аномальную ситуацию: осенью, когда курс гривны традиционно слабел, национальная валюта продолжала укрепляться. Идет много дискуссий о том — хорошо это или плохо для экономики страны. Как Вы считаете, крепкая гривна — позитивное или негативное явление для экономики?
Это неправильная оценка ситуации. Как раз сейчас гривна ведет себя нормально. Аномалии были раньше. На валютном рынке не было ликвидности. Теперь ликвидность есть и происходит рыночное курсообразование. И это хорошо.
Ведь какая цель у Украины? Интеграция в ЕС? Если да, то придется выходить на уровень Австрии или Польши и это невозможно без реального укрепления национальной валюты. Крепкая гривна требует от украинской экономики и от украинского бизнеса увеличения производительности.
Насколько велик риск, что «горячие» деньги, которые нерезиденты заводили в ОВГЗ, также быстро покинут страну? В каком случае это возможно и что нас ожидает при таком сценарии?
«Горячими» эти деньги были год назад. Теперь ситуация совсем иная. Инвесторы вкладывают деньги в 5-летние бумаги. Если ты вложился в длинные ОВГЗ, то выйти из них уже не так просто, их нужно кому-то продать. К тому же, сейчас инвесторы настроены достаточно позитивно.
Выгодные инвестиции в ОВГЗ: доход до 14% годовых + бонус от «Минфина»
Министерство финансов работает над снижением стоимости заимствований. Как это отразится на настроениях инвесторов?
Для тех, кто уже владеет портфелем украинских госбумаг снижение ставок по новым выпускам выгодно. Это увеличивает курс продажи бумаг, которые уже находятся в обращении. Для новых же инвесторов – это всегда вопрос ожиданий.
Как реагировали вкладчики на укрепление гривны? Были ли желающие конвертировать гривневые депозиты в валютные? Или наоборот?
Спроса на конвертацию депозитов из одной валюты в другую мы не наблюдали. Относительно стабильный курс гривны и высокие ставки делают депозиты в гривне популярными.
Очень многое зависит от доверия вкладчиков к банку, властям, национальной валюте. Я все это пережил в Венгрии еще 20 лет назад. Теперь нет разницы, хранить деньги в евро или в форинтах. Дело в том, что чем выше доверие, тем меньше премия за то, чтобы вкладчик оставался в национальной валюте.
ОТП Банк входит в топ-10 по количеству вкладчиков 200+ и 500 тыс +. Украинцы просто доверяют банкам с иностранным капиталом или есть другие причины?
Это результат доверия к бренду. Плюс, результат нашей универсальности. Премиум клиенты часто отмечают, что открывают вклады уже имея опыт сотрудничества с нами в качестве ФОП, руководителя или собственника компании.
К тому же, второй год подряд Private Banking ОТП Банка признан лучшим в Украине по версии международного рейтинга Global Private Banking Awards.
Есть ли интерес крупных вкладчиков к ОВГЗ?
Мы были одними из первых на рынке, кто начал предлагать клиентам валютные ОВГЗ. И в первую очередь интерес наблюдается к валютным госбумагам. Но сейчас количество сделок с клиентами идет на спад. Новых размещений валютных госбумаг нет. Нужно также учитывать, что инвестиция в ОВГЗ – это непростой процесс. Нужно открывать счет в ценных бумагах, есть дополнительные расходы на проведение операций. Именно поэтому ОВГЗ интересны тем, кто вкладывает относительно большие суммы. Это так называемые премиум клиенты. Именно в этом сегменте мы являемся лидерами.
О кредитовании
Каким был план банка по наращиванию кредитного портфеля на этот год? Выполняете ли его? Кого кредитуете больше всего? Каким будет план на 2020 год?
В 2016 году была принята стратегия увеличить кредитный портфель нашей украинской банковской группы вдвое до 2020 года. Сейчас мы портфель уже более чем удвоили. Теперь хотим снова удвоить этот показатель, но уже к 2022 году. Причем мы наращиваем кредитную активность во всех сегментах практически равномерно.
Готовите какие-то новые кредитные продукты?
На самом деле, на рынке уже давно нет новых продуктов. Это все – классическое кредитование. До конца 2020 года таким новым продуктом может быть сельскохозяйственная земля, а к 2021-2022 году – классическая розничная ипотека в национальной валюте. Мы к этому готовимся. Благодаря венгерскому опыту, ОТП Банк будет одним из лидеров на этих новых рынках.
В связи с ростом потребительского кредитования Нацбанк опасается роста объема невозвратов. Считаете ли Вы, что на этом рынке надувается «пузырь»? Есть ли риск, что банки снова получат на руки значительный проблемный портфель?
Пока что проблемный портфель не растет. Нет никакого внешнего потрясения, которое бы резко ухудшило ситуацию с возвратом кредитов. К тому же, мы научились выбирать своих заемщиков, но эта ситуация не будет вечной. Неизбежно в будущем будет очередной экономический или финансовый шок, который может привести к росту проблемки.
Сейчас у всех хорошие результаты и кредиты выдаются каждому, но, когда наступит экономический кризис, будет видно, как тогда будут платить заемщики. В русском языке есть хорошая пословица – «друг познается в беде».
Каков сейчас уровень проблемной задолженности у ОТП Банка?
Сейчас – 25%. Но это старый, обеспеченный резервами портфель кредитов, от которого не так просто избавиться, потому что законодательные рамки достаточно узкие. Единственный государственный орган, который способствует решению этой проблемы – это Национальный банк Украины. В то же время позиция налоговых органов и судебная система Украины является большой проблемой и преградой для банков, которую нужно преодолевать.
О небанковских направлениях
ОТП активный игрок на рынке лизинга. Расскажите, почему вы видите перспективы в этом направлении?
Лизинг действительно очень перспективное направление. И мы активно его развиваем. Об этом говорит и тот факт, что у нас уже сконцентрировано 50% этого рынка. К тому же, ОТП Лизинг – это одна из немногих частных компаний в Украине, которые привлекают средства международных рынков в больших объемах. Кроме материнской структуры, мы сотрудничаем почти со всеми международными финансовыми организациями. Сейчас мало таких частных компаний, которые заводят в Украину капитал в таких больших объемах.
У группы в Украине есть и компания по управлению активами – ОТП Капитал. Как развивается этот бизнес? Есть ли спрос?
ОТП Капитал – это скорее опция для клиентов, которая позволяет нам предложить инвестиции в фонды, в том числе и работу с госбумагами. Полноценно это направление начнет работать тогда, когда поменяется ситуация на рынке. Но лучше располагать компанией заранее, а не создавать ее, когда рынок уже запустился. То же касается и негосударственного пенсионного фонда. Хотя в нем уже 50 тыс. клиентов, мы ждем завершения пенсионной реформы. Важно занимать выгодную позицию на рынке и быть готовым к его изменению.
О перспективах приватизации госбанков
По вашему мнению, каковы шансы, что продажа госбанков пойдет по плану, который был обозначен в Программе развития и государство снизит свою долю в банковском секторе до 20% в ближайшие годы? Какой из госбанков будет сложнее всего продать?
Просто приватизировать госбанки будет нереально. Нужно улучшить в них корпоративное управление, завести портфельных инвесторов. Например, как пишут в прессе, акционером Укргазбанка мог бы стать ЕБРР. И уже потом продавать госбанк стратегическому инвестору или выводить на биржу.
В OTP Group есть большой опыт модернизации бывших государственных банков. Именно поэтому я считаю, что привлекательным для стратегических инвесторов будет только Ощадбанк. Хотя то, как развивается Укргазбанк тоже впечатляет.
В любом случае в ближайшие 5 лет доля государства в банковском секторе не сократится. В какой-то степени, это плохо для украинской экономики, так как ограничивает конкуренцию.
Юрий Гусев
Комментарии - 20
Тоесть в идеале нам стоит оставить где-то штук десять банков.
И количество банков само сократится или увеличится...
а сколько нужно банков - определит рынок.
Для меня очень важно, чтобы сотрудники считали, что в украинском ОТП Банке работать лучше, чем, например, в любом варшавском супермаркете.
Хорошо что не сравнил с собиранием бутылок.
во всем мире - это позиции сравнимые.
собственно и у нас уже такая ситуация.
да , в 90-е годы была ситуация , когда банки только появлялись , платили много денег - и сложилась аура что это какое-то «элитное место с большими зарплатами» Но это было чисто ситуативно и несколько лет.
ЗП продавця у «Білі» чи «Ашані» 8-10 тис грн.
У молодшого спеціаліста чи адміністратора зала в банку - така ж сама.
В конторах гораздо более низкого уровня чем банк ОТП, типа сетей ломбардов рядовой сотрудник получает 15000.
Если ОТП платит своим специалистам столько же сколько платят в дешевых ломбардах из переходов метро то я не удивлен что у них такое днищенское обслуживание и что в ПО такие днищенские ошибки, из-за которых я в конце концов и распрощался с ними.
Але в більшості банків з укр капіталом рівень ставки якраз такий як я вказав.
Ну і не забуваємо за премії. То вже інша складова доходів.
- достаточно скептичное отношение к «молодой команде юзиков»
- скептичное отношение к перспективам МСБ , которых все банки восхваляют и записывают в приоритеты.
Среди приоритетов банка нет ни одного связанного с клиентами.
Это характерно для всех банков с «иностранным капиталом».
Что интересно, многие, кто жил за рубежом, и обслуживался в тамошних банках, отмечали низкий сервис и махровую бюрократию.