Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 ноября 2024, 15:30 Читати українською

Как отсутствие фондового рынка делает из украинских банков инвалидов

20 ноября принял участие в заседании Клуба банкиров. Разбирали с учеными и банкирами, какой должна быть структура финансовой системы страны с рыночной экономикой. Я предложил взглянуть на проблему, с точки зрения банков, а именно с помощью ответа на вопрос: какие инструменты нужны банкам, чтобы больше и дешевле выдавать кредиты и поддерживать хорошие условия по депозитам?

Чтобы сегментировать ответ на этот вопрос, воспользуемся древней аналитической системой Федерального резерва — CAMELS. Ниже привожу диагностический чек-лист:

(C) — Capital adequacy (Достаточность капитала)

Обеспеченность собственным капиталом украинских банков происходит за счет существующих акционеров без возможности привлечения капитала с открытого рынка.

В стране отсутствует организованный рынок акций, привлечение средств от портфельных инвесторов в банковский сектор через рынок акций заблокировано.

Отсутствуют признаки привлечения капитала банками на фондовых биржах и альтернативных площадках Великобритании, ЕС, США или Азии.

Отсутствуют признаки привлечения капитала финансовыми или финансово-промышленными группами, в составе которых есть банки, через фондовые биржи Великобритании, ЕС, США или стран Азии.

Банковская система страны формально отрезана от национального и глобального рынка акций, что снижает потенциал защитной функции капитала.

Причины негативного проявления фактора:

  1. Отсутствие национального рынка акций.
  2. Низкий уровень (по сравнению с ЕС и США) корпоративного управления.
  3. Коррумпированная налоговая система, которая заставляет большинство банковских учреждений вести клиентов с фискальными рисками, иметь двойной (тройной учет) и делать другие вещи, несовместимые с рыночным контролем от институтов совместного инвестирования, НПФ и других портфельных инвесторов.

(A) — Asset quality (Качество активов)

Отсутствие сильного рынка корпоративных облигаций клиентов и невозможность создания «ликвидных» долговых портфелей для замены классических кредитов облигационными выпусками, которые кредитор может быстро распродать при необходимости.

Полное отсутствие нормативной базы для секьюритизации банками уже существующих кредитных портфелей, отсутствие успешных практик такой секьюритизации кредитов.

Отсутствие рынка ипотечных облигаций и других похожих инструментов.

Отсутствие качественного транзита нанесенных войной убытков от заемщика к реципиенту этих рисков — спецфонду по восстановлению. Отсутствие специальных облигаций/варрантов или инструментов обеспечения транзита убытков.

Слабая обоснованность текущей системы резервирования по кредитным операциям банков, которая не отражает настоящую картину рисков.

(M) — Management (Качество управления)

Проблемное корпоративное управление внутри большинства банков, по стандартам NYSE, NASDAQ, LSE, Euronext, SGX, Deutsche Borsera, других площадок, граничит с уголовными преступлениями или неэффективным управлением.

Уже второй год не сформирован Совет НБУ, нет главы Совета, также существует практика назначения связанных лиц. В таких условиях невозможно требовать от поднадзорных качественного управления.

Слабое развитие сегмента «Страхование ответственности менеджмента» без расширения практики на частный сегмент банковской системы.

(E) — Earnings (Доходность)

Заметна зависимость доходности от монетарной политики НБУ и выплат по ДС НБУ, умеренная диверсификация доходов банков.

Недопустимо повышение налога на прибыль банков до 50%, что повлияет не только на доходность их операций, но и создаст спрос на привлечение дополнительного капитала от акционеров (в т.ч. государства).

Позорная практика повышения налогов задним числом.

Алгоритм работы системы финмониторинга по методу «случайных чисел», когда в схемах уклонения от уплаты налогов задействованы почти все, а штрафуют тех, кого поймали. Размеры штрафов могут создавать риски несоблюдения нормативов такими банками.

(L) — Liquidity (Ликвидность)

Система рефинансирования НБУ не реформирована, по факту сейчас полностью оторвана от реального сектора, что затрудняет эффективность работы монетарной трансмиссии.

Невозможность секьюритизации уже существующих кредитов и слабый уровень развития рынка корпоративных облигаций катастрофически отражаются на уровне ликвидности активов в собственности банков. Цессия полноценно не заменит облигации, ноты и т. п.

Катастрофическая нехватка долгосрочных пассивов в банках вызвана слабыми рынками страхования жизни и негосударственных пенсионных фондов.

(S) — Sensitivity to risk (Чувствительность к рискам)

Умеренный функционал валютного срочного рынка, без признаков наличия организованного срочного рынка.

Отсутствие серьезной практики работы с деривативами.

Полное отсутствие кредитных деривативов с возможностью мгновенной передачи кредитных рисков или обмена ими.

Читайте также: Украинцы переходят в валютные депозиты: сколько на них можно заработать в крупных банках

Итоги

Все эти недостатки сопровождаются политикой «почти таргетирования» и результатом являются:

  • заметная инфляция,
  • растрата части ЗВР,
  • почти перекрыт канал привлечения валюты от населения,
  • совсем слабая эксплуатация канала кредитования от иностранных банковских групп.

Если провести профессиональные аналогии между топ-менеджером банка и хирургом, то у наших европейских коллег 150 видов инструментов (различных скальпелей), а у нас из имеющегося для операций — только топор и кухонный нож. Требовать от банков дешевых кредитов в условиях дикого дефицита инструментария, да еще и повышать налоги — это глупо.

Впрочем, главная проблема сегодня — это дисфункция банковского сектора. Представьте, что у населения от 20 до 40 млрд долларов на руках валюты, а наши банки ее привлекают на депозиты под 0,5−1% годовых, в то же время, как Казначейство США привлекает средства под 4−5%. Так сравните кредитный риск украинского банка и Казначейства США.

Как правило, когда у человека дисфункция организма, его признают инвалидом и назначают пенсию. Поэтому, по этой аналогии, этот диагноз я могу поставить и банковской системе, и дать ей инвалидность третьей группы. Этот «инвалид» не умрет, но эффективность его жизнедеятельности — под большим сомнением.

Пенсию этому инвалиду уже назначил НБУ в форме выплат по ДС НБУ. И проблема в том, что эта «инвалидность» наступила еще задолго до войны, а война лишь обострила существовавшие давно проблемы.

Комментарии - 6

+
0
Я_ __
Я_ __
21 ноября 2024, 16:31
#
Тут же одразу питання, а для чого взагалі в нас існує «Українська біржа», якщо вона не надає нормальний доступ до торгів на фондовому ринку))
+
+10
neverice
neverice
21 ноября 2024, 17:01
#
Навіть якби у нас був фондовий ринок — його об'єм, ліквідність та надійність навряд чи б влаштували як самі банки, так і НБУ.
Тому більш-менш реалістичний варіант на зараз, який би частково вирішив більшість питань — це дозвіл на інвестиції в іноземні активи (ті самі облігації США чи державний борг інших країн). Як це робить пенсійний фонд Норвегії. І з запуском внутрішнього ринку/іпотечних програм можна буде потроху збільшувати частку на ньому. Але навіть такий варіант вимагає купу змін в регулятивних актах та законах. І практично нездійсненно під час війни.
+
0
Дядя Бодя
Дядя Бодя
21 ноября 2024, 17:52
#
Після підстави кернел на варшавській біржі це все пусті балачки.
Як максимум можна залістингуватися укр компаніям на тій же варшавський біржі, але я б свої гроші в укр АТ не поніс би
+
0
Дядя Бодя
Дядя Бодя
21 ноября 2024, 17:59
#
За сокиру + За інваліда + За ризик ++(перший фінансист, який взагалі про ризики згадав, окрім мене у коментах :)).
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
21 ноября 2024, 19:23
#
Точка зрения определяется местом сидения
или место сидения определяет точку зрения

Не припоминаю ни одной, аналогичной по уровню критики публикации,
во времена, когда автор занимал пост члена Совета НБУ.

Возможно, в то время всё было супер в банковской системе страны,
а с его уходом из Совета НБУ стало разваливаться на глазах…
+
0
Виталий Шапран
Виталий Шапран
21 ноября 2024, 19:46
#
В цей час, шановний дописувач, я був звязаний корпоративною етикою і публічно не критикував НБУ, але кожен день наполегливо працював в т. ч. з МВФ, щоб ми стали кращі. Дещо з цих надбань ставало публічним. Наприклад, я продвигав питання виходу НБУ на вторинний ринок ОВДП, репрофайлинг портфелю ОВДП НБУ та одночасно нормативне врегулювання відносин НБУ і Кабміну. Втім після мого звільнення з Ради НБУ (яке до речі так і не відбулось) цю тему дотягнули до війни, памятаєте що відбулось потім? Коли почалась агресія — через указ Президента НБУ викупив ОВДП на 400 млрд грн, а памятаєте на яких умовах? Ото якщо б слухали і робити те що я говорив в Раді НБУ, то багатьох ризиків вдалось би запобігти. Я вже не кажу про мою роботу зі зміни алгоритму формування резервів з прибутку НБУ, держбюджет вже отримав більше 40 млрд грн ефекту від цієї моєї новації. Тому як раз мені за мою роботу не соромно і є що відповісти таким як ви. Успіхів, анонимний дописувач.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Страницу просматривает Виталий Шапран.